Оптимизация налогообложения как фактор эффективности дея-тельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

В данной работе представлена общая характеристика налогов, виды налогов, характеристика налоговой системы и налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Раздел гр Б-38 Данилькевич Л..doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)


1 ОПТИМИЗАЦИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР                      ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Экономическая  сущность налогов, виды налогов  и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования

    Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей. Налоги вводятся там, где возникает государство. Необходимость налогов обусловлена классическими функциями государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию.

    Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства. 
     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета.

    Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

 
     Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

     Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений. Используемые и регламентируемые государством налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их. Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы.

    Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

    В соответствии со ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

 

      Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов.

 

     

Функции

     
   

 

   

Фискальная 

 

Экономическая

 

Контрольная

   

 

   

Распределительная

 

Стимулирующая

 

Сдерживающая

               
 

Воспроизводственная

 

Регулирующая

   
               

Рисунок 1. Функции налогов

Источник: собственная  разработка

 

 

Фискальная  функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Эта основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в виде капитала или заработка.  
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета.

Стимулирующая функция налогов - реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции, во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.

Распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образов, чистого дохода, и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов.

Регулирующая  функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций) и обусловлена тем, что налоги активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения; необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности, фискальной. При этом каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая функция отражает отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью, и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства - их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы.

     Каждый налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих его роль в экономическом механизме государства, правил расчёта и сбора. Типовые признаки позволяют разделить все виды налогов на родственные группы, т.е. составляют основу налоговой классификации.

 

   Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. Систематизация налоговых платежей позволяет решить следующие проблемы: - упорядочить систему налогов, исключить дублирующие друг руга платежи; - избежать двойного налогообложения; и др. Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (Приложение А).

     Данная  классификация необходима как для составления налоговых расчётов, составления отчётности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.

     Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

     Прямые налоги  это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.

     Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

     Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода.

     Косвенные налоги  это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К таким налогам относятся акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж и др. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

По классификационному признаку, отражающему полноту сумм, выделяют закреплённые и регулирующие налоги.

     Закреплённые налоги полностью, в фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены. Регулирующие налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утверждённым в установленном порядке на очередной год.

     Согласно Общей части Налогового Кодекса, республиканскими признаются налоги, взимаемые в соответствии с законодательством и на всей территории страны.

Существуют и другие основания  деления налогов на виды, например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д.

    Таким образом, можно отметить, что налоги в экономической структуре государства выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности и принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2 Налоговая система и система налогового  законодательства РБ

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и  конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Информация о работе Оптимизация налогообложения как фактор эффективности дея-тельности организации