Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 04:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
Получение практических навыков разработки программы аудита финансовых вложений и операций с ценными бумагами.
Проведение аудиторских расчетов в соответствии с заданием.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Аудит.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

- оценке, учету и инвентаризации  финансовых вложений;

-сохранности, выбытию (погашению) и реализации ценных 
бумаг;

-учету результатов от финансовых вложений.

2) Соблюдены ли требования налогового законодательства.

Для того чтобы сформулировать объективное мнение о достоверности  и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми  вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгалтерском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:

1) Изучить состав финансовых  вложений по данным первичных  документов и учетных регистров.

2) Подтвердить первичную  оценку системы внутреннего контроля  и бухгалтерского учета финансовых вложений.

3) Установить правильность  отражения в учете операций с финансовыми вложениями.

4) Подтвердить достоверность  начисления, поступления и отражения  в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.

5) Оценить качество  инвентаризаций финансовых вложений.

6) Подтвердить правильность  документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.

Анализ аудиторской  практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:

- отсутствие  документов, подтверждающих фактические  финансовые вложения;

- оформление  документов с нарушением установленных  требований;

- фиктивные  документы и операции;

- исправления  записей в документах без необходимых  оснований;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

- отсутствие  подлинников или заверенных в  соответствии с законодательством документов;

- несвоевременное  отражение доходов по операциям  с ценными бумагами;

- неправильное  исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;

- несоблюдение  тождественности данных регистров  бухгалтерского учета и показателей отчетности;

- отсутствие  инвентаризации или проведение  ее с нарушениями действующего законодательства;

- неисполнение  требований законодательных и нормативных документов;

 - несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений.

Информационная  база, используемая аудитором при  проверке операций с ценными бумагами, включает:

  • документы, регулирующие бухгалтерский учет ценных бумаг;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • приказ об учетной политике организации;
  • регистры синтетического и аналитического учета ценных бумаг;
  • первичные документы по отражению ценных бумаг.

По приказу  об учетной политике организации  аудитор может ознакомиться с:

-порядком признания доходов от финансовых вложений доходами от обычных видов деятельности (профессиональные участники рынка ценных бумаг) или операционными доходами;

-рабочим планом счетов, используемых для отражения ценных бумаг;

-применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых бухгалтерией организации;

-документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом ценных бумаг;

-перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции с ценными бумагами;

-формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета ценных бумаг.

В организациях, использующих единую журнально - ордерную форму учета, применяются журналы - ордера, в которых отражаются операции и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах. Перечень регистров, составленных организацией, утверждается приказом об учетной политике.

При ведении  учета с использованием компьютерных программ составляют распечатки дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 58 "Финансовые вложения" (субсчет «Паи и акции» и «Долговые ценные бумаги»), 91 "Прочие доходы и расходы", 55 "Специальные счета в банках", 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В качестве регистра аналитического учета ценных бумаг  может быть использована так называемая "Книга учета ценных бумаг". В ПБУ 19/02 сказано, что организации разрешается самостоятельно разрабатывать такой регистр.

Операции (сделки) с ценными бумагами совершают на основании: учредительного договора (при инвестициях в уставные капиталы других организаций), договора купли - продажи ценных бумаг, договора займа, договора на депозитный вклад, договора залога ценных бумаг и др., указанные в разделе «Бухгалтерский учет».

Аудитор должен проверять, соответствуют ли указанные  договоры требованиям других нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.

К первичным  документам, на основании которых  учитывают ценные бумаги, относятся: акт приема - передачи ценных бумаг, выписки банка и платежные поручения, расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру, накладные на передачу имущества в оплату за ценные бумаги, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. N ИНВ-16), выписки реестродержателей и депозитариев.

Для того чтобы сформулировать объективное мнение о достоверности  и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми  вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгалтерском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:

1) Изучить состав финансовых  вложений по данным первичных  документов и учетных регистров.

Аудиторы должны проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации; предоставленные займы; вклады по договору простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности устанавливается экономическая целесообразность финансовых вложений, исследуется влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений.

Аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты. По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.

3) Установить правильность  отражения в учете операций  с финансовыми вложениями.

Аудиторы рассматривают  хозяйственные операции, в результате которых произошло изменение размера и состава финансовых вложений предприятия. К числу таких операций относятся: предоставление и возврат займов, покупка и продажа ценных бумаг, безвозмездное их получение и передача, осуществление и получение вклада в уставный капитал. Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету "депо" и др. При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов.

Для проверки стоимости отдельных  финансовых вложений (акции, доли в  уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договор купли-продажи ценных бумаг, учредительные договоры, договоры займа, договоры простого товарищества, расчетно-платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление средств. Для оценки правильности формирования стоимости ценных бумаг, необходимо выяснить состав затрат, связанных с их приобретением и отражаемых по дебету счета 58 на соответствующих субсчетах по видам вложений. Помимо сумм, уплаченных продавцу, затраты по приобретению ценных бумаг включают: расходы по оплате информационных и консультационных услуг, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы по уплате процентов по заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету, и др. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 и 91. Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91. Сальдо по счету 58 должно подтверждаться аналитической информации о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.

Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия (по себестоимости каждой ценной бумаги, по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения ценных бумаг (метод ФИФО)). Для этого изучаются аналитические данные к счету 58, отражающие количество и себестоимость приобретенных и реализованных (выбывших) ценных бумаг. Необходимо проверить также правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации.

Аудитору следует установить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59. Для этого необходимо проверить, что такой резерв формируется в конце года по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т.п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.

Особое внимание должно быть уделено  проверке предоставления предприятием займов другим юридическим лицам. Законность предоставления займов изучается путем проверки заключенных договоров займа и расчетно-платежных документов.

4) Подтвердить достоверность  начисления, поступления и отражения  в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.

Аудиторы должны подтвердить  полноту и своевременность выполнения учетных записей. При отражении доходов в учете должен применяться принцип "начисления". Начисленные доходы должны отражаться в составе прочих доходов на счете 91.

Для получения исчерпывающей  информации о суммах и сроках начисления доходов по финансовым вложениям, аудиторы могут сделать от своего имени или от имени предприятия-клиента запрос в адрес предприятий и организаций, выплативших доходы (в виде процентов, дивидендов и т.п.). Полученные сведения сравниваются с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета, проверяемого предприятия.

5) Оценить качество  инвентаризаций финансовых вложений.

Для этого аудиторам целесообразно самостоятельно провести инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленные другим предприятиям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами (учредительными договорами, договорами займа, расчетно-платежными документами).

Если результаты инвентаризаций, поведенных аудиторами и сотрудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлением годового отчета.

6) Подтвердить правильность  документального оформления вложений  в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются  в рабочей документации аудиторов  и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ