Қазақстан Республикасының
Білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и
науки Республики Казахстан
«Тұран» университетініңколледжі
Колледж университета «Туран»
Мамандығы :
Специальность : 0515000 «Менеджмент»
Курсовая работа
Тема:
Менеджер и его функции
Орындаңған
Топ оқушысы:
Выполнил:
Обучающийся группы :
СМ13-1
Азнабакиев Шамиль
Тексерген:
Проверил(а):
Преподаватель
экономических дисциплин
м.э.н.Оласанова Р.К.
Алматы 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Понятие менджмент
1,1 Профессия менеджер………………………………………………………..4
1,2 Задачи менеджера……………………………………………………………7
1,3 Управление……………………………………………………………………8
ГЛАВА 2 Функции менеджера
2,1 Цели менеджера……………………………………………………………..12
2,2 Управление ………..…………………………………………………………16
2,3 Роль менеджера на предприятии…………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Введение
В настоящее время трудно назвать более
важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление,
или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность
производства, и качество
обслуживания населения.
Стандартное определения понятия
«менеджер» сводится к тому, что
человек является менеджером, если
он отвечает за других людей
и за их работу. Однако такое
представление о менеджере кажется
чересчур ограниченным. Основная
ответственность менеджера направлена
вверх, то есть на предприятие,
составную часть которого он
представляет. Кроме того, отношения
менеджера с руководством предприятия
и с коллегами-менеджерами не
менее важны в его деятельности,
чем отношения с подчиненными,
работой которых он руководит
и за которых он несет ответственность.
Судить о том, кто является
или кто не является менеджером,
можно лишь по функциям, выполняемым
соответствующим индивидуумом, и
по вкладу результата работы
предприятия, который от него
надеются получить. А функцией, которая
больше всех остальных выделяет
менеджера среди прочих работников
предприятия, выступает его образовательная
функция. Именно менеджер способен
сделать то, на что неспособны
другие: донести до подчиненных
сущность стоящих перед ними
целей и раскрыть пути их
достижения. Таким образом, эта образовательная
функция и моральная ответственность
и служат в конечном счете исчерпывающим
определением менеджера. Задачи менеджмента
непрерывно усложняются по мере роста
масштабов и развития производства и коммерции.
Выполненные задачи и достигнутые, намеченные
цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка
экономико-математических
методов позволили многие качественные
решения задач дополнить или
заменить точными количественными оценками
или решениями, а развитие
средств вычислительной техники
и коммуникаций способствовало
повышению эффективности управления.
Многие задачи, которые ранее не могли
решаться в реальном или допустимом масштабе
времени из-за трудоемкости расчетов,
стали повседневной реальностью.
Менеджмент пронизывает всю организацию,
затрагивает практически
все сферы ее деятельности.
Целью курсовой работы является
рассмотреть и проанализировать
работу менеджера и его функции
в управлении персоналом .
ГЛАВА 1 Понятие менджмент
1,1 Профессия менеджер
Ни одна компания
не может существовать без менеджеров
- ведь как только появляется фирма, сразу
же появляется и потребность в управлении
ею. Именно этим занимаются современные
менеджеры. Поэтому можно сказать, что
сегодня менеджер - одна из основных и
наиболее востребованных профессий.
Английское слово "management",
употребляемое в русском языке без перевода
происходит от латинского слова "манус"
- "рука". Первоначально это слово
использовалось в области управления
животными и обозначало искусство управления
ими. Позднее оно было распространено
на сферу человеческой деятельности и
стало применяться для обозначения процессов
управления людьми и организациями. Современное
понимание этого термина, которое приведено
в Оксфордском словаре, определяет менеджмент
как:
1) вид деятельности, процесс
управления людьми в разнообразных организациях,
2) область человеческого
знания, особое искусство, навык управления,
3) определенную категорию
людей, осуществляющих работу по управлению,
совокупность (группу) менеджеров отрасли,
предприятия, подразделения.
Итак, менеджмент - это
в первую очередь управление. А управление,
по определению Питера Друкера,
это особый вид деятельности, превращающий
неорганизованную толпу в эффективную,
целенаправленную и производительную
группу. Поэтому менеджмент можно определить
как совокупность методов, принципов,
средств и форм управления организацией
с целью повышения эффективности ее работы.
А менеджера - как работника компании,
принявшего на себя ответственность за
качественное исполнение порученных ему
производственных процессов и с этой целью
управляющего подчиненными ему работниками,
непосредственно занятыми в этих процессах.
Каждое структурное подразделение
фирмы возглавляет менеджер, основной
вид деятельности которого включает в
себя управление внутренними процессами
в подразделении и согласование их со
всеми внешними процессами. По аналогии
с группированием структурных подразделений,
одни менеджеры подчиняются другим менеджерам,
образуя таким образом иерархию менеджеров
(управленческую иерархию).
Следует также учесть, что высокий уровень
квалификации и большой объем ответственности
работника еще не означают того, что он
является менеджером. Если он самостоятельно
и единолично выполняет работу, связанную
с управлением, то это еще не дает оснований
считать его менеджером. Потребность в
менеджменте появляется только в том случае,
когда объем работы и ее сложность требуют
привлечения дополнительных работников,
специализирующихся в конкретных вопросах,
и возникает необходимость управлять
их деятельностью.
Конечной целью деятельности
любого менеджера является достижение
требуемого результата (качества) всех
производственных процессов, которые
выполняются в возглавляемом им структурном
подразделении. Управление людьми
- работниками компании не является целью
его деятельности, и представляет
собой только способ и средство, позволяющие
менеджеру добиться нужных результатов.
По мнению специалистов, у данной
профессии есть ряд особенностей:
Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.
Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.
Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой
организацией.
Менеджеры возглавляют государственные, общественные
и религиозные организации, и этот список
можно продолжить.
При этом менеджер может возглавлять
предприятие и организацию (менеджеры
высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры
среднего, низшего звена).
Среди основных функций менеджера
выделяют:
Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;
Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;
Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;
Координация - согласование
и установление взаимосвязей для достижения
поставленных целей;
Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;
Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.
Управление же отдельным работником
(менеджером младшего звена или специалистом)
включает в себя следующий минимальный
набор действий и процедур, выполняемых
менеджером:
Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.
Анализ результатов
и формирование оценки эффективности деятельности
подчиненных.
Подготовка и осуществление
корректирующих управленческих действий.
Специалисты отмечают, что в
функциональном плане все действия менеджера
условно могут быть распределены по трем
группам. Можно считать, что исполнение функций,
отнесенных к одной из трех групп, соответствует
одной из трех ролей руководителя.
В этой системе главное место
занимает "Администратор",
который производит необходимые действия
по управлению подчиненными ему работниками
и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает
технологическую поддержку действий менеджера
и подготовку решений, а "Специалист" занят
сопутствующей деятельностью неуправленческого
характера.
В ряде случаев конкретные действия
менеджера невозможно однозначно отнести
к той или другой роли. Условность
ролевого подхода проявляется в ситуациях,
когда менеджеру приходится решать задачи,
одновременно входящие в сферу ответственности
разных ролей. Например, принятие решений
представляет собой действие, в котором
участвуют и "Администратор" и "Технолог".
Однако, распределение функций руководителя
в виде системы трех ролей позволяет в
идеальном случае обеспечить все функциональные
потребности менеджера.
Ресурсы менеджера представляют
собой набор средств, которыми
он располагает, и которые могут быть им
использованы в процессе управленческой
деятельности. Система ресурсов менеджера
формируется из нескольких источников
и включает в себя: административные, профессиональные
ресурсы и психологические ресурсы личности.
Источником административных
ресурсов является управленческая
иерархия. В личные административные ресурсы
менеджера входит соответствующее его
должности право руководить подчиненными
и управлять ресурсами. Получение этого
ресурса происходит в момент, когда менеджер
"вступает в иерархию", этот процесс
можно назвать иерархизацией менеджера.
Профессиональные
ресурсы менеджера включают накопленный
опыт практической управленческой деятельности
и специальные знания. Структура профессиональных
ресурсов должна быть ориентирована на
обеспечение ролевых запросов. Одним из
источников этих ресурсов служит сама
личность, самостоятельно инициирующая
процессы получения знаний, и иерархия
как источник управленческого опыта и
знаний.
Психологические
ресурсы менеджера включают в себя стиль
делового поведения и способ мышления.
Источником этого ресурса является сама
личность, заданная структурой базовых
компонент, включающих способности, темперамент,
характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.
Баланс системы ресурсов
является одним из условий хорошей работы
менеджера: профессиональные и психологические
ресурсы менеджера должны соответствовать
административным ресурсам, которые будут
ему предоставлены в результате иерархизации.
В заключение хочется отметить,
что лишь навыки топ - менеджеров, то есть
менеджеров высшего звена, можно считать
универсальными, поскольку только они
применимы в разных компаниях, независимо
от отраслевой принадлежности и организационной
формы. Чем ниже ранг менеджера, тем более
специализированы его знания и навыки
по отношению к данной конкретной отрасли
деятельности.
1,2 ЗАДАЧИ МЕНЕДЖЕРА
– это то, на что направлена его основная
деятельность. К основным задачам менеджера
можно отнести: 1 Обеспечение жизнеспособности
своего предприятия в условиях возрастающей
конкуренции, несмотря на любые изменения
рынка. 2 Добиваться максимизации прибыли
в конкретных условиях рынка. 3. Систематически
разрабатывать и внедрять в практику предприятия
более совершенные формы бизнеса, проникать
в новые отрасли и сферы. 4. Определять
и достигать на практике цели, соответствующие
интересам фирмы, исходя из запросов рынка
и потребителя. 5. Уметь в разумных пределах
идти на риск. 6. Уметь овладевать возможностями
ускоренной адаптации к особенностям
рынка, 7. Уметь предотвращать и успешно
преодолевать кризисные явления в процессе
деятельности организации.
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА
– особый вид деятельности, протекающий
в управляющей системе и выполняемый особыми
методами и способами. Процесс управления
должен быть устойчивым, т.е. сохранять
основные свойства при изменении внешней
и внутренней среды. Функции разделяются
на общие и частные. Общие функции управления
не зависят от объекта управления и отражают
сущность процессов управления. К ним
относят: •прогнозирование •планирование
•организация •координация •мотивация
•контроль. Частные или конкретные функции
отражают содержание процесса управления
для различных объектов. Выделение функций
управления связано с разделением специализации
труда.
ПЛАНИРОВАНИЕ – деятельность
по выработке и принятию управленческого
решения определяют перспективы развития
и будущее составление системы производства
как субъекта и объекта управления. Усиливает
темпы роста производства, вскрывает дополнительные
ресурсы, материальные источники, требуют
применения передовых методов и форм воздействия
на весь производственный организм. План
предусматривает цели и задачи; пути и
средства; ресурсы необходимые для достижения
поставленных задач; пропорции; организация
выполнения плана и контроль.
ОРГАНИЗАЦИЯ представляет
собой построение такой структуры предприятия,
которая дает возможность людям работать
вместе для достижения поставленных целей.
Организационный процесс включает в себя
следующие стадии: 1)Определение отдельных
видов работ для достижения поставленных
задач. 2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов.
3)Выявление степени ответственности и
характера полномочий управленческого
персонала.