Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:19, курсовая работа
целью курсовой работы стало изучение особенностей международных принципов бухгалтерского учета и отчетности, международных стандартов финансовой отчетности в разрезе их адаптации банковском секторе Республики Беларусь.
В свою очередь, задачи, поставленные при написании данной работы, свелись к следующему:
- изучение понятия и общих принципов построения международных стандартов финансовой отчетности;
- ознакомление с международными принципами бухгалтерского учета и отчетности;
- ознакомление на примере с несколькими международными стандартами;
- изучение применения международных стандартов и принципов финансовой отчетности в банковском секторе Республики Беларусь, выработка рекомендаций по его усовершенствованию.
1 Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в процессе унификации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь 5
1.1 Сущность, цель и значение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5
1.2 Международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, особенности их адаптации в банках Республики Беларусь 8
1.3 Основные нормативно-правовые акты, определяющие переход банковской системы на международные стандарты. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 12
2 Состав и содержание основных международных стандартов 21
2.1 Характеристика МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» 21
2.2 Характеристика МСФО 8 «Чистая прибыль и убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» 24
2.3 Характеристика МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» 26
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности 44
Тем не менее, можно сказать, что процесс перехода на МСФО в Республике Беларусь не останавливается. Так, в приложении Б приведен план мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности. Как видна из представленной в приложении таблицы, на текущий год запланирован целый ряд мероприятий по реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности, оценки активов и обязательств, аудиторской деятельности.
Отличительной чертой реформы финансовой отчетности в РБ является также тот факт, что в процессе перехода на МСФО банковский сектор опережает промышленные предприятия [1, c.55-62].
Тем не менее, крупный частный белорусский бизнес уже достаточно давно оценил пользу от международных стандартов, начиная от сотрудничества с международными финансовыми институтами, такими как МФК и ЕБРР, в части стоимости и доступности заемных ресурсов и заканчивая возможностью трезво взглянуть на собственное финансовое положение — именно поэтому мы являемся свидетелями их широкого применения этой категорией участников рынка. Основные выгоды от использования МСФО - это, конечно же, возможность привлечения заемного или собственного капитала для компаний от широкого круга инвесторов. С точки зрения вкладчиков и кредиторов — это более высокая прозрачность финансовой отчетности компаний и, как следствие, более эффективная защита прав инвесторов, в том числе прав миноритарных акционеров. Это тем более важно в свете того, что последние, как правило, вынуждены полагаться исключительно на публикуемую финансовую отчетность.
Наиболее оптимальной моделью дальнейшего развития бухгалтерского учета в Беларуси может стать поэтапная адаптация МСФО с обязательным принятием во внимание национальных экономических интересов и организационных особенностей отечественной учетной системы. Изменение последней должно быть максимально согласовано и гармонизировано с динамикой общего курса экономического развития страны. Постепенное сближение норм правовых актов с принципами и подходами международных стандартов потребует принятия законодательных решений по данной проблематике, разработки Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РБ и подробного плана мероприятий по ее реализации, создания системы национальных стандартов бухучета и финансовой отчетности, адекватных МСФО.
Следует уделять большее внимание
не формальным процедурам, а пониманию
экономической сущности бизнес-процессов,
достоверной и объективной
Одним из возможных путей решения проблемы реформирования белорусской бухгалтерской отчетности, по мнению экспертов, может стать движение в направлении большей конкретизации дефиниций, учетных приемов и способов, возможного устранения многовариантности бухгалтерских расчетов. Для успешного распространения идей МСБУ/МСФО представляется весьма важным существенное расширение круга специалистов из различных стран (включая развивающиеся), которые бы принимали участие в процедурах подготовки стандартов пусть хотя бы в роли наблюдателей [7, с.64-69].
Предприятия получают несколько серьезных преимуществ при переходе на МСФО:
В Беларуси сегодня, вероятно, только 150-200 предприятий, действительно заинтересованных в представлении финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Но те организации, которые хотят составлять, такую финансовую отчетность, нужно освободить от необходимости вести параллельный учет и составлять отчетность по белорусским правилам (за исключение налоговой отчетности). Всем остальным придется вести учет по отечественным правилам, которые постепенно будут приближаться к МСФО".
Общая стратегия трансформации на конкретном предприятии может быть следующей:
Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой документы, которые предлагают варианты учета отдельных средств или операций предприятии определяют общий подход к составлению финансовой отчетности. В настоящее время Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности разработан 41 стандарт финансовой отчетности (действующих из них – 37).
В Республике Беларусь работа по приведению законодательства в сфере бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с МСФО была начата с принятием Советом Министров Республики Беларусь постановления от 4 мая 1998 г. № 694 “О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь”.
В настоящее время все банки Республики Беларусь представляют финансовую отчетность как в соответствии с МСФО, так и в соответствии с национальными нормами.
Наиболее оптимальной моделью дальнейшего развития бухгалтерского учета в Беларуси может стать поэтапная адаптация МСФО с обязательным принятием во внимание национальных экономических интересов и организационных особенностей отечественной учетной системы. Изменение последней должно быть максимально согласовано и гармонизировано с динамикой общего курса экономического развития страны.
В заключение следует отметить, что МСФО имеют большое значение не только для банков и отдельных предприятий как инструмент привлечения дополнительных инвестиций и элемент высокой корпоративной культуры управления, но и для развития экономики страны в целом, поскольку Международные стандарты финансовой отчетности способствуют формированию более “чистого” и открытого бизнес-климата и интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
Таблица А.1 – Сравнение основных положений по финансовой (бухгалтерской) отчетности
Наименование |
Нормативные правовые акты Республики Беларусь |
МСФО |
Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности
|
Бухгалтерская отчетность - система
показателей, содержащая информацию о
результатах хозяйственной |
Финансовая отчетность общего назначения – это отчетность, которая предназначена для удовлетворения нужд тех пользователей, которые не имеют возможности потребовать от организации предоставление отчетов, отвечающих их конкретным информационным потребностям |
Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности |
Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. |
Отчетная дата |
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь |
Отчетная дата для финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной. |
Продолжительность отчетного периода |
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно. |
Организация обязана представлять
полный комплект финансовой отчетности
(включая сравнительную информацию) не
реже одного раза в год. Когда организация
изменяет дату окончания своего отчетного
периода и представляет финансовую отчетность
за продолжительнее или короче, чем один
год, она обязана в дополнение к периоду,
охваченному финансовой отчетностью,
раскрыть следующую информацию: |
Дата представления |
Организации представляют годовую
бухгалтерскую отчетность в течение
90 дней по окончании года, если иное
не предусмотрено |
Дата представления финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной. |
Источник: [6]
Таблица А.2 – Сравнение допущений и требований
Наименование |
Нормативные правовые акты Республики Беларусь |
МСФО |
Допущение имущественной обособленности |
Данное допущение упомянуто в п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», однако не раскрыта его суть. |
В МСФО допущение имущественной обособленности прямо не определено. |
Допущение непрерывности деятельности |
При формировании учетной политики организации необходимо исходить из непрерывности деятельности организации. |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. |
Допущение последовательности применения учетной политики |
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому |
Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий. |
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности |
Факты хозяйственной деятельности
организации относятся к тому
отчетному периоду, в котором
они имели место, независимо от фактического
времени поступления или |
Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. |
Требование полноты |
Учетная политика организации должна соответствовать требованию полноты. |
Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание. |
Требование осмотрительности |
Учетная политика организации должна соответствовать требованию осмотрительности. |
Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. |
Требование приоритета содержания перед формой |
Учетная политика организации должна соответствовать требованию приоритета содержания перед формой. |
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой. |
Требование непротиворечивости |
Учетная политика организации должна соответствовать требованию непротиворечивости. |
Требование непротиворечивости в МСФО не определено. |
Требование рациональности |
Учетная политика организации должна соответствовать требованию рациональности. |
Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено. |