Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является – на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- рассмотреть основные принципы ведения бухгалтерского учета, отвечающие международным стандартам;
- дать характеристику деятельности ЗАО «Экономбанк»;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках…......………………………..5
1.1 Назначение, особенности организации и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке…………………………………...5
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10
1.3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого банка…............19
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческих банках в РФ……………………………………………………………...………25
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………………32
2.3.Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………...48
Заключение ……………………………………………………………………..51
Литература………………….…………………………………………………... Приложение 1 Положение о Главном бухгалтере ЗАО «Экономбанк»…
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк» на 01.01.2013………………………………………………………………………...
Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Организационно-технические
и методологические основы
1.1 Назначение, особенности
организации и основные
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10
1.3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого банка…............19
1.4. Нормативное регулирование
бухгалтерского учета в коммерческих
банках в РФ……………………………………………………………...……
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26
2.2 Порядок организации
бухгалтерского учета и
2.3.Мероприятия по
совершенствованию организации
бухгалтерского учета в ЗАО
«Экономбанк»………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..51
Литература………………….………………………………
Приложение
2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк»
на 01.01.2013……………………………………………………
Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..
Введение
Банки как субъекты рыночных отношений являются финансовыми посредниками при осуществлении прочими участниками рынка хозяйственных связей по производству и реализации внутреннего валового продукта, они работают с чужими денежными и финансовыми ресурсами. В этой связи во всех странах к кредитным организациям предъявляются особые требования со стороны регулирующих и надзорных органов – к законности, правильности, своевременности и прозрачности осуществляемых ими финансовых операций. Не является исключением и Российская Федерация.
Множественность и объемность принимаемых Центральным банком Российской Федерации нормативных положений по бухгалтерскому учету, а также постоянное их обновление и требование неукоснительного соблюдения создают условия деятельности банков, в которых все без исключения сотрудники кредитных организаций обязаны знать основы бухгалтерского учета, а сотрудники аппарата бухгалтерии – особенности и детали. Исполнение данного требования в наибольшей степени способно обеспечить консенсус между свободой предпринимательской инициативы коммерческих банков, деятельность которых направлена на извлечение прибыли и естественно сопряжена с риском, и требованиями соблюдения законодательных ограничений их деловой инициативы для минимизации рисков.
Учитывая все вышеперечисленное, следует говорить об особой актуальности выпускной работы на тему «Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке».
Предметом исследования данной работы является организация бухгалтерского учета в коммерческом банке.
Объектом исследования выбрано ЗАО «Экономбанк».
Целью дипломной работы является – на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов
бухгалтерского учета в
- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- рассмотреть основные
принципы ведения
- дать характеристику деятельности ЗАО «Экономбанк»;
- изучить порядок организации
бухгалтерского учета и
- разработать проект
Главная роль в организации всеобъемлющего контроля за деятельностью банков отводится бухгалтерскому учету, средствами которого учитываются финансовые и хозяйственные операции банков и аргументированно подтверждается их законность, корректность и своевременность. Поэтому именно в сфере бухгалтерского учета и отчетности Банком России принимается наибольшее количество нормативных документов, подчас приводящих к излишней детализации и двойному перекрестному контролю деятельности банков.
В процессе решения поставленных в работе задач применялись различные методы исследования, в том числе экономико-статистические, аналитически-расчетные, сравнения, графический и другие.
Практическая значимость результатов, полученных в работе, состоит в возможности их использования в работе ЗАО «Экономбанк».
1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках
1.1 Назначение, особенности
организации и основные
Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными задачами бухгалтерского учета в коммерческом банке являются:
- формирование детальной,
достоверной информации о
- ведение подробного и своевременного учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования банком финансовых и материальных ресурсов;
- использование данных бухгалтерского учета для принятия управленческих решений
Федеральным законом «О Центральном банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.2002 право регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях предоставлено Банку России. Однако издаваемые им нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредитной организации, ведется обособлено от материальных ценностей, принадлежащих ей на праве собственности. Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера отражаются раздельно.
Бухгалтерский учет коммерческого банка ведется непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предметом бухгалтерского учета в коммерческом банке являются все виды активов и пассивов. Под активами понимаются все виды средств, на которых основывается ведение уставной деятельности банка, а под пассивами - все виды источников, за счет которых образуются и возникают средства и осуществляется деятельность. Основной перечень объектов активов и пассивов коммерческого банка представлен в таблице.
Таблица 1
Перечень объектов активов и пассивов коммерческого банка
Основные объекты | |
Активы |
Пассивы |
1 Денежные средства |
1 Уставный капитал |
2 Драгоценные металлы и камни |
2 Добавочный капитал |
3 Ценные бумаги (приобретенные) |
3 Специальные и другие фонды |
4 Другие финансовые вложения |
4 Прибыль |
5 Депозиты размещенные |
5 Кредиты полученные |
6 Кредиты предоставленные |
6 Депозиты и вклады привлеченные |
7 Учтенные векселя ( |
7 Средства клиентов на банковских счетах |
8 Дебиторская задолженность |
8 Выпущенные банком векселя |
9 Имущество банка (основные средства, нематериальные активны, хозяйственные материалы, материальные ценности) |
9 Кредиторская задолженность |
Перечень объектов активов и пассивов КБ определяет состав и характер банковских операций, исключительное право совершать которые имеют банки, как кредитные организации, закрепленное Законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». К таким операциям в обобщенном виде относятся:
- кассовые операции (кассовое обслуживание клиентов);
- расчетные операции (ведение банковских счетов клиентов);
- кредитные операции (привлечение и размещение средств);
- депозитные операции (привлечение и размещение средств);
- операции с ценными бумагами (покупка и продажа ценных бумаг);
- операции с драгоценными металлами (покупка и продажа);
- операции в иностранной валюте различного содержания и вида;
- межбанковские операции (привлечение и размещение средств);
- внутрибанковские операции, связанные с движением имущества, капитала, фондов;
- другие операции и
услуги банка, выполнение
Организация и ведение бухгалтерского учета в коммерческом банке в свете современных требований, включая и требования международных стандартов, базируется на следующих принципах:
1. Непрерывность деятельности банка, не допускающая создания условий, ведущих к его банкротству.
2. Постоянство правил ведения бухгалтерского учета, руководствуясь одними и теми же правилами и инструкциями (кроме случаев существенных перемен в деятельности банка или в правовом механизме).
3. Осторожность, предопределяющая раздельную и правильную оценку активов и пассивов, доходов и расходов и их отражение в учете, что не позволит переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды.
4. Отражение доходов и расходов по кассовому методу, т.е. фиксирование в учете доходов после их фактического получения и расходов - после их совершения.
5. День отражения операций – день их совершения, если иное не предусмотрено инструкцией Центрального Банка.
6. Раздельное отражение и оценка активов и пассивов на счетах в развернутом виде.
7. Преемственность входящего
баланса, т.е. остатки на
8. Приоритет содержания над формой, требующий отражения операций в учете согласно их экономическому содержанию, т.е. сущности, а не их юридической форме.
9. Единица измерения – оценка активов и пассивов. Отражение в учете активов и пассивов по первоначальной стоимости (стоимости приобретения или возникновения) без изменения до момента их списания или реализации (выкупа), если иное не предусмотрено действующим законодательством или нормативными актами Центрального Банка (например, активы и обязательства в иностранной валюте, драгметаллы должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла).
10. Открытость данных учета
и отчетности, которые должны
достоверно отражать операции
банка, быть понятными
11. Консолидация деятельности банка – составление сводного баланса и отчетности, включая отчетность своих филиалов и отделений
Основы организации
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета
Учетная политика представляет
собой совокупность правил и способов
ведения бухгалтерского учета, принятых
в данной кредитной организации,
ее справочные и структурные показатели,
отвечающие современным требованиям
и законодательным актам. Это
документ, обеспечивающий получение
обязательной достаточной информации,
которая создается для
Кредитная организация разрабатывает
и утверждает учетную политику исходя
из действующих Правил ведения бухгалтерского
учета в кредитных
Окончание календарного года для бухгалтера – это не только инвентаризация и подготовка к составлению годового отчета, но и внесение изменений в действующую учетную политику. В учетной политике есть не только положения, которые требуют изменений в соответствии с нововведениями в законодательстве, но и те положения, которые должны ежегодно корректироваться в зависимости от деятельности организации.
Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках