Оптимизация налогообложения как фактор эффективности дея-тельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

В данной работе представлена общая характеристика налогов, виды налогов, характеристика налоговой системы и налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Раздел гр Б-38 Данилькевич Л..doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

Налоговые системы современных государств - результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.

              Экономическая наука выделяет  следующие общие характеристики  налоговой системы: порядок установления и ввода в действие налогов; виды налогов; классификация налогов; порядок распределения налогов между звеньями налоговой системы; права и обязанности налогоплательщиков; налоговые органы; налоговое законодательство.

 

             Общим правилом для всех современных государств является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это на основе Конституции, Налогового кодекса Республики Беларусь, законов или иных законодательных актов, к которым в Республике Беларусь приравниваются Декреты и Указы Президента. Местные налоги устанавливаются решениями областных, городских и районных Советов депутатов. Каждое государство имеет свою систему налогов или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьируется в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В общем комплексе положений обычно выделяют две подсистемы:

 

  • построенную на классических, межнациональных принципах. Такую налоговую систему принято считать оптимальной;
  • базирующуюся на организационно-экономических, внутринациональных принципах применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики.

В условиях глобализации экономики и усиления интеграционных процессов меняются системы налогообложения, всё больше приближаясь к классическим принципам.

             С развитием национальных экономик  меняются и системы налогообложения,  все больше приближаясь к классическим  принципам. Вместе с тем, национальные  системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.

            Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

1) принцип равномерности  требует, чтобы граждане каждого  государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;

4) принцип экономности означает  необходимость сокращения издержек  взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

 

            Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

- однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;- стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени;

- оптимальность налоговых  изъятий, то есть обеспечение  государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

 

              Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

Перечисленные принципы налогообложения  были учтены при формировании налоговой  системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов.

 

Обусловленные развитием  экономики, принципы налогообложения  в республике были окончательно закреплены в Налоговом кодексе РБ (ст. 2 Налогового кодекса):

 

1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы  (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины), а также  обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов,  сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике  Беларусь основывается на признании  всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление  особых видов пошлин (специальных,  антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза.

 

           Таким образом, налоговая система любого государства формируется в соответствии с его общественно-политическим устройством, типом государства, с его задачами и целями и проводимой экономической политикой. При построении налоговой системы важное значение имеет выбор видов налогов, методов и способов их взимания. В налогообложении действует три способа взимания налогов, касающиеся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный у источника образования объекта.

 

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. В земельном кадастре Беларуси представлен систематизированный перечень (свод) сведений о земле как средстве производства, о земельных угодьях, приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра не лишен недостатков. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

 

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

 

Применяют следующие методы уплаты налога:

    • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
    • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
    • расчет гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ вступает в законную силу.

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика. Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

      • объект налогообложения
      • Налоговая база
      • Налоговый период 
      • Налоговая ставка порядок исчисления;
      • Порядок и сроки уплаты.

Объект налога (объект обложения) – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и др.).

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. 
Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

 Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков.

 Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика.

Информация о работе Оптимизация налогообложения как фактор эффективности дея-тельности организации