Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:19, курсовая работа
целью курсовой работы стало изучение особенностей международных принципов бухгалтерского учета и отчетности, международных стандартов финансовой отчетности в разрезе их адаптации банковском секторе Республики Беларусь.
В свою очередь, задачи, поставленные при написании данной работы, свелись к следующему:
- изучение понятия и общих принципов построения международных стандартов финансовой отчетности;
- ознакомление с международными принципами бухгалтерского учета и отчетности;
- ознакомление на примере с несколькими международными стандартами;
- изучение применения международных стандартов и принципов финансовой отчетности в банковском секторе Республики Беларусь, выработка рекомендаций по его усовершенствованию.
1 Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в процессе унификации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь 5
1.1 Сущность, цель и значение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5
1.2 Международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, особенности их адаптации в банках Республики Беларусь 8
1.3 Основные нормативно-правовые акты, определяющие переход банковской системы на международные стандарты. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 12
2 Состав и содержание основных международных стандартов 21
2.1 Характеристика МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» 21
2.2 Характеристика МСФО 8 «Чистая прибыль и убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» 24
2.3 Характеристика МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» 26
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности 44
Принцип оценки активов предприятия по фактической стоимости (принцип исторически сложившихся затрат). В соответствии с этим принципом активы подлежат отражению в учете и отчетности по той стоимости, которая была в момент приобретения, а не по текущей рыночной стоимости, которая сложилась на дату составления бухгалтерского баланса и остальной финансовой отчетности.
Принцип регистрации (распознавания, идентификации) дохода (выручки, реализации услуг) в момент фактической реализации. Наиболее часто в зарубежной практике расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги моментом реализации считается дата выставления счета покупателю.
Принцип соответствия (согласования) затрат и доходов. Согласно этому принципу, все затраты, следствием которых стали возможны определенные доходы, должны быть списаны и распределены по этим соответствующим доходам в тех же промежутках времени, в которых эти доходы были получены.
Принцип последовательности. Предполагает соблюдение относительного постоянства в использовании тех приемов и методов учета, которые были провозглашены предприятием. Избрав единожды учетную политику, бухгалтер будет ее применять из года в год. Если в силу изменившихся условий хозяйствования и в силу производственной необходимости предприятие решило заменить провозглашенный метод и использовать какой-либо другой, то причина такого решения, а также его влияние на финансовые результаты должны быть подробно объяснены и отражены в отчетности.
Принцип максимальной полноты и достоверности отражаемой в отчетности информации. Согласно этому принципу, отчетность должна содержать всю важную и существенную информацию о данном предприятии. Объем и качество отчетной информации должны быть достаточны для того, чтобы пользователи могли составить всестороннее и объективное представление о финансовом состоянии предприятия. К числу такого рода информации помимо собственно учетной относятся: учетные методы оценки активов (имущества) предприятия; изменения этих методов (если таковые имели место); непредвиденные обстоятельства, которые оказали существенное влияние на финансовое состояние предприятия; крупные договоры (заказы) на покупку производимой предприятием продукции, предполагаемые капитальные вложения; кредитные соглашения и иные проекты, осуществление которых может вызвать значительные изменения в финансовом положении предприятия, в стоимости его активов (имущества) и финансовых обязательств, в стоимости собственного капитала. Также подлежит раскрытию информация о значительных с финансовой и юридической точек зрения событиях, происшедших после окончания учетного периода, но до момента составления отчетности.
Принцип значимости. Данный принцип предполагает, что в учете и отчетности должна находить отражение вся значимая информация, способная существенно повлиять на основные финансовые показатели предприятия.
Принцип периодичности. Согласно данному принципу, весь жизненный цикл действующего предприятия разбивается на условные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, год). Это обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет приводить в соответствие доходы и затраты, делает возможным осуществление аналитических оценок эффективности хозяйственной деятельности, позволяет планировать и прогнозировать будущее развитие предприятия, а также своевременно рассчитываться с бюджетом по налоговым платежам.
Принцип денежной оценки объектов учета и отчетности. В соответствии с этим принципом вся сводная учетно-аналитическая информация должна иметь стоимостную оценку.
Правило консерватизма. Не являясь концептуальным принципом учета, это правило, тем не менее, играет важную роль и применяется в тех случаях, когда в силу сложившихся обстоятельств существует возможность неоднозначной трактовки какого-либо спорного бухгалтерского вопроса. Согласно правилу консерватизма, следует отдавать предпочтение решению, при котором будет занижена стоимость объекта учета, ставшего предметом спора. Такой подход снижает риск принимаемых управленческих решений [12, c.77-79].
Практически все указанные принципы оговорены в белорусском законодательстве, в том числе, в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность коммерческих банков республики.
Так, например, статьей 2 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета, что является законодательным закреплением принципа двойной записи и принципа денежной оценки объектов учета и отчетности. Статьей 6 того же Закона определен принцип непрерывно продолжающейся деятельности предприятия [3]. Таким образом, данные принципы бухгалтерского учета и отчетности распространяются и на банки, как на любой другой хозяйствующий субъект.
Кроме того, международные принципы бухгалтерского учета и отчетности нашли отражение в Инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, утвержденном Постановлением Совета директоров Национального Банка Республики Беларусь 19 сентября 2005 г. № 283 (далее – Инструкция). В соответствии с пунктом 11 главы 2 Инструкции, Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности осуществляются с соблюдением следующих принципов:
1. непрерывности деятельности - банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;
2. осмотрительности (осторожности) - активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды;
3. постоянства правил бухгалтерского учета - банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики);
4. начисления - все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты соответственно;
5. приоритета экономического содержания над юридической формой - отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;
6. достоверности - формирование учетной и отчетной информации в соответствии с требованиями законодательства;
7. раздельного отражения активов и пассивов - все счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде;
8. единицы измерения - активы и пассивы должны учитываться по их первоначальной стоимости на момент их признания в бухгалтерском балансе. Эта первоначальная стоимость не изменяется до момента прекращения их признания, если иное не предусмотрено законодательством;
9. преемственности входящего баланса - остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего отчетного периода;
10. существенности информации - информация считается существенной, если ее непредставление может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера статей финансовой отчетности, оцениваемых в конкретных обстоятельствах;
11. сопоставимости - пользователи получают информацию о финансовом положении банка для определения тенденции ее изменения по сравнению с предшествующими или соответствующими отчетными периодами или деятельностью других банков.
Таким образом, большинство международных принципов бухгалтерского учета и отчетности нашли отражение в нормативных актах, регулирующих деятельность коммерческих банков на территории Республики Беларусь.
В Республике Беларусь процесс вступления на путь международной гармонизации бухгалтерского учета и отчетности начался еще в начале 90-х гг. Советом Министров были утверждены Постановление от 30 марта 1992 г. № 174 “О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики” и Республиканская программа от 27 августа 1992 г. № 523 к Постановлению. В Программе отмечалось, что существующая до 1992 г. система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой и находилась в прямой зависимости от централизованного планирования, а “методология системы учета и статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов ее интеграции в международное сообщество [10, c.44].
Все это требует существенной переработки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами”. Программа предусматривала решение целого ряда задач, среди которых перестройке бухгалтерского и банковского учета отводилось первостепенное значение: “Бухгалтерский и банковский учет — фундамент, “низовое” звено формирования новой системы статистической информации, от которого зависит осуществление всей Программы перехода Беларуси на новую систему учета и статистики”.
С принятием Правительством Республики Беларусь такого решения Национальный банк начал осуществлять процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе государства. Началом реформ стал разработка планов счетов бухгалтерского учета (один — для Национального банка и единый — для всех белорусских банков), в основу содержания которых были заложены международные принципы учета и формирования отчетности. Переход банковской систем на новые планы счетов (и, соответственно, серьезные потрясения для всех клиентов белорусских банков в связи с присвоением им новых текущих (расчетных) и иных счетов) был осуществлен 1 января 1996 г.
С принятием Советом Министров Республики Беларусь постановления от 4 мая 1998 г. № 694 “О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь” банковская система продолжила процесс гармонизации национальной систем бухгалтерского учета и отчетности с международной путем внедрения в практику банков международных стандартов финансовой отчетности.
В силу полномочий, предоставленных Банковским кодексом Республики Беларусь и Законом “О бухгалтерском учете и отчетности” по осуществлению методологического руководства бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, в 2000 г. Национальным банком было принято решение о поэтапном переходе на МСФО путем разработки национальных стандартов финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Разработка стандартов и их внедрение в банковскую практику — задача не из легких, поскольку требует приложения усилий в понимании новых знаний, на которых построена философия стандартов.
Рассмотрим основные нормативные правовые акты, определяющие переход банковской системы на МСФО.
Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь от 04.05.1998 № 694. Ее цель — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными принципами учета и стандартами финансовой отчетности. Программой установлен срок перехода организаций (в том числе банков) и индивидуальных предпринимателей на МСФО — до 1 января 2008 г. В ней определена необходимость выполнения следующих задач:
● формирование системы стандартов учета и отчетности, не обходимых для внешних пользователей;
● обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в республике с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
● оказание методической помощи предприятиям как в понимании, так и во внедрении системы управленческого учета.
Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006—2010 годы (Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы.), Стратегия развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011 – 2015гг. Приоритетным направлением совершенствования бухгалтерского учета в банках, установленным Программой, является переход банковской системы на Международные стандарты финансовой отчетности, который будет осуществляться путем:
● внедрения в банковскую практику Национальных стандартов финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам;
● совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета;
● оказания методологической помощи банковскому сектору по внедрению реформированной модели бухгалтерского учета.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 гг. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь предусматривали внедрение в банковской системе Международных стандартов финансовой отчетности посредством разработки национальных стандартов, совершенствования правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации. Основными направлениями на каждый год утверждались конкретные мероприятия, направленные на поэтапный переход банков на МСФО.
Сегодня белорусские банки имеют современную нормативную базу по бухгалтерскому учету и формированию финансовой отчетности. В частности: Национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО), План счетов бухгалтерского учета и указания по его применению, инструкции по бухгалтерскому учету банковских операций, Правила составления финансовой отчетности. Все эти документы разработаны на единой методологической платформе с учетом требований международных принципов учета и стандартов отчетности, белорусского законодательства. Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства нашей страны, то есть НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным.