Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система РБ.docx

— 245.74 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Структура налоговой системы

 

Основным элементом налогообложения являются налоги, то закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

В настоящее время выделяются следующие элементы налоговой системы:

  • субъект налогообложения (плательщик);
  • объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
  • налоговые льготы -  полное  или частичное  освобождение  от налога;
  • правила исчисления,  порядок уплаты налога и концепции налогообложения;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения. [10, с. 415]

Для формирования дохода Республики Беларусь действуют общий порядок  исчисления налогов и две упрощенные системы.

Общая система налогообложения.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» или Парка высоких технологий
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков)
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  4. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

 

Ключевыми в налоговой системе являются её логичность, отлаженность, эффективность и эластичность. Налогоплательщики - это хозяйственные субъекты; они оценивают не преимущества и недостатки налоговой системы, которая описана в юридических актах, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Все будет зависеть от увеличения или уменьшения налоговой ставки, что соответственно приведет к увеличению или уменьшению поступающих средств в бюджет. Увеличение налоговой ставки приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджет, однако надо учитывать, что вводя слишком большую ставку, поступления стремительно уменьшатся. [7, с. 148]

Существует две основные концепции налогообложения:

  1. налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают;
  2. налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать общие принципы его построения.

В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

  • всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования);
  • обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; неуплата карается законом);
  • равно напряжённость (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования);
  • однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза);
  • стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными);
  • простота и доступность для  восприятия;
  • гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).[8, стр. 187]

Данные принципы, несомненно, сделают налоговую систему более близкой к идеальной. Однако самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность и коррумпированность её кадров, отсутствие правдивой и доступной информации о её работе, а также независимого и постоянного контроля.

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.», республиканскими налогами являются следующие:

• налог на доходы и прибыль;

• чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь;

• налог на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

• акцизы на товары (за исключением акцизов на автомобильное топливо, кроме импортированного топлива);

• сборы за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования. [11, с. 79-80]

Согласно ст. 10 закона «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1) налог с продаж товаров  в розничной торговле;

2) налог на услуги, оказываемые  объектами сервиса;

3) целевые сборы (транспортный  сбор на обновление и восстановление  городского, пригородного пассажирского  транспорта, автобусов междугородного  сообщения и содержание ведомственного  городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие  инфраструктуры города (района));

4) сборы с пользователей;

5) сбор с заготовителей;

6) курортный сбор;

7) сборы с физических  лиц при пересечении ими Государственной  границы Республики Беларусь  через пункты пропуска;

8) налог на приобретение  бензина и дизельного топлива. [11, с. 81-82]

Кроме всего выше сказанного, можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. Это зависит от степени разделения власти в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном.

 

 

1.3 Роль налоговой системы в экономике РБ

 

В экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.   Налогам принадлежит решающая  роль в формировании  доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет.

Можно выделить несколько функций налога. На первое место станет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.   Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. [12, с. 19]

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: 

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  разработке законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц, прежде  всего предпринимателей, работодателей  и наемных рабочих.

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим  в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей. Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги.   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другую функцию, которую они выделяют - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение  производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. [12, с. 19-20]

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.   Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Налоговая система РБ