Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:22, реферат
Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируют¬ся договором комиссии. Механизм осуществления комиссионной сделки состоит в следующем: посредник, хорошо знающий рынок, подписывает договор комиссии (комиссионный договор) с комитентом о поставке това¬ра на реализацию, находит покупателя и заключает с ним договор купли-продажи. Полученный платеж от покупателя за вычетом комиссионного вознаграждения в течение оговоренного в договоре срока переводится на счет комитента.
при условии отражения в налоговом учете основной суммы задолжен-
ности. Более подробно об отражении курсовых разниц при осуществле-
нии операций в рамках договоров комиссии изложено в статье
"Комиссионные операции в ВЭД" (см. "Налоги и бухгалтерский учет",
2000, № 38), смотрите также
позицию Высшего
Украины (ВАСУ) по аналогичному вопросу, отраженную в п.7 обзорного
письма ВАСУ от 31.01.2001 г. № 01-8/97, а также п.1 письма ВАСУ от
04.12.2000 г. № 01-8/718 (см. "Налоги и бухгалтерский учет" № 20 и
№ 24 за 2001 год соответственно).
В налоговом учете по НДС проводимые операции отражаться не
будут, так как они не подпадают ни под один объект налогообло-
жения, определенный п. 3.1. статьи 3 Закона об НДС. Исключение
при этом составляет лишь сумма комиссионного вознаграждения,
предусмотренная договором комиссии, которая попадает под объект
налогообложения в соответствии с п.п. 3.1.3 ст. 3 Закона об НДС.
Важно также отметить, что норма п. 8.3 ст. 8 Закона об НДС,
относительно применения 20 % ставки налога, в данном случае не
применяется. Комиссионное вознаграждение, предусмотренное догово-
ром комиссии, подлежит обложению по ставке 0 % на основании п.п.
6.2.2 ст. 6 Закона об НДС как продажа услуг, предназначенных для
использования и потребления за границами таможенной территории
Украины (фактически имеет место экспорт услуг). При этом датой
возникновения налоговых обязательств по ставке 0 % будет опреде-
ляться по правилам п.п. 7.3.1 ст. 7 Закона об НДС.
В отношении использования правила "90 дней" при осуществлении
оплаты товара в пользу нерезидента В можно отметить, что в отличие
от достаточно трудноразрешимых проблем валютного контроля, описан-
ных в предыдущем разделе статьи, в данной ситуации в пользу
предприятия работают следующие факторы, составляющие основание для
неприменимости статьи 2 Закона о расчетах в иностранной валюте.
Во-первых, товары и валюта, полученные от комитента, не яв-
ляются собственностью комиссионера. В связи с этим можно поставить
вопрос относительно соответствия проводимой комиссионером в рамках
договора купли-продажи операции термину "импортная операция", как
этого требует статья 2 Закона о расчетах в иностранной валюте.
Во-вторых, в данном случае может помочь пункт 3 письма ГНАУ от
15.12.2000 г. № 16711/7/22-2317 ( v6711225-00 ) (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2001, № 16) в котором делается следующий
(причем достаточно однозначный) вывод: "<...> ответственность,
которая предусмотрена статьей 4 Закона Украины "О порядке осу-
ществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/
94-ВР ( 185/94-ВР ) при исполнении внешнеэкономических договоров
комиссии за нарушение сроков расчетов, установленных статьями 1 и
2 этого Закона, возлагается на сторону договора, которая является
экспортером или импортером товаров, т.е. комитента". Следуя этому
буквально, можно заключить, что "отвечать" за поставку товара в
рассматриваемой ситуации должен не комиссионер, а нерезидент-коми-
тент. Конечно, комитент отвечать в порядке, предусмотренном
статьей 4 Закона о расчетах в валюте, не будет, но на основании
изложенного выше у банка появляются достаточно веские основания
для того, чтобы комиссионера вообще не ставить на валютный
контроль.
Выгодной представляется операция, проводимая в рамках договора
комиссии, и с точки зрения осуществления обязательной продажи
валюты. Так, в соответствии с подпунктом "д" п. 1 постановления
Правления Национального банка Украины "О введении обязательной
продажи поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов -
юридических лиц" от 4 сентября 1998 года № 349 ( v0575500-98 ),
обязательной продаже не подлежат средства в иностранной валюте
первой группы Классификатора иностранных валют, которые поступают
в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, и которые
подлежат перечислению резидентам и нерезидентам.
При этом обязательной продаже подлежит только полученное от
нерезидентов комиссионное вознаграждение, на которое также распро-
страняется требование статьи 2 Закона о расчетах в иностранной
валюте. По указанному вознаграждению 90-дневный срок будет исчис-
ляться с момента подписания акта выполненных работ.
Рассмотрим бухгалтерский учет операций, проводимых в рамках
нашего "комиссионного варианта" на числовом примере.
Пример.
10 марта 2001 года резиденту поступили валютные средства от
нерезидента-комитента в размере $1000. Курс НБУ на эту дату соста-
вил 5,4225 грн. за $1.
15 марта 2001 года
резидент-комиссионер
нерезидента В по договору купли-продажи. Курс НБУ составил 5,419
грн.за $1.
Товарораспорядительные документы были получены от нерезидента
В 20 марта 2001 года. Курс НБУ на эту дату составил 5,42 грн. за
$1
Товар был передан комитенту-нерезиденту на основании выписан-
ной комиссионером накладной 22 марта 2001 года.
Комиссионное вознаграждение в размере $100 было уплачено после
составления акта предоставленных комиссионных услуг. Комиссионное
вознаграждение было уплачено после подписания акта.
Бухгалтерские записи, осуществляемые по условиям данным приме-
ра, приведем в следующей таблице **.
|---|-------------------------
| № |Содержание операции |По дебету|По кредиту| Сумма |
|п/п|
|---|-------------------------
| 1 |10.03.2001 г. Поступили денеж-| 312 | 685 | $1000 |
| |ные средства от комитента | | | ______ |
| | | | | 5422,5 |
|---|-------------------------
| 2 |15.03.2001 г. Перечислены | 371 | 312 | $1000 |
| |средства по договору купли- | | | ______ |
| |продажи нерезиденту В | | | 5419 |
|---|-------------------------
| 3 |Отражена курсовая разница, | | | |
| |начисленная на иностранную | | | |
| |валюту, находящуюся на счете | 945 | 312 | 3,5 |
|---|-------------------------
| 4 |20.03.2001 г. На основании | 024 | - | 5422,5 |
| |отгрузочных документов нере- | | | |
| |зидента В оприходован за ба- | | | |
| |лансом товар | | | |
|---|-------------------------
| 5 |22.03.2001 г. Передан товар | | | |
| |комитенту-нерезиденту | - | 024 | 5422,5 |
|---|-------------------------
|В случае если комиссионер
не осуществляет приемку
|выписывает комитенту транспортные накладные, основанием для |
|отражения стоимости товаров за балансом будет уведомление нере- |
|зидента В, подтверждающего их отгрузку в пользу комитента, а |
|списание можно будет произвести на основании акта-приемки, |
|составленного комитентом (накладная нерезидента В не может |
|служить основанием для бухгалтерских записей, так как в ней бу- |
|дут фигурировать только грузоотправитель-нерезидент В, а также|
|грузополучатель-комитент). Поэтому зачет задолженностей (запись |
|6) в таком случае
будет осуществляться на
|документов: внешнеэкономического договора купли-продажи, содер- |
|жащего ссылку на договор комиссии, копии транспортной накладной,|
|а также акта, подтверждающего оказание резидентом комиссионных |
|услуг, составленного с комитентом. Подтверждением отсутствия |
|задолженности продавца (нерезидента В) перед комиссионером |
|может быть акт сверки расчетов.
|---|-------------------------
| 6 |Отражен зачет задолженностей | 685 | 371 | $1000 |
| | | | | _____ |
| | | | | 5422,5 |
|---|-------------------------
| 7 |Списана возникшая курсовая | | | |
| |разница | 371 | 714 | 3,5 |
|---|-------------------------
|Строго говоря, задолженность перед комитентом, а также задол- |
|женность третьего лица (нерезидента В) носят немонетарный |
|характер, а следовательно, не должны пересчитываться (в том |
|числе в результате их зачета). Поэтому при приведении записи 6 |
|мы использовали курс, действовавший на момент получения валютных|
|средств. Тем не менее для того, чтобы "закрыть" счет 371, его |
|необходимо откорректировать (запись 7) в связи с изменением |
|валютного курса.
|---|-------------------------
| 8 |На основании акта, составлен- | | | |
| |ного с комитентом, отражены | | | |
| |доходы от предоставления ко- | 362 | 703 | $100 |
| |миссионных услуг с включением | | | ______ |
| |в валовые доходы в налоговом | | | 540 |
| |учете. Курс НБУ 5,4 грн. за $1| | | |
|---|-------------------------
| 9 |Получено комиссионное вознаг- | 312 | 362 | $100 |
| |раждение. Курс НБУ - 5,42 грн.| | | ______ |
| |за $1 | | | 542 |
|---|-------------------------
|10 |Отражена курсовая разница | 362 | 714 | 2 |
|---|-------------------------
____________________________
** Бухгалтерские записи, осуществляемые в конце отчетного пе-
риода и связанные с определением финансового результата, не приво-
дятся.
Консигационный вариант
Кроме внешнеэкономических операций, связанных с исполнением
договора комиссии на покупку товаров, на практике имеет место и
обратная ситуация, когда резидент ищет не поставщика, а покупателя
товара. Далее мы рассмотрим вариант, с помощью которого можно
осуществить такие операции фактически ввозя товары на территорию
Украины, но не уплачивая при этом "ввозных" налогов и пошлин, с
использованием таможенного лицензионного склада (ТЛС). Указанная
схема осуществления
выгодна, когда резидент осуществляет комплексную поставку несколь-
ких видов товаров (например, комплектующих изделий), при которой
часть из них является товарами "украинского происхождения", а
часть предварительно импортируется из-за границы. Именно в отноше-
нии второй части товаров для оптимизации налогообложения можно
использовать схему с участием ТЛС.
Схематично изобразим операции, проводимые на основании догово-
ров консигнации, на рисунке.
|-----------|
|Нерезидент-|
|консигнант | |покупатель |
| | | |
| | | |
|-----|----|| Товар Товар |-|----|----|
^ ^
| |
-----------|----|-------------
| | |---| | | граница
| |-------------|ТЛС|-----------
| |---| |
| |-----------| |
| | Резидент- | |
|------------->|консигнатор|<-
|-----------|
договор
консигнации
Основой для осуществления указанного варианта торговли во
внешнеэкономической деятельности является использование договоров
консигнации. В соответствии с Порядком отнесения операций резиден-
тов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности по
договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного
строительства, оперативного и финансового лизинга, поставки слож-
ных технических изделий и товаров специального назначения, утверж-
денным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря
1994 года № 882, к операциям резидентов, которые осуществляютс во
время исполнения договоров консигнации, относятся операции по
реализации товаров, в соответствии с которыми одна сторона (кон-
сигнатор) обязуется по поручению второй стороны (консигнанта) в
течение определенного времени (срока договора консигнации) за