Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Исходя из цели курсовой работы, следует определить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить нормативные и правовые документы по аудиту;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
- оценить систему внутреннего и внешнего контроля на предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.2 Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет
и аудит расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками 15
2. Планирование Аудита расчетов с покупателями и заказчиками ОАО «ФИАЛКА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 20
2.2 Планирование аудита в ОАО «Фиалка» 26
3. аудит проверки учера расчетов с покупателями и заказчиками, его оформление
3.1 Проверка правильности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Фиалка» 42
3.2 Оформление результатов проверки 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Вложенные файлы: 1 файл

УЧЕТ с покуп и заказч.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

 

Фактическое количество баллов составляет 81, а максимальное 370. Таким образом фактическая  оценка неотъемлемого риска равна 81/370*100%=21,8%

Так как фактическая  оценка неотъемлемого риска составляет 21,8%, то качественная оценка неотъемлемого риска ОАО «Фиалка» находится на уровне среднего.

Аудиторский риск определяет взаимодействие всех участников информационного процесса, результат  которого интересует пользователей. Поэтому  АР есть некоторая заданная, приемлемая с точки зрения общественного  мнения характеристика.

Часто упоминается  ее значение 5%. Это означает, что  в 5 случаях из 100 аудиторская организация  может дать ошибочное аудиторское  заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На основе фактической  надежности системы внутреннего контроля можно определить уровень риска средств контроля.

Так как фактическая  надежность системы внутреннего  контроля составляет 38,3%, то риск средств  контроля равен 100%-38,3%=61,7% и качественная оценка контрольного риска оценивается как средняя. Используя такой тест аудитор может дать только предварительную оценку рисков, присущих системе бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля.

Если АР имеет заданное значение, то HP и РСК аудитор должен оценить на этапе подготовки аудиторской проверки, ее планирования.

Чем более низкую оценку этим составляющим дает аудитор, тем  больший РН он может предусмотреть  при планировании аудиторских процедур. Действительно:

РСИО=НР*РСК=21,8%*61,7%=13,45

РН = AP/(HP*РСК)= 5%/(21,8%*61,7%)= 70%

Полученное  значение является довольно высоким, соответственно нужно увеличить объем аудиторских процедур.

Аудиторский риск по таблице  «зависимости между компонентами аудиторского риска средняя. Значит при аудиторской  проверке и при разработке мероприятий аудита учета денежных средств необходима выборочная проверка первичных документов.

В процессе подготовки программы  аудита аудитор обязан принимать  во внимание полученные им оценки неотъемлемого  риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень  уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа  аудита должны по мере необходимости  уточняться и пересматриваться в  ходе аудита.

Планирование аудитором  своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи  с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу  аудита должны быть документально зафиксированы.

Содержание  плана проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками отражено в таблице 5.

Таблица 5

План аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Примечания

Правовая оценка договоров  с покупателями и заказчиками

01.02.13

При возникновении необходимости  привлечение эксперта

Проверка организации  первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками

02.02. 13

 

Проверка состояния  задолженности покупателей и заказчиков

03.02. 13

 

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками

04.02. 13

 

Проверка организации  налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками

05.02. 13-06.02. 13

 

Проверка организации  налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

07.02. 13

 

 

Программа аудита счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» представлена в виде таблицы 6.

Таблица 6

Программа аудиторской  проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п

Перечень аудиторских  процедур по разделам аудита

Период проведения аудита

Рабочие документы аудитора

Примечания

1

Правовая оценка договоров  с покупателями и заказчиками

01.03. 13

Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение эксперта.

При проверке применять  непредставительную выборку

1.1

Экспертиза договоров  с покупателями

2

Проверка организации  первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками

02.03. 13

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к первичной учетной документации

При осуществлении проверки по поступлению ТМЦ- применять репрезентативную выборку, операции по принятию к учету услуг- выборка непредставительная

2.1

Проверка достоверности (полноты и точности)фактов оприходования  ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

2.2

Проверка оперативности  регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

2.3

Проверка законности ПУД

2.4

Проверка соблюдения графика документооборота

2.5

Проверка полноты и  точности регистрации документа  в учетных регистрах

3

Проверка состояния  задолженности перед покупателями и заказчиками

03.03. 13

Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию

Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные  безнадежные долги проверять сплошным методом

3.1

Проверка реальной дебиторской и кредиторской задолженности

3.2

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию

4

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с покупателями и заказчиками

04.03. 13

Регистры бухгалтерского учета, первичные документы, договоры, претензионные письма с приложенной документацией

Проверку проводить сплошным методом

4.1

Проверка расчетов по векселям выданным

4.2

Проверка расчетов по кредитам выданным

4.3

Проверка расчетов по претензиям

4.4

Проверка учета курсовых и суммовых разниц

5

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками данным синтетического учета

05.03. 13-06.03.13

Регистры аналитического учета, регистры синтетического учета, отчетность

 

5.1

Проверка данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

5.2

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками

6

Проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками

07.03.13

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

 

6.1

Налоговый учет процентов  по векселям и коммерческим кредитам

6.2

Налоговый учет сомнительной задолженности

6.3

Налоговый учет суммовых разниц


 

 

Аудиторские процедуры  по существу предполагают детальную  проверку верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам.

Цель общей программы  аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Важным шагом на этапе  планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости  от целей проверки, объема работы и  сроков проведения аудита.

Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов.

Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле.

 В необходимых случаях  к выполнению отдельных этапов  аудита могут быть привлечены  эксперты.

Таким образом, планирование аудита - очень важный этап аудиторской  проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения. Планирование включает также оценку системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности и риска аудита.

 

3. аудит проверки учера расчетов с покупателями и заказчиками, его оформление

3.1 Проверка правильности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Фиалка»

 

Проверяя учет расчетов с покупателями заказчиками использовались следующие методы аудиторских доказательств: документальная проверка, инвентаризация; пересчет, наблюдение, подтверждение, формальная проверка документов, арифметическая проверка расчетов .

Проверка операций по расчетам с покупателями и заказчиками  производилась по следующим направлениям:

- проверка наличия и правильности оформления договоров;

- проверка организации первичного учета;

- проверка состояния задолженности перед покупателями и заказчиками;

- проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками;

- проверка соответствия  данных аналитического учета  расчетов с покупателями и  заказчиками данным синтетического учета;

- проверка организации  налогового учета по расчетам  с покупателями и заказчиками.

В начале проверки удостоверились, имеются ли договоры на поставку товаров (работ, услуг) и правильность их оформления.

Договоры поставки являются документами, определяющими права  и обязанности сторон по организации  поставки товара, договор вступает в силу и становится обязательным к исполнению для сторон с момента его заключения.

Договоры поставки являются документами, определяющими права  и обязанности сторон по организации  поставки товара, договор вступает в силу и становится обязательным к исполнению для сторон с момента его заключения.

Сделки, осуществленные сторонами умышленно, без соблюдения формы, оформленные не в полном объеме или несвоевременные, считаются  ничтожными, то есть не имеют силу.

Сведения, полученные в  ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями и заказчиками. Основная цель проверки — определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженностей в части расчетов с покупателями и заказчиками, отраженных в отчетности ОАО «Фиалка».

Учет налога на добавленную  стоимость. Суммы налога, предъявленные  налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

При проверке учета НДС  по приобретенным ценностям (работам, услугам учтем что:

- счета-фактуры, составленные  и выставленные с нарушением  установленного НК РФ порядка  (несоблюдение обязательных реквизитов, отсутствие подписей ответственных  лиц), не могут служить основанием  для принятия НДС к возмещению;

- составление счетов-фактур  и ведение книги продаж обязательно  для всех налогоплательщиков  как в случае осуществления  операций, подлежащих налогообложению,  так и освобождаемых от налогообложения

Проверяя суммы предъявленного к возмещению НДС, сверяем соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» в корреспонденции со счетом 19 с итоговыми суммами за этот период в книге продаж.

В ОАО «Фиалка» продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Основным нормативным актами, которым руководствуются во взаимоотношениях с контрагентами, связанными с договорами купли - продажи является гл. 30 ГК РФ.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками  предназначен активно - пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который дебетуется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»

Аналитический учет по субсчету «Авансы полученные» счета 62 ведется  по каждому кредитору.

При предоставлении отсрочки покупателю в ОАО «Фиалка» руководствуются ст. 823 ГК РФ к которому применяются правила гл. 42 «Заем и кредит» ГК РФ.

Движение товаров в  ОАО «Фиалка» оформляется товаросопроводительными документами, которые служат для отражения ее в учете (ст. 9 ФЗ РФ от 28.03.04 №129 -ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Так как бухгалтерский  учет в ОАО «Фиалка» полностью автоматизирован и адаптирована для этого предприятия, то я думаю, что все операции в бухгалтерском учете, а соответственно аналитический учет соответствует и синтетическому учету.

В ходе аудиторской проверки в ОАО «Фиалка» были выявлены следующие нарушения:

1) В ходе аудита  была произведена сплошная проверка  договоров, которые были заключены  с покупателями и заказчиками.  При проверке договоров в ОАО  «Фиалка» можно отметить, что они были заключены со всеми покупателями товаров (работ, услуг), причем сроки оплаты по обязательствам предусмотрены разные, в зависимости от договоренности сторон. Все договоры оформлены в соответствии с законодательством, но в некоторых договорах отсутствуют некоторые необходимые реквизиты, отсутствуют подписи и печати поставщиков и подрядчиков.

То есть в  ходе аудиторской проверки были выявлены нарушения в отношении договоров, в 5 договорах отсутствуют подписи  и печати покупателей и заказчиков, необходимо в кратчайшие сроки исправить эти нарушения, то есть истребовать договора и проставить подписи и печати покупателей и заказчиков.

Это нарушение  влечет за собой следующую финансовую санкцию: статья 15.11 КоАП «Грубое нарушение  правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности».

Это влечет наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

2) В ходе аудита  нами была произведена проверка  достоверности фактов оприходования  товароматериальных ценностей, принятия к учету ТМЦ. В ходе аудита было выявлено, что в ОАО «Фиалка» отсутствует в ряде случаев первичная документация по поступившим ценностям. Выборка на данном участке осуществлялась следующим образом: операции по поступлению ТМЦ (проводилась с помощью случайного или систематического отбора).

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками