Нормативный учет на базе переменных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается, прежде всего, в том чтобы раскрыть сущность нормативного учета. Для этого важно рассмотреть его принципы, основным из которых является предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости на основе действующих на предприятии норм и смет. Необходимо также рассмотреть виды норм, так как они являются основой функционирования системы и раскрывают ее содержание.
В ходе выполнения курсовой работы мы решаем следующие задачи:
1. Подробное рассмотрение нормативного учета, а также рассмотрение системы учета затрат «Директ – Костинг».
2. В Практической части мы провели необходимые расчеты и группировки затрат.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………… 1
2. Сущность нормативного учета затрат…………………………… 2-9
3. Учет выпуска продукции нормативным учетом……….. 9-13
4. Роль и место системы учета затрат «Директ-Костинг» в управленческом учете. …………………………………………. . 14-19
5. Практическая часть………………………………………………. 20-34
6. Заключение………………………………………………………… 35
7. Список использованной литературы………………………………36

Вложенные файлы: 2 файла

курсач по бу управ.doc

— 612.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

185520.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при делении  организации на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих центров.

Деление производственного  предприятия на центры ответственности  зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации процесса, методов исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов.

Решающее влияние на создание центров ответственности  оказывают производственная и организационная  структура предприятия.

Производственная структура предприятия показывает виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством.

Организационная структура  предприятия официально находит  выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.

В рамках организационной  структуры предприятия можно  выделить следующие формы организации управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Линейным называют управление "по вертикали", при котором имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления цехами и участками предприятия.

Функциональное управление - это управление по отдельным функциям (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. При функциональном управлении у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.

Наибольшее распространение на практике получили линейно-функциональные структуры управления. В рамках такой структуры линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения (такие как отдел маркетинга, плановый, финансовый отделы, отдел кадров, НИОКР) оказывают услуги основным. В этом случае наиболее полно реализуется сочетание принципов специализации управления и единоначалия. Обеспечивается и высокий уровень подготавливаемых решений, и комплексное руководство каждым производственным звеном.

При матричном подходе  к организации управления большое  значение приобретает интеграция комплекса  работ, направленных на достижение поставленных целей. Основополагающим принципом  здесь является улучшение взаимодействия отдельных подразделений предприятия, обеспечивающее эффективное решение той или иной проблемы. При матричной структуре параллельно с функциональными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти группы формируются из специалистов отдельных функциональных подразделений, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии.

Главным принципом организации  матричной структуры управления является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество этой формы управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию функциональной специализации. Примером может быть создание группы функционально-стоимостного анализа (ФСА), цель которой -разработка и внедрение в производство нового изделия с лучшими свойствами и параметрами качества с наименьшими затратами. Матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства.

Построение центров  ответственности в соответствии с организационной структурой позволяет  связать деятельность каждого подразделения  с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения  и определить их вклад в общие  результаты деятельности предприятия.

1.3 Разработка форм, содержания внутрихозяйственной отчетности, периодичности и сроков их представления

 

В общем случае отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия за истекший период.

Составление отчетности – завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, который получают в конце отчетного периода  путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т.д.) данных текущего учета.

Отчетность может содержать  как количественные, так и качественные показатели, как в стоимостном, так  и в натуральном выражении.

Цель составления внутренней отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, - удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров.

Цель составления внутренней отчетности обуславливает ее периодичность  и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьировать в зависимости  от организационно-технологических  и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи изменяются в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии.

В зависимости от уровней управления, различают следующие виды отчетов:

- отчет об исполнении  сметы затрат;

- отчет центра прибыли;

- отчет центра инвестиций.

В зависимости от объемов  деятельности, выделяют отчетность об отраслевых и территориальных сегментах  бизнеса.

Основными пользователями внутренней отчетности являются, во-первых, менеджеры всех уровней предприятия, во-вторых, - персонал предприятия. Сам  факт ведения учета и составления  отчетности по центрам ответственности  повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное – информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, выявление тенденций развития, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет составить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск новых капитальных вложений4.

В то же время, ознакомление персонала с данными отчетности улучшает отношения в коллективе, формирует уверенность работников в своем положении, т. е. активизирует человеческий фактор производства.

Основную группу пользователей  отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму  потенциальных инвесторов, партнеров  и кредиторов и должны представлять заказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении прибыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент.

Периодичность составления  внутренней отчетности – вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий  критерий выбора периодов составления  отчетности. Им является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

1.4 Сегментарный учет и отчетность и международные бухгалтерские стандарты

 

В соответствии со статьей 13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как  отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.

Решение проблем составления  внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям. В Законе РФ «О бухгалтерском учете» лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в  ней информации: «содержание… внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» (ст. 10, п. 4).

Формирование внутренней сегментарной отчетности является заключительным этапом управленческого учета.

В результате обработки  информации управленческого учета  составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.

Зарубежные источники  содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ и обобщение позволяют  сделать некоторые выводы.

1. Внутренний отчет  должен быть адресным и конкретным. Он не принесет желаемых результатов, если5:

- информация собирается  главным образом для учета  объема продаж или определения  затрат и не связанна с информационными  запросами конкретных управляющих,  возглавляющих центры доходов  или центры затрат;

- будет адресован не  конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;

- будет содержать расплывчатую  информацию по общим вопросам. Эффективный управленческий контроль  предполагает наличие конкретной  отчетной информации.

2. Для принятия управленческих  решений полезна оперативная  информация. Нельзя допустить, чтобы созданные бухгалтером-аналитиком отчеты легли на полку. Следовательно, отчет должен быть интересен менеджеру, поэтому его следует подать в «заманчивой упаковке».

При составлении внутренних отчетов следует учитывать психологические особенности менеджера. Так, необходимо знать, какую форму представления информации он предпочитает (табличную или графическую), каковы его планы и пожелания, стиль работы и т.д.

3. Не стоит слишком  углубляться в прошлое; полезнее  искать информацию, использование которой позволит улучшить дальнейшую работу центра ответственности. Нередко при разработке сегментарной отчетности бухгалтер-аналитик ошибочно увлекается ретроспективным анализом в ущерб будущим оценкам. При этом основной упор делается на допущенные в прошлом ошибки, выявление их причин, проведение ревизий, а не на разработку плана дальнейших эффективных действий. Это снижает качество управленческого контроля.

4. Не следует слишком  часто менять форматы сегментарных  отчетов.

5. Не следует перегружать отчетность расчетами. Управляющему нужен минимальный объем данных, но эти данные должны быть систематизированы так, чтобы на основе содержащейся в них информации руководитель смог принимать оптимальные управленческие решения и осуществлять конкретные действия.

Нет никакой пользы оттого, что управляющий центра ответственности  с калькулятором в руках производит над отчетом о деятельности своего подразделения дополнительные вычисления. Гораздо важнее обдумать те мероприятия  и решения, которые вытекают из анализа уже приведенных в сегментарной отчетности данных. Раздел, касающийся плановых или прогнозных величин, рекомендуется заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру.

6. Отчеты должны охватывать  главное: то, что приближает всех  работников к выполнению плана. Отчет, содержащий информацию, не нужную менеджеру, снижает качество управленческого контроля.

7. Не все поддается  записи. Кроме составления письменных  отчетов управленческий контроль  предполагает проведение бесед  бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней.

Периодичность составления  внутренней отчетности, ее точность, подробность  и сроки представления индивидуальны  для каждого предприятия, зависят  от объекта и целей управления. При решении всех этих вопросов администрация  предприятия руководствуется принципом экономичности, в соответствии с которым затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический эффект от ее использования.

К формам отчетности разных подразделений предъявляются различные  требования, в зависимости от того, к какому виду центров ответственности эти подразделения относятся.

В основе составления  отчетов по центрам затрат лежит  принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:

- детальности отчетов  уменьшается по мере увеличения  уровня руководителя, которому они представляются;

- отчеты вышестоящему  руководству не являются результатом  суммирования отчетов нижестоящим  менеджерам.

Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его  суть состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема.

Любая сегментарная отчетность (в том числе формируемая и  по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует:

Информация о работе Нормативный учет на базе переменных затрат