Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;
Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников
1.2 Структура налоговой системы
Основным элементом налогообложения являются налоги, то закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
В настоящее время выделяются следующие элементы налоговой системы:
Для формирования дохода Республики Беларусь действуют общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы.
Общая система налогообложения.
Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:
Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.
Не вправе применять упрощенную систему организации:
Ключевыми в налоговой системе являются её логичность, отлаженность, эффективность и эластичность. Налогоплательщики - это хозяйственные субъекты; они оценивают не преимущества и недостатки налоговой системы, которая описана в юридических актах, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Все будет зависеть от увеличения или уменьшения налоговой ставки, что соответственно приведет к увеличению или уменьшению поступающих средств в бюджет. Увеличение налоговой ставки приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджет, однако надо учитывать, что вводя слишком большую ставку, поступления стремительно уменьшатся. [7, с. 148]
Существует две основные концепции налогообложения:
Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать общие принципы его построения.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Данные принципы, несомненно, сделают налоговую систему более близкой к идеальной. Однако самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность и коррумпированность её кадров, отсутствие правдивой и доступной информации о её работе, а также независимого и постоянного контроля.
К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.
Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.», республиканскими налогами являются следующие:
• налог на доходы и прибыль;
• чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь;
• налог на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
• акцизы на товары (за исключением акцизов на автомобильное топливо, кроме импортированного топлива);
• сборы за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования. [11, с. 79-80]
Согласно ст. 10 закона «О бюджете
Республики Беларусь на 2004 год» областные,
Минский городской Советы депутатов, Советы
депутатов базового территориального
уровня вправе вводить на территории соответствующих
административно-
1) налог с продаж товаров в розничной торговле;
2) налог на услуги, оказываемые объектами сервиса;
3) целевые сборы (транспортный
сбор на обновление и
4) сборы с пользователей;
5) сбор с заготовителей;
6) курортный сбор;
7) сборы с физических
лиц при пересечении ими
8) налог на приобретение бензина и дизельного топлива. [11, с. 81-82]
Кроме всего выше сказанного, можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. Это зависит от степени разделения власти в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном.
1.3 Роль налоговой системы в экономике РБ
В экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет.
Можно выделить несколько функций налога. На первое место станет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. [12, с. 19]
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.
- регулирование развития
народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда
основным объективным
Другую функцию, которую они выделяют - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. [12, с. 19-20]
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.