Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система РБ.docx

— 245.74 Кб (Скачать файл)

Последняя функция, которую они выделяют - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [12, с.20-21]

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может  заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.   Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы  достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок)  не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Таким образом, систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).   Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

  Анализ эффективности развития налоговой системы Республики Беларусь

 

2.1 Современное состояние налоговой системы Республики Беларусь

 

Налоги были и останутся предметом самого пристального и чаще всего критического внимания со стороны бизнес-сообщества и граждан. Это и понятно, поскольку от эффективности налоговой системы во многом зависят результаты предпринимательской деятельности и уровень доходов.

Отсчет национального налогового законодательства следует начинать с 1992 г., когда вступил в силу Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и были приняты законы, регулирующие порядок исчисления и уплаты по отдельным видам платежей. Да, за два десятилетия сделано немало и не будет преувеличением сказать, что налоговая система страны создана, период становления прошла и налоговая служба РБ. При этом отечественная система налогообложения — неотъемлемая часть социально-экономической политики государства, она развивается и изменяется вместе с его приоритетами. Поэтому на протяжении ряда лет важнейшими задачами в сфере налогообложения было создание условий для повышения деловой активности во всех секторах экономики и обеспечение выполнения социальных программ.

В результате активной работы в этом направлении налоговая система Беларуси существенно изменилась как по структуре, так и с позиции исчисления отдельных платежей. Основными этапами нововведений можно считать:

– применение с 2000 г. зачетного метода исчисления НДС, что соответствовало общепринятому порядку расчета этого налога;

– переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во внешней торговле с РФ в 2005 г., в Таможенном союзе — в 2010 г., что для налоговых органов означало изменение подходов не только к методологии исчисления и порядку администрирования косвенных налогов. В условиях, когда нет контроля за перемещениями товаров на территории от Бреста до Владивостока, требовалось на новом уровне выстроить взаимоотношения с плательщиками, организовать работу с коллегами из налоговых служб, внедрить иные схемы контроля, которые бы действовали без ущерба для плательщиков, но позволили не снижать доходы бюджета по данному источнику;

– вступление в силу в 2004 г. Общей части, а с 2010 г. — Особенной части Налогового кодекса. То есть создана, если так можно выразиться, налоговая конституция страны;

– введение в 2007 г. упрощенной системы налогообложения (УСН), заменяющей уплату целого ряда платежей;

– переход с 2011 г. в основном на ежегодное декларирование с поквартальной уплатой налогов;

– отмена с 2008 г. инструкций МНС, содержащих правила расчета налогов. С 2011 г. постановления МНС содержат только формы налоговых деклараций и порядок учета плательщиков.

Разумеется, налоговая система включает и администрирование налогов. Уже 4 года применяется электронное декларирование, уделяется значительное внимание формированию «сервисно-ориентированного» подхода к развитию информационно-компьютерной системы.

С 2010 г. налоговые органы действуют на основании Указа Президента от 16.10.2009 № 510, которым введена система отбора субъектов для проведения проверок исходя из отнесения их к группам риска, установленным для каждой сферы деятельности. Это позволило отказаться от сплошного контроля и повысить эффективность контрольной работы.

В 2013г. в Налоговый кодекс Республики Беларусь были внесены изменения для совершенствования налоговой системы, которые далее будут представлены в данной работе.

Все эти мероприятия позволили сформировать в Беларуси систему налогообложения, которая не отличается от налоговых систем развитых стран. [13]

Следует также отметить, что налоговая нагрузка играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. С одной стороны, высокая налоговая нагрузка положительно сказывается на доходах консолидированного бюджета, но отрицательно на доходах плательщиков, так как уменьшает инвестиционные возможности, увеличивает отпускные цены, на реализуемую продукцию, негативно сказывается на ее конкурентоспособности. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. [14]

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь  на 2011-2015 годы проводимая в стране политика направлена на повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы и совершенствование механизма взимания налогов.

  Для этого поставлены  следующие задачи:

- совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов;

- радикальное упрощение  процедур налогового администрирования  и контроля;

- укрепление позиций страны  в мировых рейтингах.

  В настоящее время  в Республике Беларусь количество  и состав налогов и сборов  приведены к стандартному перечню: НДС, имущественные налоги, налог  на прибыль и т.д.  Количественно  это можно выразить показателями  налоговой нагрузки [таблица 1].

Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2010-2012 гг.

Показатели

Удельный вес в % к ВВП

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Налоговая нагрузка,

в том числе:

налоги на товары и услуги

27,5

13,8

24,7

11,6

26,2

12,0

налоги на доходы и прибыль

6,9

6,2

7,6

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

3,5

5,2

4,8

налоги на собственность

1,1

0,9

1,0

другие налоги и сборы

2,2

0,8

0,8


Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Данные таблицы свидетельствуют, что в целом за 2010-2012 гг. налоговая нагрузка снизилась с 27,5% до 26,2 %. Однако, сократившись в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2,8 %, в 2012 показатель налоговой нагрузки увеличился с 24,7 % до 26,2 % в 2011. Это произошло за счет роста доли налога на товары и услуги в ВВП на 0,4 % и роста доли налога на доходы и прибыль в ВВП на 1,4 %.

   Увеличение налоговой  нагрузки оказало влияние на  прирост поступлений по самой  большой в структуре налоговых  доходов группе налогов на  товары и услуги (45,8 %), значительную  долю в которой занимают НДС  и акциз.

Несмотря на законодательное снижение в 2012 г. ставки налога с 24 % до 18 %, его поступления возросли на 28,5 %, а удельный вес в ВВП – с 2,9 % до 3,7 % [таблица 2].

Таблица 2 – Удельный вес налогов на доходы и прибыль в ВВП

Наименование платежа

2011 г., %

2012 г., %

Отклонение,    (+ / -), п.п.

Всего

6,2

7,6

1,4

Налог на прибыль

2,9

3,7

0,8

Подоходный налог с физических лиц

3,1

3,7

0,6

Налог на доходы

0,2

0,2

-


Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Это связано с тем, что в 2012 г. состав совокупных поступлений налога на прибыль помимо текущих платежей в счет исполнения налоговых обязательств текущего года впервые включен произведенный организациями в марте окончательный расчет за 2011 г. Увеличение уровня налоговой нагрузки произошло за счет прироста на 22,6 % поступлений по группе налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. В результате их удельный вес в ВВП вырос по сравнению с 2011 г. на 1,4 % и составил 7,6 % [15].

В 2012 году налоговыми органами Беларуси собрано в консолидированный бюджет 138,0 трлн. руб., в том числе в республиканский - почти 80,3 трлн. руб., в местные бюджеты – 57,7 трлн. руб. Удельный вес поступлений, контролируемых МНС, в доходах консолидированного бюджета составил 87,4 %. Объемы платежей, контролируемых МНС, по сравнению с 2011 годом возросли в текущих ценах в 1,9 раза, или на 47,6 трлн. руб. Плановые назначения консолидированного бюджета обеспечены налоговыми органами на 100,5%, сверх плана в государственную казну поступило более 0,5 трлн. руб. В течение 2012 года количество плательщиков, участвующих в формировании бюджета, увеличилось на 74,1 тыс., или на 2,2%, в том числе организаций - на 8,4 тыс., или на 5,2%, индивидуальных предпринимателей - на 13,6 тыс., или на 6,2%, физических лиц - на 52,1 тыс., или на 1,8%. Всего от юридических лиц в 2012 году в бюджет поступило 97,2 трлн. руб., что составляет 95,9% контролируемых налоговыми органами доходов бюджета. Темп роста поступлений составил 107,5%, в том числе от средних организаций - 7,8 трлн. руб., или 7,7% доходов бюджета, от малых организаций - 10,4 трлн. руб., или 10,3%, от микроорганизаций - 10,3 трлн. руб., или 10,2%. Доля платежей, поступивших в бюджет в добровольном порядке, в общих поступлениях, контролируемых налоговыми органами, возросла по сравнению с 2011 годом на 0,2 % и составила 97,3%. Этот показатель является своеобразным индикатором роста налоговой культуры плательщиков. Кроме того, в 2012 году в ходе проверок, проводимых налоговыми органами, выявлены факты уклонения от уплаты налогов и сборов путем оформления сделок с субъектами деятельность которых имеет признаки лжепредпринимательской структуры. По результатам указанных проверок доначислено 122,6 млрд. руб. налогов.

В результате уменьшения налоговой нагрузки, упрощения налогового администрирования Беларуси в международных рейтингах Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась выше на 29 пунктов, достигнув 129-го места.  За 2011-2012 год количество налоговых платежей в Беларуси согласно данным исследования Всемирного Банка снизилось на 8 (с 18 до 10), а время, затрачиваемое на исчисление налога на 316 часов (с 654 до 338 часов).

Информация о работе Налоговая система РБ