Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 04:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
Получение практических навыков разработки программы аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами.
Проведение аудиторских расчетов в соответствии с заданием.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Аудит.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия могут  осуществлять отвлечение средств в виде финансовых вложений с целью получения дополнительного дохода – дивидендов, процентов и т.п. К финансовым вложениям относятся инвестиции в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам и другие.

Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому учёту финансовых вложений и контроль за совершением таких операций и их законностью.

Под финансовыми  вложениями понимаются активы организации, которые используются для получения  доходов, повышения стоимости капитала или получения других выгод, в частности для оказания влияния на другие организации.

Ценные бумаги должны учитываться по видам. Обязательно  иметь не только договор, но и факт выполнения (выписка из реестра акционеров или акции).

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в настоящее время многие организации предпочитают направлять свободные средства во вложения различных видов, при этом может происходить нарушение законодательства. Для поддержания правильности норм учета и законодательства и необходима аудиторская проверка.

Все больше российских предприятий используют в своей деятельности ценные бумаги – в целях получения дохода, привлечения дополнительных, в том числе заемных, средств, осуществления расчетов.

С другой стороны, ценные бумаги – это особая форма  существования капитала, отличная от его товарной, производительной, и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого. Суть ее состоит в том, что у владельца сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. То есть, ценные бумаги являются разновидностью так называемого фиктивного капитала, и в условиях быстротечности, высокой степени риска хозяйственных операций, сложности финансового положения большинства субъектов хозяйствования существует объективная необходимость в получении достоверной информации о их наличии у предприятия, их стоимости и движении, законности ведения операций с ними. Ошибки и искажения при учете операций с ценными бумагами в случае их существенности могут значительно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности и нанести значительный материальный ущерб экономическому субъекту.

Цель курсовой работы:

  1. Получение практических навыков разработки программы аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами.
  2. Проведение аудиторских расчетов в соответствии с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

 

    1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

 

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой  множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

1) Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» №307 ФЗ от 30.12.08;

2) Правила (стандарты) аудиторской деятельности;

3) Конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита: общий аудит; банковский аудит, аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

4) Внутрифирменные документы, необходимые для реализации положений законодательства и стандартов, раскрывающие технологию применения существующей нормативной базы. В эту же группу следует отнести разработку рекомендаций по организации и методике внутреннего аудита и внутреннего хозяйственного контроля. В настоящее время данный уровень практически не регулируется нормативными или методическими документами1.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься следующими видами услуг (предусмотренных п. 7 ст. 1 Закона об аудите):

1) постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение  налогового учета, составление  налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и ИП, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическая помощь  в областях, связанных с аудиторской  деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизация бухгалтерского  учета, внедрение информационных  технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ  инвестиционных проектов, составление  бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Субъектами аудиторской  деятельности являются аудиторские  организации и аудиторы.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в указанный реестр в течение трех месяцев с даты ее государственной регистрации, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. С 1 января 2011 года вводится новый порядок получения квалификационных аттестатов аудиторами. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления  результатов квалификационного  экзамена стаж работы, связанной  с осуществлением аудиторской  деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. Не менее 2 лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует  требованиям, установленным ч. 1 ст. 11 Закона об аудите.

2) после сдачи квалификационного  экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию ч. 3 ст. 11 Закона об аудите2.

Закон об аудите устанавливает основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять  формы и методы проведения  аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном  объеме документацию, связанную  с финансово-хозяйственной деятельностью  аудируемого лица, а также проверять  фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных  лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения  аудита или от выражения своего  мнения о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности в аудиторском  заключении в случаях:

а) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих  либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные  права, вытекающие из договора  оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская  организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по  требованию аудируемого лица  обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания  аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение  документов (копий документов), получаемых  и составляемых в ходе проведения  аудита, в течение не менее  пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности,  вытекающие из договора оказания  аудиторских услуг.

Подробная регламентация  аудиторской деятельности осуществляется стандартами, которые подразделяются на:

– федеральные стандарты аудиторской деятельности;

– стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 34 правила3.

Саморегулируемые  аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и  методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут  устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности. Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

    • независимость;
    • честность;
    • объективность;
    • профессиональная компетентность и добросовестность;
    • конфиденциальность;
    • профессиональное поведение.

 

1.2 Цели, задачи и источники информации аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами

 

Основная  цель аудита финансовых вложений - составить обоснованное мнение аудитора о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта. Чтобы достигнуть этой цели аудитор должен ответить на следующие вопросы:

1) Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы по:

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ