Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, их использование в Республике Беларусь: принципы, необходимость тр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы стало изучение особенностей международных принципов бухгалтерского учета и отчетности, международных стандартов финансовой отчетности в разрезе их адаптации банковском секторе Республики Беларусь.
В свою очередь, задачи, поставленные при написании данной работы, свелись к следующему:
- изучение понятия и общих принципов построения международных стандартов финансовой отчетности;
- ознакомление с международными принципами бухгалтерского учета и отчетности;
- ознакомление на примере с несколькими международными стандартами;
- изучение применения международных стандартов и принципов финансовой отчетности в банковском секторе Республики Беларусь, выработка рекомендаций по его усовершенствованию.

Содержание

1 Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в процессе унификации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь 5
1.1 Сущность, цель и значение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5
1.2 Международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, особенности их адаптации в банках Республики Беларусь 8
1.3 Основные нормативно-правовые акты, определяющие переход банковской системы на международные стандарты. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 12
2 Состав и содержание основных международных стандартов 21
2.1 Характеристика МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» 21
2.2 Характеристика МСФО 8 «Чистая прибыль и убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» 24
2.3 Характеристика МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» 26
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности 44

Вложенные файлы: 1 файл

вся работа 39.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, можно сказать, что процесс перехода на МСФО в Республике Беларусь не останавливается. Так, в приложении Б приведен  план мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности. Как видна из представленной в приложении таблицы, на текущий год запланирован целый ряд мероприятий по реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности, оценки активов и обязательств, аудиторской деятельности.

Отличительной чертой реформы финансовой отчетности в РБ является также тот факт, что в процессе перехода на МСФО банковский сектор опережает промышленные предприятия [1, c.55-62].

Тем не менее, крупный частный белорусский бизнес уже достаточно давно оценил пользу от международных стандартов, начиная от сотрудничества с международными финансовыми институтами, такими как МФК и ЕБРР, в части стоимости и доступности заемных ресурсов и заканчивая возможностью трезво взглянуть на собственное финансовое положение — именно поэтому мы являемся свидетелями их широкого применения этой категорией участников рынка. Основные выгоды от использования МСФО - это, конечно же, возможность привлечения заемного или собственного капитала для компаний от широкого круга инвесторов. С точки зрения вкладчиков и кредиторов — это более высокая прозрачность финансовой отчетности компаний и, как следствие, более эффективная защита прав инвесторов, в том числе прав миноритарных акционеров. Это тем более важно в свете того, что последние, как правило, вынуждены полагаться исключительно на публикуемую финансовую отчетность.

Наиболее оптимальной моделью дальнейшего развития бухгалтерского учета в Беларуси может стать поэтапная адаптация МСФО с обязательным принятием во внимание национальных экономических интересов и организационных особенностей отечественной учетной системы. Изменение последней должно быть максимально согласовано и гармонизировано с динамикой общего курса экономического развития страны. Постепенное сближение норм правовых актов с принципами и подходами международных стандартов потребует принятия законодательных решений по данной проблематике, разработки Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РБ и подробного плана мероприятий по ее реализации, создания системы национальных стандартов бухучета и финансовой отчетности, адекватных МСФО.

Следует уделять большее внимание не формальным процедурам, а пониманию  экономической сущности бизнес-процессов, достоверной и объективной оценке всех элементов отчетности.

Одним из возможных путей решения  проблемы реформирования белорусской бухгалтерской отчетности, по мнению экспертов, может стать движение в направлении большей конкретизации дефиниций, учетных приемов и способов, возможного устранения многовариантности бухгалтерских расчетов. Для успешного распространения идей МСБУ/МСФО представляется весьма важным существенное расширение круга специалистов из различных стран (включая развивающиеся), которые бы принимали участие в процедурах подготовки стандартов пусть хотя бы в роли наблюдателей [7, с.64-69].

Предприятия получают несколько серьезных преимуществ при переходе на МСФО:

  • снижение издержек предприятий на ведение "тройной" отчетности;
  • раскрытие в финансовой отчетности экономической сущности бизнес-процессов, наиболее адекватных для принятия эффективных управленческих решений в жесткой конкурентной среде;
  • предоставление зарубежным инвесторам понятной им информации, что облегчает доступ к мировым рынкам капитала;
  • повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом.

В Беларуси сегодня, вероятно, только 150-200 предприятий, действительно заинтересованных в представлении финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Но те организации, которые хотят составлять, такую финансовую отчетность, нужно освободить от необходимости вести параллельный учет и составлять отчетность по белорусским правилам (за исключение налоговой отчетности). Всем остальным придется вести учет по отечественным правилам, которые постепенно будут приближаться к МСФО".

Общая стратегия трансформации  на конкретном предприятии может быть следующей:

  • разработать учетную политику, основанную на принципах и методах МСФО;
  • создать рабочий план счетов, предусмотрев составление соответствующих корректировочных и реклассифицирующих бухгалтерских записей;
  • разработать методику корректировки порядка отражения отдельных элементов бухучета (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, обязательств, капитала) в финансовой отчетности по МСФО с учетом отраслевой и индивидуальной специфики предприятия;
  • скорректировать содержание форм финансовой отчетности для данного предприятия с учетом требований МСФО;
  • автоматизировать процесс трансформации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Международные стандарты финансовой отчетности  представляют собой  документы, которые предлагают варианты учета отдельных средств или  операций предприятии определяют общий  подход к составлению финансовой отчетности. В настоящее время Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности разработан 41 стандарт финансовой отчетности (действующих из них – 37).

В Республике Беларусь работа по приведению законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с МСФО была начата с принятием Советом Министров Республики Беларусь постановления от 4 мая 1998 г. № 694 “О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь”.

В настоящее время все банки Республики Беларусь представляют финансовую отчетность как в соответствии с МСФО, так и в соответствии с национальными нормами.

Наиболее оптимальной моделью дальнейшего развития бухгалтерского учета в Беларуси может стать поэтапная адаптация МСФО с обязательным принятием во внимание национальных экономических интересов и организационных особенностей отечественной учетной системы. Изменение последней должно быть максимально согласовано и гармонизировано с динамикой общего курса экономического развития страны.

В заключение следует отметить, что  МСФО имеют большое значение не только для банков и отдельных предприятий  как инструмент привлечения дополнительных инвестиций и элемент высокой  корпоративной культуры управления, но и для развития экономики страны в целом, поскольку Международные стандарты финансовой отчетности способствуют формированию более “чистого” и открытого бизнес-климата и интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Барсегян, Л.М. Проблемы применения Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Беларусь / Л.М, Барсегян // Новая экономика – науч.-практ. журнал. – 2008. – №11-12 (41-42). – с.55-62.
  2. Бугаев А.В. Перевод (трансформация) белорусской бухгалтерской отчетности в отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета. – Мн.: Регистр, 2005. – 168с.
  3. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности"
  4. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: Учеб. пособие. – Мн.: ООО «Мисанта», ООО «ФУАинформ», 2003. – 202с.
  5. Моисеева О.П. Финансовый и управленческий учет в зарубежных странах: курс лекций. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 203с.
  6. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь - www.minfin.gov.by
  7. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом: Учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2002.
  8. Панков, Д.А. Бухгалтерский учет – метрология экономики / Д.А. Панков // Белорусский экономический журнал – ежекварт. научн-практ. журнал – 2008. – №1(42). – с. 64-69
  9. Панкова Д.А., Рыбак Т.Н. Трудности перехода: законы, кадры, расходы  // Экономическая газета. – 2009. -№53 (1271). – Режим доступа: - http://neg.by/publication/2009_07_17_11693.html
  10. Панков Д.А. Методика трансформации бухгалтерской отчетности / Д.А. Панков, Ю.Ю.Кухто. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2008. – 120с.
  11. Поленова С.Н. Стандартизация бухгалтерского учета и отчетности. Зарубежный и Российский опыт. – М.: Дашков и К., - 2010. – 348с.
  12. Поленова С.Н. Теория бухгалтерского учета: учеб. для вузов / С.Н. Поленова. – М.: Дашков и К., - 2009. – 464с.
  13. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь 03.03.2011 № 73 «Об утверждении стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы»
  14. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь приняло от 27 сентября 2007 г. № 185 “О составлении и представлении Национальным банком Республики Беларусь, банками Республики Беларусь финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и внесении изменений  постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 г. № 129”.
  15. Постановление Совета директоров Национального Банка Республики Беларусь 19 сентября 2005 г. № 283 «О ведении бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь»
  16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь»
  17. Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета: учеб. для вузов / Т.М.Рогуленко, С.В. Пономарева. – М.: КноРус, 2010. – 176с.
  18. Рыбак Т.Н. 2010: промежуточные итоги // Финансы, учет, аудит. – 2011. - №3 (206). - с. 20-22
  19. Рыбак Т.Н. Нормы продекларированы, но допускаются отступления: современные требования к финансовой отчетности тенденции применения //Финансы, учет, аудит. – 2011. - №4 (207). - с. 19-20
  20. Рыбак Т.Н. МСФО: современные тенденции применения //Финансы, учет, аудит. – 2011. - №5 (208). - с. 28-29
  21. Стефанович Л. МСФО и белорусские банки: интеграция в мировую экономику // Банкаўскi веснiк. – 2008. -  №1[402] – с.57 – 66.
  22. Сыч Д. Составление отчетности по МСФО // Главный экономист. – 2011. - №11. – с.77-82
  23. Сыч Д. Как научиться «мыслить» по МСФО? // Главный экономист. – 2010.  – №2. – с.73-77
  24. Шавлюк А. Аспекты гармонизации отчетности / Александр Шавлюк; рубрику ведет Татьяна Рыбак // Финансы, учет, аудит. – 2010. - №10. – с.27-29
  25. http://www.iasplus.com/standard/ias39.htm - Summaries of International Financial Reporting Standards: IAS 39 FINANCIAL INSTRUMENTS: RECOGNITION AND MEASUREMENT.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов

 

Таблица А.1 – Сравнение основных положений по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Наименование

Нормативные правовые акты Республики Беларусь

МСФО

Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Бухгалтерская отчетность - система  показателей, содержащая информацию о  результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации

Финансовая отчетность общего назначения – это отчетность, которая предназначена  для удовлетворения нужд тех пользователей, которые не имеют возможности  потребовать от организации предоставление отчетов, отвечающих их конкретным информационным потребностям

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и давать достоверное  и полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности

Целью финансовой отчетности общего назначения является представление  информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.

Отчетная дата

Организация должна составлять бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал и год  нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь

Отчетная дата для финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной.

Продолжительность отчетного периода 

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно.

Организация обязана представлять полный комплект финансовой отчетности (включая сравнительную информацию) не реже одного раза в год. Когда организация изменяет дату окончания своего отчетного периода и представляет финансовую отчетность за продолжительнее или короче, чем один год, она обязана в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, раскрыть следующую информацию:  
(а) причину использования более длительного или более короткого периода, и  
(b) тот факт, что суммы, представленные в финансовой отчетности, не в полной мере сопоставимы.

Дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Организации представляют годовую  бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством  Республики Беларусь. Организации квартальную бухгалтерскую отчетность представляют пользователям не позднее 30 дней по окончании отчетного квартала.

Дата представления финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной.


Источник: [6]

 

Таблица А.2 – Сравнение допущений и требований

Наименование

Нормативные правовые акты Республики Беларусь

МСФО

Допущение имущественной обособленности

Данное допущение упомянуто  в п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», однако не раскрыта его суть.

В МСФО допущение имущественной  обособленности прямо не определено.

Допущение непрерывности деятельности

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из непрерывности деятельности организации.

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствуют намерения  и необходимость ликвидации или  существенного сокращения деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики

Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому 

Предприятие выбирает и применяет  учетную политику последовательно  для одинаковых операций, прочих событий  и условий.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими.

Результаты операций и прочих событий  признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или  выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях  и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

Требование полноты 

Учетная политика организации должна соответствовать требованию полноты.

Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание.

Требование осмотрительности

Учетная политика организации должна соответствовать требованию осмотрительности.

Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления  финансовой отчетности.

Требование приоритета содержания перед формой

Учетная политика организации должна соответствовать требованию приоритета содержания перед формой.

Операции и другие события должны учитываться и представляться в  соответствии с их сущностью и  экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической  формой.

Требование непротиворечивости

Учетная политика организации должна соответствовать требованию непротиворечивости.

Требование непротиворечивости в  МСФО не определено.

Требование рациональности

Учетная политика организации должна соответствовать требованию рациональности.

Требование рациональности в отношении  ведения бухгалтерского учета в  МСФО не определено.

Информация о работе Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, их использование в Республике Беларусь: принципы, необходимость тр