Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование понятия налоговой системы, эффективность её развития, выявление проблем налоговой системы и путей их совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение понятия налоговой системы;
2) анализ налоговой системы;
3) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение…….………………………………………………
1. Налоговая система: содержание, структура и роль в экономике…………………………………………………..
1.1. Понятие налоговой системы…………………….
1.2. Структура налоговой системы………………......
1.3. Роль налоговой системы в экономике РБ………
2. Анализ эффективности развития налоговой системы РБ……………………………………….……………..…….
2.1. Современное состояние налоговой системы РБ..
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых отчислений в консолидированный бюджет РБ ……
3.Перспективы совершенствования налоговой системы РБ…………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………..
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система РБ.docx

— 245.74 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени [21, c. 54].

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия:

- сокращение количества  малозначащих для бюджета видов  налогов;

- инвентаризация и уменьшение  необоснованных налоговых льгот;

- снижение ставок штрафа  и пени за нарушение налогового  законодательства и более объективное  рассмотрение налоговых конфликтов  в арбитражных судах;

- более существенное льготирование  инвестиционного вложения предприятий  и организаций;

- расширение механизмов  налоговых каникул, кредитов и  реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;

- повышение минимальных  уровней необлагаемой налогом  базы.

Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [22, c. 137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [23].

В 2013 году с целью совершенствования налоговой системы Республики Беларусь произошел ряд изменений в налоговом кодексе. Корректировки произошли по следующим направлениям:

  1. Совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС.
  2. Упрощения процедуры предоставления нулевой ставки НДС экспортерам.
  3. Продления действия и установления налоговых льгот в отношении отдельных видов ценных бумаг; создание дополнительных условий по развитию финансового рынка за счет стимулирования добровольных видов страхования.
  4. Упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгалтерского и налогового учета.
  5. Введение в Беларуси (первой среди стран таможенного союза) возврата иностранным гражданам НДС при совершении покупок в магазинах. Это дополнительный фактор развития туризма в РБ и стимулирования на этой основе легального вывоза товаров из страны.
  6. Изменения в Общую часть Налогового кодекса затрагивают уточнение прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, порядка их взаимодействия в целях упрощения налогового администрирования и процесса исполнения налоговых обязательств и др. [24, с.12-14]

Таким образом, данные изменения в Налоговый кодекс направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальную поддержку граждан и согласуются с работой либерализации предпринимательской деятельности.

Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.

Налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям.

  1. Необходимо и далее упрощать систему налогового и социального законодательства с тем, чтобы уменьшить количество времени, затрачиваемого сотрудниками предприятия на подготовку, исчисление и уплату налогов и повысить уверенность сотрудников бухгалтерии при подготовке и подаче электронных деклараций.

Необходимо отметить, что принятие Особенной части Налогового кодекса значительно уменьшило количество нормативных актов, регулирующих налогообложение, однако содержание правовых норм требует дальнейшей оптимизации[25].

  1. необходимо добиться стабильности налогового законодательства, то есть незначительное изменение не чаще одного раза в год, является важной предпосылкой для уменьшения времени, затрачиваемого предприятиями на изучение законодательных нововведений и подготовку налоговой отчётности, и улучшения рейтинга соответственно.

Прежде всего следует исключить практику введения норм «задним числом», что традиционно вызывает большой объём дополнительной работы у бухгалтеров[25].

  1. Наконец, необходимо сокращать налоговую нагрузку.

В качестве мероприятий по совершенствованию налоговой системы в целях укрепления доходной части бюджета Беларуси могут быть предложены следующие:

- уменьшение ставки НДС, что приведет к изменению в  структуре налоговых поступлений  в сторону увеличения доли  налога на прибыль и подоходного  налога в структуре налоговых  платежей

- упрощение налоговой  отчетности, например, группировка  двух деклараций в одну;

- расширение электронного  декларирования, предоставление различных  услуг информационного характера: консультации, различные справки  и документы через систему Internet плательщикам – пользователям  данной системой, что будет способствовать  уменьшению временных затрат

Проведение налоговой политики, направленной на повышение конкурентоспособности, приведет к укреплению доходной части государственного бюджета, что благоприятно отразится на возможностях

по реализации государством бюджетных программ согласно приоритетным направления социально-экономического развития, а в конечном итоге будет способствовать ускорению темпов экономического развития Республики Беларусь и повышению уровня благосостояния населения.

Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур.

Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.

Сущность налогов вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства практически нет иных методов мобилизации средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 –90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога. Однако по мере становления товарно-денежных отношений налогам стали присущи и другие функции.

В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через её способность выполнять возложенные на неё функции. В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий.

Для рассмотрения эффективности налоговой системы Республики Беларусь в данной работе исследовалась в первую очередь налоговая нагрузка на экономику. В последние годы наблюдается тенденция снижения налоговой нагрузки, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятий, возможности привлечения иностранных инвестиций в страну, повышении конкурентоспособность национальной экономики, снижении объема теневой экономики.

Основными обязательными платежами в Республике Беларусь являются налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в ФСЗН, а также удерживается подоходный налог с физических лиц. Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на игорный бизнес) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы).

За последние пять лет налоговая система существенно поменялась, как по структуре, так и её динамика. Республика Беларусь улучшила свое положение в международных рейтингах Всемирного банка «Doing Business-2013» и вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась прогресса по индикатору «Налогообложение». За 2011-2012 год количество налоговых платежей в Беларуси снизилось на 8. Существенно сократилось время, которое сегодня затрачивается на исчисление и уплату налогов.

Однако Налоговая система РБ не идеальна и нам есть к чему стремиться.  Совершенствовать налоговую систему надо, прежде всего за счет улучшения налогового администрирования. Нужно избавиться от некоторых шероховатостей в законодательстве, нормы налогового кодекса должны быть прописаны настолько четко, чтобы не вызвать никакого двоякого толкования и вопросов  у плательщиков, также сокращать затраты времени на исчисление и уплату налогов.

Поэтому решение имеющихся проблем, позволит не только снизить налоговую нагрузку на экономику страны, но и повысит долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь, что в свою очередь повлечет повышение благосостояния населения.                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория / Серия “ Учебники, учебные пособия”.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Ханкевич А.А. Финансовое право Беларуси: Учебное пособие. – Мн.: Завигар, 2008 – 220 с.  
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Амалфея, 2004. – 112 с.
  4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во  МГУ, ИНФРА-М, 2007.
  5. Плотницкий М.И. «Экономика» - М: Новое знамя, 2006г., с.257-260
  6. Карасева, М.В. Финансовое право: Учебник / М.В. Карасева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 592 с.
  7. Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2009. 367с.
  8. Шимов В.Н. Экономика Республики Беларусь. – М.:2007.
  9. Барсегян, Л.М. Налоги и налогообложение : курс лекций / А. М. Барсегян. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 146 c
  10. Налоги, налогообложения и налоговое законодательство / Е.Н. Евстигнеева [и др.]; под ред. Е.Н. Евстигнеева. – Питер, 2009. – 340 с
  11. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова. – Мн.: БГУ, 2007. – 262 с.
  12. Н. Заяц, А. Сидорова. Налог как экономическая категория //Финансы, учет, аудит – 2010. - №1 – С.28
  13. Экономическая газета №32(1649) от 30.04.2013 [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.neg.by/publication/2013_04_30_17175.html– Дата доступа : 04.09.2013
  14. Кийко Д., Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки // Коллегия Минфина: итоги 2011, задачи – 2012;
  15. Курайши Е.В, О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2012 году // Еженедельный журнал по налогам и сборам
  16. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933
  17. Попов, Е. М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси) // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - N 3. - С. 27-33.
  18. Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Особенная Часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З
  19. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933
  20. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с.
  21. О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 232 с.
  22. Финансы. Учет. Аудит. №7, 2010. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг. – В.Герасимова.
  23. Дмитрий КИЙКО Изменения в Налоговый кодекс: Что ждет плательщиков [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/data/jurnal/2012_10_12-18.pdf– Дата доступа : 30.08.2013
  24. Пикулик, А. Как Беларуси попасть в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса? / А. Пикулик, М. Знак, А. Лашук, Е. Ракова, М. Рощина // Белорусский институт стратегических исследований [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belinstitute.eu/images/doc-pdf/pp022010ru_db.pdf. – Дата доступа : 01.09.2013
  25. Герасимова, В. Новости ближней и дальней перспективы / В. Герасимова // Финансы, учет, аудит. – 2010. – No8. – С. 11–12

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система РБ