Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;
Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников
Таким образом, в последние годы наблюдается тенденция снижения налоговой нагрузки, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятий, возможности привлечения иностранных инвестиций в страну, повышении конкурентоспособность национальной экономики, снижении объема теневой экономики. Совершенствование налоговой системы в большей степени осуществляется за счет ее упрощения.
Однако Налоговая система РБ не идеальна и нам есть к чему стремиться. Совершенствовать налоговую систему надо, прежде всего за счет улучшения налогового администрирования. Нужно избавиться от некоторых шероховатостей в законодательстве, нормы налогового кодекса должны быть прописаны настолько четко, чтобы не вызвать никакого двоякого толкования и вопросов у плательщиков, также сокращать затраты времени на исчисление и уплату налогов.
Поэтому решение имеющихся
проблем, позволит не только снизить налоговую
нагрузку на экономику страны, но и повысит
долю налоговых поступлений в консолидированный
бюджет Республики Беларусь, что в свою
очередь повлечет повышение благосостояния
населения.
Проведение налоговой политики, направленной на повышение конкурентоспособности, приведет к укреплению доходной части государственного бюджета.
2.2 Анализ структуры
и динамики налоговых
Основными источниками государственного бюджета являются налоговые отчисления (прямые и косвенные налоги). В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость; - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%; - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производственных расходов, то есть в условиях превышения расходов над доходами.
Правительство в своей
По предварительным итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. А по итогам I полугодия 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 92,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% в реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен).
За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18%. За I полугодие 2013 года в бюджет поступило 81,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 3,5%.
Рисунок 2.1-Структура доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2012-2013 гг.
Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.
Рисунок 2.2-Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2011-2012 гг.
Формирование налоговых доходов за I полугодие 2013 года на 92,8 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,2 %), налога на прибыль (17,6 %), подоходного налога (15,3 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,0 %), акцизов (9,2 %), налогов на собственность (4,5 %).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,3 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,3 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 1,8 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.
В разрезе основных доходных источников поступления в 2012 году составили по налогу на добавленную стоимость 45,5 трлн. руб. (увеличение к 2011 году в реальном выражении на 7,8%);
по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6%);
по налогу на прибыль 19,5 трлн. руб. (увеличение на 41,2%);
по подоходному налогу 19,3 трлн. руб. (увеличение на 30,3%);
по акцизам 11,2 трлн. руб. (увеличение на 25,5%);
по налогам на собственность 5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8%).
Рисунок 2.3- Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2011-2012 гг.
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в I полугодии 2013 года составили (изменение в реальном выражении к соответствующему периоду 2012 года):
по налогу на добавленную стоимость 25,4 трлн. руб. (увеличение на 6,8%);
по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 12,2 трлн. руб. (снижение на 15,4%);
по налогу на прибыль 14,4 трлн. руб. (снижение на 4,5%);
по подоходному налогу 12,5 трлн. руб. (увеличение на 21,3%);
по акцизам 7,5 трлн. руб. (увеличение на 28,4%);
по налогам на собственность 3,7 трлн. руб. (увеличение на 25,7%)
В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (Приложение 3).
Рисунок 2.4- Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2012 год.
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.
Таким образом, проанализировав налоговую систему Республики Беларусь, можно сделать вывод, что она является достаточно эффективной. Эффективность развития достигнута за счет того, что в последние годы Правительство проводит жесткую бюджетно-налоговую политику. Даже в период обострения мирового кризиса в 2009-2010 годах бюджетный дефицит не превышал 2 % к ВВП. В 2011 году благодаря решительным действиям Правительства достигнут профицит в размере 2,1% к ВВП. Бюджет 2012 года также исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5% к ВВП.
ГЛАВА 3
Перспективы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования [16, c. 27].
Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места. Результатом этого является не только и не столько количества налоговых платежей. Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. При торговле с Россией, к примеру, надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра заявления, а также требуется представить данные экземпляры в электронной версии.
По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные с учетом в целях налогообложения отдельных видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты по нему также совсем не просто.
Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. [17, c. 13].
Постоянно меняющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой системы. Частые пересмотр видов, условий, норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение, множество дифференцированных ставок и сложные расчёты.
Разночтения и нестыковки имеют место в классификации налогов на республиканские и местные между Общей частью налогового Кодекса, законами о Бюджете Республики и действительностью.
Налоговая система Беларуси строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству. [18, c. 32].
Третья проблема – высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с 2008 года налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год.
В-четвертых, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логическую и логически увязанную налоговую систему., а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.
В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).
В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [19, c. 27].
Большой недостаток белорусской налоговой системы заключается в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепочке налоговых нарушений по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в несколько раз. Подобный механизм налоговой системы не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.
Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [20, c. 32].
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).