Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Объектом  налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой для российских налогоплательщиков признается как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.

К доходам в целях налогообложения относятся:

1) доходы  от реализации товаров (работ,  услуг) и имущественных прав (доходы  от реализации);

2) внереализационные  доходы (ст. 265 НК РФ).

При определении доходов из них исключаются  суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы  определяются на основании первичных  документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21.11.2011г. № 402-ФЗ, согласно которой первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации.

Расходами признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты (в том числе  убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а  также условий осуществления  и направлений деятельности налогоплательщика  подразделяются на расходы, связанные  с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные  расходы;

2) расходы  на оплату труда;

3) суммы  начисленной амортизации;

4) прочие  расходы.

Налоговым периодом по налогу признается календарный  год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

По  итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено  НК РФ, налогоплательщики исчисляют  сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном НК РФ.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

В соответствии со ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается  в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 данной статьи. Сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Предприятия, плательщики налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Несмотря на то, что налоговый учет отражает те же хозяйственные операции и ведется на основании тех же первичных учетных документов, что и бухгалтерский, формирование прибыли в бухгалтерском и налоговом учетах происходит по-разному.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой стоимости  имущества и обязательств, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые  регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Данные  налогового учета должны отражать порядок  формирования суммы доходов и  расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей  налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка  расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением  данных налогового учета являются:

1) первичные  учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические  регистры налогового учета;

3) расчет  налоговой базы.

Содержание  данных налогового учета (в том числе  данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Аудит  расчётов с бюджетом по налогу  на добавленную стоимость

Налоговое право является одной из наиболее сложных ветвей общего права. За счет огромного количества норм тонкостей соотнесения с объектами и субъектами налоговое законодательство становится обширной отраслью для изучения специалистами по финансам. Налоги и бухгалтерский учет всегда идут рядом, поскольку составление отчетности и представление данных заинтересованным пользователям сопряжено с расчетом налогов и составлением налоговой декларации, которая является основным документом на уплату налогов в бюджет.

Одним из налогов является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчёта налогов.

Цель аудита расчетов с бюджетом по НДС - подтверждение  достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по данному налогу и, кроме того, отражения в пояснительной записке всех принципиальных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Суть данной аудиторской проверки заключается в проверке:

- правильность определения налогооблагаемой базы;

- правильность иcпoльзoвaния налоговых ставок;

- правомерность иcпoльзoвaния льгот при расчете и уплате налога;

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налогового платежа;

- правильность составления налоговой отчетности.

Любой аудит обязан быть подкреплён соответствующей нормативной  базой. В данном случае, эту базу составляют следующие документы:

- Налоговый кодекс Pоссийской Федеpации;

- Приказ МНС Pоссийской Федеpации от 21.01.2002 № БГ-6-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”;

- Методические рекомендации по иcпoльзoвaнию главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Pоссийской Федеpации, утв. Приказом МФ Pоссийской Федеpации от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, в ред. Приказа МНС Pоссийской Федеpации от 22.05.2001 № БГ-3-03/156;

- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. Утверждены постановлением правительства Pоссийской Федеpации от 2.12. 2000г. № 914 (с изменениями и дополнениями).

- Инструкция по иcпoльзoвaнию плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий от 31.10. 2000г. № 94н (с изменениями и дополнениями).

Кроме этой нормативной  базы, существует специальная нормативная  база, которая предназначена для  пользования аудитору. Она состоит  из Федерального закона об аудиторской  деятельности (Утвержден Президентом Pоссийской Федеpации от 24.12.2008г. № 307-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и ряда Федеральных Правил (стандартов) Аудиторской деятельности.

Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость включает в себя анализ следующих документов:

- бухгалтерского  баланса (форма № 1);

- отчета о прибылях  и убытках (форма № 2);

- главной книги  либо оборотно - сальдовой ведомости;

- учетной политики  организации;

- регистров бухгалтерского  и налогового учета по счету  68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;

- налоговых деклараций  по НДС;

- книги покупок;

- книги продаж;

- иных документов, подтверждающих правильность исчисления  организацией налога.

Существует три  метода проведения аудита расчётов с  бюджетом по НДС:

1. Метод анализа  бухгалтерских счетов при расчете  с бюджетом по НДС путем  определения уровня принципиальности  оборотов.

Данный метод  лучше всего применять при  выполнении проверок для использования  полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с иными хозяйствующими субъектами и государством.

Основные  этапы иcпoльзoвaния метода.

- определение  уровня принципиальности ошибки;

- анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС с иcпoльзoвaнием уровня принципиальности для определения наиболее знaчительных оборотов, отраженных по данным счетам.  Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени;

- анализ оборотов  проводится по тем месяцам,  в которых сумма начисленного  и уплаченного налога набольшая;

- для подтверждения  правильности определения суммы  начисленного налога за данный  месяц требуется проанализировать  порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств;

- для подтверждения  правильности формирования налогооблагаемой  базы анализируемого налога требуется  выбрать несколько принципиальных  сделок, практически выполненных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки;

- в случае не  выявления нарушений, требуется  собрать налогооблагаемую базу  за отчетный период по соответствующим  журналам-ордерам либо ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период;

- проанализировать  информацию о правильности формирования  налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.

2. Метод анализа  налоговых деклараций.

Данный метод  используется для подтверждения  правильности заполнения налоговых  деклараций и реальности отражения  задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, то есть непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.

Основные  этапы иcпoльзoвaния метода.

- провести построчный  анализ налоговых деклараций  с использованием аудиторских таблиц;

- проверить правильность  формирования налогооблагаемых  баз путем анализа данных аналитического  учета;

- проверить  расчет налоговых обязательств  перед бюджетом;

- выявить расхождение  между данными, рассчитанными  аудитором на основании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях;

- выяснить причины  расхождения;

- отразить всю  полученную информацию в отчете  о проделанной работе с приложением  всех аудиторских таблиц;

- дать квалифицированное  аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.

Общий аудит правильности расчётов по НДС (3 этапа)

Данный метод  используется для непосредственно  общего аудита расчётов по налогам  и сборам, в том числе и по НДС.

Этап 1. Ознакомительный.

На данном этапе  рассматриваются существующие объекты  налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения  нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Информация о работе Налоговый аудит