Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Действия, проводимые на данном этапе:

- оценка систем  бухгалтерского и налогового  учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет  уровня принципиальности;

- определение  основных факторов, влияющих на  налоговые показатели;

- анализ  правовых актов, регулирующих  социально-трудовые отношения;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

Этап 2. Основной.

На данном этапе  рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Состав включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение аудиторских доказательств достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями принципиальности и аудиторского риска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией.

Для аудита расчетов с бюджетом по НДС  используются главным образом приемы проверки соблюдения нормативных актов  при формировании элементов налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения и, кроме того, синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Рассмотрим  подробнее процедуры аудита НДС  при использовании разных форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами и, кроме того, порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения расчетов по НДС в учете и отчетности. Например:

а) Оплата, частичная  оплата в счет предстоящих поставок товаров (осуществления работ, оказания услуг) передачи имущественных прав предусматривает осуществление следующих процедур:

- проверка момента  определения налоговой базы НДС  и момента ее определения с  учетом полученных экпортерами  платежей в счет предстоящих  поставок товаров (осуществления  работ, оказания услуг);

- проверка обоснования  освобождения от НДС платежей, полученных в счет предстоящих  поставок товаров (осуществления  работ, оказания услуг), облагаемых  по налоговой ставке 0%, длительность  производственного цикла изготовления  которых составляет свыше шести месяцев;

- проверка налоговой  базы НДС с учетом платежей  в счет предстоящих поставок  товаров (осуществления работ,  оказания услуг) на территории  Российской Федерации;

- проверка вычетов  НДС при платежах в счет  предстоящих поставок товара, осуществления работ, оказания услуг на территории Pоссийской Федеpации;

- проверка заполнения  и регистрации счетов-фактур по  перечисленным и полученным предварительным  платежам и при отгрузке товаров  (осуществлении работ, оказании  услуг) в счет предвари тельных платежей.

б) Расчеты с  использованием ценных бумаг

- проверка налоговых  вычетов покупателя при оплате  товаров (работ, услуг) путем  передачи векселя (собственного  либо полученного в обмен на  собственный);

- проверка налоговой  базы продавца при оплате товаров (работ, услуг) при использовании векселя;

- проверка налоговой  базы при получении процента (дисконта) по облигациям и векселям в  счет оплаты за реализованные  товары (работы, услуги) в части, превышающей  ставку рефинансирования Банка  России в периодах, за которые производится расчет процентов;

- проверка регистрации  счетов-фактур получателем процента  по векселю в книге продаж;

- проверка регистрации  документов строгой отчетности  в книге продаж.

в) Натуральная  оплата труда

- проверка налоговой базы НДС при натуральной оплате труда.

д) Новация долга, отступное

- проверка налоговой  базы НДС при новации долга,  отступном.

Для аудита исчисления и уплаты НДС, оформления налоговой  отчетности используются процедуры:

- проверка, прослеживание и пересчет налоговой базы НДС по объектам налогообложения и по применяемым ставкам;

- проверка правильности  иcпoльзoвaния ставок;

- проверка правильности  определения сумм восстановленного  налога;

- проверка  правильности исчисления сумм, подлежащих  уплате в бюджет;

- проверка  порядка и сроков предоставления  налоговых деклараций и др.

Этап 3. Заключительный этап:

- анализ осуществления  программы аудита;

- классификацию  выявленных ошибок и нарушений;

- обобщение результатов  проверки;

- оформление результатов  налогового аудита по НДС.

В процессе проведения аудита не следует забывать, что  все процедуры аудиторской проверки проводятся с иcпoльзoвaнием конкретных тестов, утвержденных внутрифирменными стандартами аудиторской организации.

Каждый тест включает:

- предмет тестирования;

- вывод о соответствии  действующему законодательству;

- замечания с  определенными примерами;

- рекомендации  по исправлению.

В заключении, хотелось бы отметить встречающиеся чaще вcегo на практике нарушения, выявляемые при  аудите расчётов с бюджетом по НДС:

· неправильное исчисление налогооблагаемой базы;

· необоснованное предъявление к возмещению из бюджета  НДС;

· необоснованное выделение сумм уплаченного НДС  расчетным путем;

· неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от НДС;

· незаконное иcпoльзoвaние  льгот по НДС;

· ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС в итоге  изменения статуса имущества;

· нарушение сроков платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Организация аудита расчетов по налогу  доходов с физических лиц

До начала проведения аудита расчетов по подоходному налогу с физических лиц аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

В общем плане должны быть отражены основная цель и направления  проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Программа аудита является более детальным развитием плана  аудита для полного сбора информации, достаточной для составления  обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в  соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки расчетов по налогу на доходы с физических лиц, а также цели и задачи по каждому участку проверки. В программе определяются также предельные сроки обработки и предоставления материалов для составления заключения. В программе строго определяется численность необходимого для аудита персонала, объем, последовательность и содержание работы каждого аудитора и ассистента, график их работы.

Программа служит одновременно в качестве базового документа для  контроля выполнения заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской  группе.

Аудиторские программы  могут быть в виде:

- программы тестов контроля, которые содержат процедуры для  сбора информации о функционировании  системы внутрихозяйственного контроля  организации;

-программы проверки  оборотов и остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах.

Программа аудита расчетов по подоходному налогу с физических лиц реализуется на следующих  этапах аудиторской проверки:

1) этап проведения предварительной  проверки, связанной с ознакомлением с Финансово-хозяйственной деятельностью, состоянием системы учета и внутрихозяйственного контроля организации;

2) этап проведения независимой проверки хозяйственных операций;

3) этап проверки достоверности  данных статей бухгалтерского отчета.

Аудиторская организация  самостоятельно определяет требования к формам составления и оформления аудиторских планов и программ.

В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные  доказательства для составления  объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых документах по подоходному налогу.

Аудиторские доказательства – это информация, собранная аудитором  в ходе проверки, и выводы, которые  служат для обоснования выражения  им своего мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства нужны не только, аудиторам, проводящим проверки, но и, прежде всего, основным пользователям информации – администрации  организации.

Для представителей администрации  состав информации определяется в зависимости от выполняемых ими функций и занимаемых должностей.

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение  о количестве информации, необходимой  для создания заключения о достоверности  произведенной организацией расчетов по подоходному налогу с физических лиц.

Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, представленные экономическими субъектами.

Доказательства в форме  документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих  документах. Данные полученных доказательств  используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству  проверяемого экономического субъекта по результатам аудита.

Виды аудиторских доказательств, источники и методы их получения  более подробно определены в российском стандарте аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства».

Получение аудиторских  доказательств необходимо не только для установления степени достоверности расчетов по НДФЛ, но и для разработки различных рекомендаций проверяемой организации, а поэтому для их получения в процессе аудирования могут быть использованы различные методологические аспекты, методические приемы и процедуры.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается  путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

Расчеты по НДФЛ подвергаются арифметической проверке: данные справок  и расчетов бухгалтерии, составление  которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда.

В зависимости от плана  проверки, оценки системы внутреннего  контроля и аудиторского риска она  может быть выборочной или сплошной.

При проведении встречной  проверки расчетов по НДФЛ в вскрываются случаи неверно начисленной заработной платы или начисление заработной платы вымышленным лицам, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных  случаях применять сопоставление  плановых и учетных, учетных и  нормативных, внутренних, а внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения расчетов по НДФЛ.

При проверке расчетов по подоходному налогу с физических лиц может использоваться письменный запрос, который представляет собой  получение необходимых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса.

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и реальности: хозяйственных операций, могут получать письменные, подтверждения от третьих лиц. Письменное подтверждение, должна получать аудиторская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком подтверждении к третьей стороне должен по согласованию с аудитором обращаться клиент.

Информация о работе Налоговый аудит