Необходимость и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- рассмотрение необходимости и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом;
- изучение сущности однокруговой и двукруговой системы учета затрат;
- анализ вариантов взаимосвязи показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете, предусмотренные планом счетов бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом 5
2. Сущность однокруговой системы учета затрат 10
3. Сущность двукруговой системы учета затрат 16
4. Варианты взаимосвязи показателей затрат и результатов деятельности в управленческом и финансовом учете, предусмотренные планом счетов бухгалтерского учета 22
4.1. Учет затрат на производство с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе 36
4.2. Учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов (вариант автономии) 39
4.3. Учет затрат на производство с двумя система счетов (интегрированный подход) 40
Заключение 44
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая БУУ.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

 

4.1. Учет затрат на производство с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе

 

Метод ведения управленческого и финансового учета затрат на производство в единой системе бухгалтерского учета предполагает вести счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. Этот вариант учета рассматривается как традиционный, так как российские специалисты по учету привыкли работать с единым планом счетов, поэтому такой вариант им принять легче. Он, как полагают специалисты, наиболее предпочтителен для средних организаций.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы  по обычным видам деятельности, т. е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Для учета каждого  элемента, как и в международной  практике, теперь появилась возможность  вести отдельный счет бухгалтерского учета.

В разделе III Плана счетов, за счет свободных номеров счетов с 30 по 39-й, можно открыть следующие  счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления  на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат».

По дебету счета 30 «Материальные  затраты» в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости  материальных ценностей», 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющей других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат.

По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет этого счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда [16,с.63].

По дебету счета 32 «Отчисления  на социальные нужды» в корреспонденции  со счетом 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» отражаются суммы отчислений единого социального  налога. Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фонда потребления или так называемой «прибыли, остающейся в распоряжении организации», по решению собственника или его представителей (совет директоров и т. п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». К счету 32 необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

По дебету счета 33 «Амортизация»  в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные  активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету счета 34 «Прочие  затраты» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают  в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:

Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат» К-т сч. 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты» (приложение 1).

Собранные на счете 37 суммы  распределяют между калькуляционными счетами и отражают корреспонденцией:

Д-т сч. 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» К-т сч.37 «Отражение общих  затрат».

Таким образом, предложенный вариант учета соответствует требованиям п. 8 ПБУ 10/99, из которого следует, что формирование расходов по обычным видам деятельности должно обеспечивать группировку их по элементам. Перечень элементов расходов строго регламентирован, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.

Предлагаемый вариант  учета не требует значительных дополнительных затрат, существенно расширяет востребованность учетной информации в организации  и повышает качество принимаемых  управленческих решений.

 

4.2. Учет затрат на  производство в самостоятельной  системе счетов (вариант автономии)

 

В автономной модели учета  финансовый и управленческий учет каждый в отдельности представляет собой  замкнутый круг учета. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчетности. 

Существуют несколько  вариантов автономной модели учета. Рассмотрим некоторые из них.

Вариант первый. Обе системы  учета самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

В состав счетов управленческого  учета включаются счета по учету  затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат – калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такую информацию желательно скрыть от конкурентов, она внутреннего потребления. Выделение ее в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учета.

Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают  из счетов III, IVраздела Плана счетов бухгалтерского учета. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов.

Счета, имеющие сальдо, относятся одновременно к обоим  кругам бухгалтерского учета: управленческого  и финансового. Но в финансовом учете на счетах будут зафиксированы только сальдо, а обороты, отражающие характеристику финансовых операций, регистрируются в системе финансового учета [17,с.48].

Поскольку один и тот  же счет может входить в систему  финансового и управленческого бухгалтерского учета, необходимы отличительные признаки для распознавания счетов из разных систем. Например, можно помечать штрихом или звездочкой код каждого счета, входящего в систему бухгалтерского управленческого учета. Все счета, не отмеченные таким образом – счета финансового учета.

 

4.3. Учет затрат на  производство с двумя система  счетов (интегрированный подход)

 

Структура бизнеса холдинга состоит не только из торговой, но и из производственной деятельности.  

Данный подход подразумевает  использование кодов для обозначения статей затрат и доходов, центров ответственности, направлений деятельности и т. п. При современном уровне автоматизации такой подход представляется более экономичным. 

На существующую систему  бухгалтерских записей накладываются дополнительные аналитические признаки, характеризующие:

- тип затрат (постоянные, переменные);

- вид деятельности;

- статью затрат.

Код вида деятельности - сложный, так как заключает в  себе информацию о виде деятельности, способе доставки, маршруте доставки, скорости, а также может учитывать другие признаки (например, срочность). Таким образом, каждой сумме расхода присваивается дополнительный код, и формируется более детальная информация не только в разрезе типа затрат, но и в разрезе подразделений, видов деятельности.

Таблица 5

Система записей предприятия  для формирования сокращенной себестоимости

№ п/п

Содержание

Дебет

Кредит

1

Перераспределение расходов по основной деятельности в разрезе  географических направлений на постоянную и переменную части

30.1 Постоянные затраты  
30.2 Переменные затраты  
(аналитика по географическим направлениям)

20 Основное производство

2

Перераспределение расходов по вспомогательной деятельности в  разрезе видов деятельности на постоянную и переменную части

31.1 Постоянные затраты  
31.2 Переменные затраты

23 Вспомогательные производства

3

Перераспределение общепроизводственных расходов в разрезе статей затрат

32.1 Постоянные затраты  
32.2 Переменные затраты

25 Общепроизводственные  расходы

4

Перераспределение общехозяйственных расходов в разрезе статей затрат

33.1 Постоянные затраты 
33.2 Переменные затраты

26 Общехозяйственные  расходы


 

Продолжение таблицы 5

5

Формирование сокращенной  себестоимости основной деятельности

34.1 Сокращенная себестоимость  основной деятельности

30.2 Переменные затраты  основной деятельности  
32.2 Переменные общепроизводственные затраты

6

Формирование сокращенной  себестоимости вспомогательной  деятельности

34.2 Сокращенная себестоимость  вспомогательной деятельности

31.2 Переменные затраты  вспомогательной деятельности

7

Списание переменной части общехозяйственных расходов

34.3 Переменная часть  общехозяйственных расходов

33.2 Переменные общехозяйственные  расходы

8

Формирование величины постоянных производственных затрат

35.1 Постоянная часть  производственных затрат

30.1 Постоянные затраты  основного производства  
31.1 Постоянные затраты вспомогательного производства  
32.1 Постоянные общепроизводственные затраты

9

Списание постоянной части общехозяйственных расходов

35.2 Постоянная часть  общехозяйственных расходов

33.1 Постоянные общехозяйственные  расходы

10

Формирование полной себестоимости

36 - Полная себестоимость

34.1 Сокращенная себестоимость  основной деятельности  
34.2 Сокращенная себестоимость вспомогательной деятельности  
34.3 Переменная часть общехозяйственных расходов  
35.1 Постоянная часть производственных затрат  
35.2 Постоянная часть общехозяйственных расходов


 

Кроме того, дополнение системы  кодировки статьями бюджета и  указанием принадлежности к бюджету  позволяет связать систему учета  с процессом бюджетирования. А значит, можно будет оперативно отслеживать отклонения от плановых показателей, возникающих в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

Заключение

 

Управленческий учет – это не только сбор и регистрация  информации, но и ее анализ и оценка с целью получения таких данных, на основе которых возможно управление организацией, прежде всего оперативное. Первичный бухгалтерский учет является одним из наиболее важных источников информации для управленческого учета, причем самым достоверным. В то же время для реализации информационных потребностей менеджеров необходимы данные из дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.

Управленческий учет не новое явление для отечественной  практики. Нормативный учет, учет по местам возникновения затрат и центрам ответственности, деление и анализ затрат по статьям калькуляции и экономическим элементам и т.д. - все эти инструменты были частью советского производственного учета. Вместе с тем основная информация, формируемая в тот период, касалась калькулирования и контроля затрат. При этом данная аналитическая информация формировалась в единой системе счетов, что до сих пор отличает российский управленческий учет. В то же время практически не уделялось внимание формированию информации о предполагаемых доходах, прибыльности того или иного продукта, ценовой политике.

Система управленческого  учета должна обеспечивать планирование и контроль не только расходов, но и  доходов. Только такой подход позволит получить реальный экономический эффект от ведения внутреннего учета.

Для эффективного управления хозяйственной деятельностью и  формированием финансовых результатов  предприятия необходимо создание системы  гибкой, достоверной и оперативной  экономической информации. В этих условиях возрастают роль и значение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет как  источник информации включает в себя две важнейшие информационные системы: внешнюю – в виде финансового  учета и внутреннюю – в виде управленческого учета. Финансовый учет формирует информацию, необходимую для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах предприятия в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.д. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность, в то время как решение вопроса о создании и функционировании системы управленческого учета зависит от администрации конкретного предприятия. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Он объединяет в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций. Каждая из составных частей системы должна предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.

Информация о работе Необходимость и системы информационной связи между финансовым и управленческим учетом