Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- рассмотрение необходимости и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом;
- изучение сущности однокруговой и двукруговой системы учета затрат;
- анализ вариантов взаимосвязи показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете, предусмотренные планом счетов бухгалтерского учета.
Введение 3
1. Необходимость и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом 5
2. Сущность однокруговой системы учета затрат 10
3. Сущность двукруговой системы учета затрат 16
4. Варианты взаимосвязи показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете, предусмотренные планом счетов бухгалтерского учета 22
4.1. Учет затрат на производство с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе 36
4.2. Учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов (вариант автономии) 39
4.3. Учет затрат на производство с двумя система счетов (интегрированный подход) 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
4.1. Учет затрат на производство с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе
Метод ведения управленческого и финансового учета затрат на производство в единой системе бухгалтерского учета предполагает вести счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. Этот вариант учета рассматривается как традиционный, так как российские специалисты по учету привыкли работать с единым планом счетов, поэтому такой вариант им принять легче. Он, как полагают специалисты, наиболее предпочтителен для средних организаций.
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видам деятельности, т. е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперь появилась возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.
В разделе III Плана счетов, за счет свободных номеров счетов с 30 по 39-й, можно открыть следующие счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат».
По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющей других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат.
По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет этого счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда [16,с.63].
По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы отчислений единого социального налога. Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фонда потребления или так называемой «прибыли, остающейся в распоряжении организации», по решению собственника или его представителей (совет директоров и т. п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». К счету 32 необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.
По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:
Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат» К-т сч. 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты» (приложение 1).
Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и отражают корреспонденцией:
Д-т сч. 20 «Основное
производство», 23 «Вспомогательные производства»,
25 «Общепроизводственные расходы»
Таким образом, предложенный вариант учета соответствует требованиям п. 8 ПБУ 10/99, из которого следует, что формирование расходов по обычным видам деятельности должно обеспечивать группировку их по элементам. Перечень элементов расходов строго регламентирован, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.
Предлагаемый вариант
учета не требует значительных дополнительных
затрат, существенно расширяет
4.2. Учет затрат на
производство в
В автономной модели учета финансовый и управленческий учет каждый в отдельности представляет собой замкнутый круг учета. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчетности.
Существуют несколько вариантов автономной модели учета. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант первый. Обе системы учета самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).
В состав счетов управленческого учета включаются счета по учету затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат – калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такую информацию желательно скрыть от конкурентов, она внутреннего потребления. Выделение ее в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учета.
Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают из счетов III, IVраздела Плана счетов бухгалтерского учета. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов.
Счета, имеющие сальдо, относятся одновременно к обоим кругам бухгалтерского учета: управленческого и финансового. Но в финансовом учете на счетах будут зафиксированы только сальдо, а обороты, отражающие характеристику финансовых операций, регистрируются в системе финансового учета [17,с.48].
Поскольку один и тот же счет может входить в систему финансового и управленческого бухгалтерского учета, необходимы отличительные признаки для распознавания счетов из разных систем. Например, можно помечать штрихом или звездочкой код каждого счета, входящего в систему бухгалтерского управленческого учета. Все счета, не отмеченные таким образом – счета финансового учета.
4.3. Учет затрат на производство с двумя система счетов (интегрированный подход)
Структура бизнеса холдинга состоит не только из торговой, но и из производственной деятельности.
Данный подход подразумевает использование кодов для обозначения статей затрат и доходов, центров ответственности, направлений деятельности и т. п. При современном уровне автоматизации такой подход представляется более экономичным.
На существующую систему
бухгалтерских записей
- тип затрат (постоянные, переменные);
- вид деятельности;
- статью затрат.
Код вида деятельности - сложный, так как заключает в себе информацию о виде деятельности, способе доставки, маршруте доставки, скорости, а также может учитывать другие признаки (например, срочность). Таким образом, каждой сумме расхода присваивается дополнительный код, и формируется более детальная информация не только в разрезе типа затрат, но и в разрезе подразделений, видов деятельности.
Таблица 5
Система записей предприятия для формирования сокращенной себестоимости
№ п/п |
Содержание |
Дебет |
Кредит |
1 |
Перераспределение расходов по основной деятельности в разрезе географических направлений на постоянную и переменную части |
30.1 Постоянные затраты |
20 Основное производство |
2 |
Перераспределение расходов по вспомогательной деятельности в разрезе видов деятельности на постоянную и переменную части |
31.1 Постоянные затраты |
23 Вспомогательные производства |
3 |
Перераспределение общепроизводственных расходов в разрезе статей затрат |
32.1 Постоянные затраты |
25 Общепроизводственные расходы |
4 |
Перераспределение общехозяйственных расходов в разрезе статей затрат |
33.1 Постоянные затраты |
26 Общехозяйственные расходы |
Продолжение таблицы 5
5 |
Формирование сокращенной себестоимости основной деятельности |
34.1 Сокращенная себестоимость основной деятельности |
30.2 Переменные затраты
основной деятельности |
6 |
Формирование сокращенной себестоимости вспомогательной деятельности |
34.2 Сокращенная себестоимость вспомогательной деятельности |
31.2 Переменные затраты вспомогательной деятельности |
7 |
Списание переменной
части общехозяйственных |
34.3 Переменная часть общехозяйственных расходов |
33.2 Переменные общехозяйственные расходы |
8 |
Формирование величины постоянных производственных затрат |
35.1 Постоянная часть производственных затрат |
30.1 Постоянные затраты
основного производства |
9 |
Списание постоянной
части общехозяйственных |
35.2 Постоянная часть общехозяйственных расходов |
33.1 Постоянные общехозяйственные расходы |
10 |
Формирование полной себестоимости |
36 - Полная себестоимость |
34.1 Сокращенная себестоимость
основной деятельности |
Кроме того, дополнение системы
кодировки статьями бюджета и
указанием принадлежности к бюджету
позволяет связать систему
Заключение
Управленческий учет – это не только сбор и регистрация информации, но и ее анализ и оценка с целью получения таких данных, на основе которых возможно управление организацией, прежде всего оперативное. Первичный бухгалтерский учет является одним из наиболее важных источников информации для управленческого учета, причем самым достоверным. В то же время для реализации информационных потребностей менеджеров необходимы данные из дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.
Управленческий учет
не новое явление для
Система управленческого учета должна обеспечивать планирование и контроль не только расходов, но и доходов. Только такой подход позволит получить реальный экономический эффект от ведения внутреннего учета.
Для эффективного управления хозяйственной деятельностью и формированием финансовых результатов предприятия необходимо создание системы гибкой, достоверной и оперативной экономической информации. В этих условиях возрастают роль и значение бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет как источник информации включает в себя две важнейшие информационные системы: внешнюю – в виде финансового учета и внутреннюю – в виде управленческого учета. Финансовый учет формирует информацию, необходимую для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах предприятия в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.д. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность, в то время как решение вопроса о создании и функционировании системы управленческого учета зависит от администрации конкретного предприятия. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Он объединяет в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций. Каждая из составных частей системы должна предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.