Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:39, лекция
История БУХГАЛТЕРСКОГО учета насчитывает почти шесть тысяч лет. Его вызвала к жизни хозяйственная деятельность человека.
I этап развития бухгалтерского учета – униграфическая бухгалтерия. Главное отличие – отсутствие единого денежного измерителя, двойной записи и баланса.
Униграфический учет воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. В своем развитии униграфический учет прошел 5 этапов.
Регулирующие статьи баланса бывают двух видов: прямого и контрарного регулирования. Прямые регулирующие статьи можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточненная оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.
Контрарные регулирующие статьи указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведенные примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (износ основных средств или МБП, амортизация нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределенную стоимость) основных средств, нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, называются контрактивными статьями, так как они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли) («Использование прибыли») относятся к контрпассивным статьям.
Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей - балансом-нетто.
До 1992 г. в российской практике основная форма финансовой отчетности - бухгалтерский баланс - строилась по принципу баланс-брутто. Контрарные регулирующие статьи располагались на стороне баланса, противоположной основной статье, уточнение которой осуществляли контрарные статьи (контрактивные — в пассиве баланса, контрпассивные - в его активе), и включались в валюту баланса. Баланс-нетто, исключающий регулирующие статьи и не включающий их в валюту баланса, составлялся, как правило, для целей анализа финансового положения предприятия. Он указывал на реальную величину имущества предприятия, оцененную по остаточной стоимости.
С 1992 г. бухгалтерский баланс переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местонахождению основной статьи) и на валюту баланса не влияли. В валюту включались очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине.
С 1996 г. в российской практике действует форма нетто-баланса, исключающая наличие как основных, так и контрарных статей. Объекты в современном российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).
Тема 8. Система счетов бухгалтерского учета, их назначение. Строение активных, активно-пассивных и пассивных счетов, отражение на них операций. Двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета.
Важнейшим элементом информационной системы бухгалтерского учета, предназначенным для группировки и хранения данных о хозяйственных операциях, является бухгалтерский счет.
Бухгалтерский счет считается квалификационным признаком, позволяющим ответить на вопрос: что (какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете. Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, также на доходы и расходы. Как квалификационный признак счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение.
В российском учете названия счетов и их коды определяются Планом счетов бухгалтерского учета, разрабатываемым централизовано Минфином РФ. (План счетов БУ фин.-хоз-ой деятедьности организаций от 31.10.2000 г. № 94н )
Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактов хозяйственной жизни на объект бухгалтерского наблюдения, который учитывается на данном счете. Природа экономических воздействий может иметь два, направления: увеличение (+) или уменьшение (-). В этой связи; счет разбивается на две информационные зоны, каждая из которых (в зависимости от отражаемого на счете объекта наблюдения) предназначена для учета изменений, направленных на увеличение или уменьшение начальной величины показателя, характеризующего состояние объекта наблюдения на начало отчетного периода (такой показатель называется начальное сальдо). Исторически сложилось, что левая сторона счета называется дебет (от лат. он должен), а правая — кредит (от лат. он верит).
Счет…………(наименование счета)
Дебет |
Кредит |
Показатели, описывающие факты хозяйственной жизни, увеличивающие значение начального показателя, должны находиться на той же стороне бухгалтерского счета, что и начальное сальдо, а показатели, отражающие уменьшение начальной величины, располагаются на противоположной стороне.
Из сказанного напрашивается вывод: основной задачей изучения внутреннего строения бухгалтерских счетов и последующего их использования для отражения на них фактов хозяйственной жизни признается умение определять местонахождение на счете начального сальдо, т.е. на какой стороне (в дебете или кредите счета) следует записать показатель, характеризующий заданный объект бухгалтерского наблюдения на начало отчетного периода.
Основоположник балансовой теории И. Ф. Шер называл формальное балансовое уравнение (Активы = Капитал собственника + Пассивы) уравнением открытия бухгалтерских счетов. Расположение начального сальдо (в дебете или кредите счета) для счетов активов, капитала и обязательств (пассивов) зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе. Активы располагаются на левой стороне баланса, следовательно, начальное сальдо на счетах активов (и соответственно увеличение) должно помещаться на левой стороне счета, т.е. по дебету. Для капитала, резервов и обязательств (пассивов) налицо противоположная картина: правостороннее размещение в балансе таких объектов бухгалтерского наблюдения предполагает нахождение сальдо на этих счетах на правой стороне, т.е. по кредиту.
Два правила записи фактов хозяйственной жизни на бухгалтерских счетах:
1. Чтобы увеличить сальдо счета, надо сделать запись на той же стороне (левой или правой), на которой этот счет помещается в балансе.
2. Чтобы уменьшить сальдо счета, надо сделать запись на стороне (левой или правой), противоположной той, на которой этот счет помещается в балансе.
Применяемая система счетов четко делится на два их вида:
Активные – для учета хозяйственных средств;
Пассивные – для учета источников образования хозяйственных средств.
Активные и пассивные счета составляют основу системы счетов бухгалтерского учета. Однако имеются счета, которые отличаются от них по своей структуре, имеют смешанный характер, то есть сочетают в себе признаки и активного и пассивного счетов. Они называются активно-пассивными.
Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). Счетом с односторонним сальдо является счет «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса) Если, наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.
К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо относится счет «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую (с/сч расчеты по авансам полученным).
Рассмотрим структуру счетов с дебетовым начальным сальдо (счета активов).
Д |
К |
Сальдо начальное (Сн) |
|
Хозяйственные операции, отражающие увеличение активов(+) |
Хозяйственные операции, учитывающие уменьшение, списание или выбытие активов (-) |
Дебетовый оборот (Об. Д) |
Кредитовой оборот (Об.К) |
Сальдо конечное (СКД) Ск=Сн+Об.Д-Об.К |
Рассмотрим структуру счетов с кредитовым начальным сальдо (счета капитала и обязательств)
Д |
К |
Сальдо начальное (Сн) | |
Хозяйственные операции, отражающие уменьшение или расходование капитала, обязательств (-) |
Хозяйственные операции, учитывающие увеличение или формирование капитала, обязательств (+) |
Дебетовый оборот (Об.Д) |
Кредитовой оборот (Об.К) |
Сальдо конечное Ск Ск=Сн+Об.К-Об.Д |
Структура любого счета предполагает: начальное сальдо (дебетовое СнД или кредитовое СнК), показатели, отражающие увеличение первоначального значения (на той же стороне счета), и показатели, приводящие к уменьшению (на противоположной стороне), итоговый показатель по всем записям на каждой стороне, который в бухгалтерском учете называется оборотом (соответственно, дебетовый (Об.Д) и кредитовый (Об.к) обороты), конечное сальдо – показатель, характеризующий состояние объекта бухгалтерского наблюдения на конец отчетного периода (дебетовое –СкД или кредитовое –СкК).
По окончании отчетного периода по каждому счету подсчитываются увеличивающие и уменьшающие суммарные показатели (бухгалтерский термин - оборот) и выводятся предварительные остатки.
В российском учете начальное сальдо в оборот не входит и конечное сальдо записывается в той же части счета, что и начальное.
Для счетов с дебетовым начальным (СНД) и конечным (СКД) сальдо, на которых учитываются активы, итоговый показатель рассчитывается по сумме начального сальдо и дебетового оборота, уменьшенной на кредитовый оборот:
Для счетов с кредитовым начальным (СНК) и конечным (СКК) сальдо, предназначенных для учета капитала и пассивов, итоговый показатель определяется суммой начального сальдо и кредитового оборота за вычетом дебетового оборота:
Д | |
Сн= дебиторская задолженность (ДЗ) (нам должны) |
Сн= кредиторская задолженность (КрЗ) (мы должны) |
+ дебиторская задолженность - кредиторская задолженность |
+ кредиторская задолженность - дебиторская задолженность |
Об.Д= |
Об.К= |
Ск= дебиторская задолженность (нам должны)= Сн ДЗ + Об.Д ДЗ – Об.К ДЗ |
Ск= кредиторская задолженность (мы должны)= СнКрЗ + Об.К КрЗ – Об.Д КрЗ |
Бухгалтерские счета. Баланс отражает на определенную дату состояние хозяйственных средств и их источников. Но ежедневно в балансе учитывать и контролировать движение их в натуральном и денежном выражении невозможно,
Для каждого вида средств, их источников и хозяйственных процессов открывается отдельный счет. Все открываемые счета составляют План (систему) счетов БУ. Под планом понимается перечень регистров учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учет имущества, источников средств и совершаемых операций по единой методологии.
Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета для предприятий всех отраслей и инструкция по их применению, утвержден приказом МФ РВ от 31.10.2000г. №94н, содержит девять разделов и выглядит следующим образом.
Раздел 1. Внеоборотные активы
Раздел 2. Производственные запасы
Раздел 3. Затраты на производство
Раздел 4. Готовая продукция и товары
Раздел 5. Денежные средства
Раздел 6. Расчеты
Раздел 7. Капитал
Раздел 8. Финансовые результаты
Сущность и значение двойной записи на счетах.
При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи.
Сущность этого способа состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками, бухгалтерскими записями и реже счетными формулами. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.
Бухгалтерская проводка – это письменное указание на то, в дебет и кредит каких счетов отнести стоимостную оценку показателя, характеризующего конкретный хозяйственный факт.
Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерские документы подвергают бухгалтерской обработке.
Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется «контировкой».
Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется, как уже отмечалось, бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируются только два счета, и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.