Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Исходя из цели курсовой работы, следует определить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить нормативные и правовые документы по аудиту;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
- оценить систему внутреннего и внешнего контроля на предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.2 Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет
и аудит расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 15
2. Планирование Аудита расчетов с покупателями и заказчиками ОАО «ФИАЛКА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 20
2.2 Планирование аудита в ОАО «Фиалка» 26
3. аудит проверки учера расчетов с покупателями и заказчиками, его оформление
3.1 Проверка правильности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Фиалка» 42
3.2 Оформление результатов проверки 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Вложенные файлы: 1 файл

УЧЕТ с покуп и заказч.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

При проведении аудита первичных  документов по расчетам с покупателями и заказчиками аудитору следует уделять внимание применению унифицированных форм первичных документов, так как это дает возможность избежать ошибок и неточностей в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Особое внимание при этом следует уделять правильности оформления выданных покупателем доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, а также идентичности подписей материально ответственных лиц в доверенностях и накладных.

Неверно оформленные  документы на отгрузку товарно-материальных ценностей могут привести к образованию безнадежной дебиторской задолженности, которую невозможно будет взыскать в судебном порядке, что в свою очередь приведет к необоснованным убыткам у предприятия.

Для проверки правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете аудируемого лица аудитору следует разработать рабочий документ (таблицу).

В таблице следует  отражать все замечания по корреспонденции  счетов по отражению хозяйственных  операций на предприятии.

При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитору следует обратить внимание на применяемые формы расчетов между юридическими лицами.

Здесь важное место занимают расчеты безналичными денежными  средствами. Для получения наличных денег у покупателя-юридического лица поставщик - юридическое лицо выдает своему представителю - физическому лицу доверенность на получение наличных денежных средств. Следует обратить внимание на правильность оформления доверенностей и использование их по назначению[24,с.87].

При оприходовании денежных средств в кассу поставщика в  приходном кассовом ордере должно быть указано юридическое лицо (покупатель), от которого получены денежные средства, и фамилия, имя, отчество физического  лица (представителя), получившего деньги по доверенности, а также подробно указаны документы, по которым произведена оплата.

Кроме того, должен быть пробит чек по контрольно-кассовой машине. При отсутствии контрольно-кассовой машины наличные денежные средства принимать  от покупателей запрещено законодательством РФ.

 

1.2 Нормативные акты  и положения регулирующие бухгалтерский  учет

и аудит расчетов с  покупателями и заказчиками

 

Аудиторскую проверку следует  начинать с анализа состояние  внутреннего контроля, предоставить предварительную оценку соблюдения расчетов с покупателями и заказчиками, установить наиболее уязвимые места, в которых возможны нарушения.

К основным документам, регулирующим расчеты с покупателями и заказчиками, относятся следующие:

1) Гражданский кодекс  РФ, части 1-2 – в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда. Гражданское законодательство основывается на признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В Гражданском Кодексе  РФ существует понятие обязательства  как отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора соответствующее действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности

2) Налоговый кодекс  РФ, ч.1-2 Налоговый кодекс РФ предусматривает порядок определения уровня цен и их контроля для целей налогообложения. Физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на поставщиков и подрядчиков

3) Закон РФ «О бухгалтерском  учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г.[13,с.56]

Согласно этому  закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, как правило, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.

4) Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г.)[15,с.78].

Положение определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

5) Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) - Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

6) Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) – Положение устанавливает  правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально - производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации .

7) План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации (Приказ  Минфина РФ № 94н от 31 октября  2000г.) План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов.

На основе данного  Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

8) Положение «О безналичных  расчетах в РФ» от 03.03.2003г. Регулирует  осуществление безналичных расчетов  между юридическими лицами в  валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.

9) Методические указания  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ № 67н  от 22 июля 2003 г.).

10) Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (Приказ  Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

11) «О порядке отражения  в бухгалтерском учете и отчетности  операций с векселями, применяемыми  при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).

Основной задачей аудита расчетов с покупателями и заказчиками  является: установление правильности определения и отражения в  учете такого рода расчетов. Аудитор должен изучить договоры поставки сырья и материалов и другие хозяйственные договоры на выполнение работ (оказание услуг). Эти договоры должны отвечать требованиям, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Сделки между юридическими лицами должны заключаться в простой  письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Однако несоблюдение простой письменной формы  сделки не всегда влечет ее недействительность, если имеются письменные доказательства ее совершения и законом не установлено, что она ничтожна (ст. 162 ГК РФ).

Содержание сделки должно соответствовать не только требованиям  Гражданского кодекса Российской Федерации, но и другим законам.

Одним из способов защиты гражданских прав является признание  неоспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 12 ГК РФ).

Предъявлять требования о применении последствий ничтожной  сделки вправе любое заинтересованное лицо (ст. 4, 41, 42 АПК РФ).

Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (под п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ). Права на предъявление исков  о признании сделок недействительными  Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Такое право закреплено в п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 07.11.2000 № 135-Ф3. Согласно этой норме налоговые  органы имеют право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего дохода, полученного по таким сделкам. Указанные последствия предусмотрены ст. 169 ГКРФ.

Отсутствие аналогичного правила в Налоговом кодексе Российской Федерации не препятствует налоговым органам в пользовании правами, предоставленными иным законом.

Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации» установлено: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ отсутствует указание на то, что положения п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» утрачивают силу. Эти положения  также не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее  время налоговые органы вправе предъявлять  в суды иски о признании сделок недействительными.

Как правило, налоговый  орган обращается в суд с исками о признании сделок недействительными  по основаниям, предусмотренным ст. 168, 169 ГК РФ, в тех случаях, когда создается ситуация отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика.

 

1.3  Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов  с покупателями и заказчиками

 

Ниже приведены основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проверки проведения расчетов с покупателями и заказчиками.

1. Отсутствие договоров  на поставку продукции (выполнение  работ, оказание услуг), первичных  документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности или неполное их оформление

Нарушение в оформлении первичных документов

В  акте выполненных работ № …  от 1 апреля 201Х год выставленного исполнителем - ОАО «ХХХ», отсутствуют реквизиты характеризующие суть хозяйственно операции: № договора на основании которого, были произведены услуги, подробное наименование оказанных услуг, период за который предоставлены услуги, расшифровки подписей исполнителя и заказчика.

В соответствии с  пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ который требует, чтобы затраты удовлетворяли критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, одним из которых является их документальное подтверждение. Требование о том, что документы должны быть оформлены согласно действующему законодательству, приводит  к Федеральному закону о бухгалтерском учете (п.2 ст.9).

Налоговые инспекции при проверках документального подтверждения расходов особое внимание уделяют оформлению документов (в первую очередь оправдательных), их реквизитам, потому что, обнаружив недочеты в оформлении, можно сказать, что оправдательный документ не может подтверждать расходы и соответственно, они учтены неправомерно.

При оформлении оправдательных документов нужно быть предельно  внимательным, чтобы отразить все  необходимые реквизиты. При описании хозяйственных операций следует использовать такие формулировки, которые точно отражают сущность совершенных действий и не позволяют трактовать их двояко и разрешают учесть расходы в соответствии с формулировками законодательства о налогах и сборах.

Кроме этого, содержание операции излагается подробно, чтобы не возникало сомнений в ее назначении.

Наиболее тщательной проверке подвергается реквизит «Содержание  хозяйственной операции». Он говорит  о связи расходов с предпринимательской  деятельностью, а также рациональности понесенных расходов. Поэтому важно указать в нем всю необходимую информацию, чтобы у проверяющих не было сомнений в сущности расходов.

 Так как, НК РФ  не указан перечень документов, которые подтверждают несение  расходов для целей налогового  учета, недостаток информации  можно компенсировать данными других документов.

 Нарушение в допущении  временной определенности фактов  хозяйственной деятельности 

В соответствии с п.5 Закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» - «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)»

 В соответствии  с п.29 Положения по ведению  бухгалтерского учета и отчетности  в Российской Федерации - «Организация  должна составлять бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал  и год нарастающим итогом с  начала отчетного года, если иное  не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной».

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками