Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы рассмотрение особенностей учета и анализа движения готовой продукции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы учета готовой продукции и ее продажи;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Ника»;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета движения готовой продукции и ее продажи в ОАО «Ника»;
- предложить пути совершенствования учета движения готовой продукции и ее реализации в ОАО «Ника»
Введение…………………………………………………………….………….…….3
Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции и ее продажи….…….5
1.1. Понятие и состав готовой продукции……………………………………….....5
1.2. Принципы оценки и задачи учета готовой продукции……………………….9
Глава 2. Организация бухгалтерского учета движения готовой продукции и ее продажи в ОАО «Ника»……….…………………………………………………...15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ника»……………15
2.2. Документальное оформление движения готовой продукции………………23
2.3. Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………………………..29
2.4. Пути совершенствования учета движения готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………….…………….37
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции и ее продажи….…….5
1.1. Понятие и состав готовой продукции……………………………………….....5
1.2. Принципы оценки и задачи учета готовой продукции……………………….9
Глава 2. Организация бухгалтерского
учета движения готовой продукции и ее
продажи в ОАО «Ника»……….………………………………………………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ника»……………15
2.2. Документальное оформление движения готовой продукции………………23
2.3. Синтетический и аналитический учет
движения готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………
2.4. Пути совершенствования учета движения
готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Приложения
Введение
Актуальность и значимость рассмотрения учета готовой продукции и ее продажи заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.
Продажа продукции является одной из важнейших стадий кругооборота средств, на которой выявляется полезность продукта и которая дает начало очередному производственному циклу. Полученная в результате реализации продукции, работ, услуг выручка должна покрывать сумму затрат на производство и продажу продукции, то есть должна быть обеспечена прибыльность деятельности предприятия. За счет поступающей выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, предприятие имеет возможность также выполнять свои обязательства перед бюджетом, кредиторами, поставщиками, банками, персоналом и т.д.
Для успешного выполнения бухгалтерией учетных задач, связанных с готовой продукцией и ее реализацией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость. Правильность определения финансовых результатов, и, соответственно, налога на прибыль и размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, также напрямую зависит от того, насколько точно отражены в бухгалтерском учете и отчетности реализационные операции и, в частности, определения себестоимости реализуемой готовой продукции.
Целью курсовой работы рассмотрение особенностей учета и анализа движения готовой продукции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы учета готовой продукции и ее продажи;
- дать организационно-
- рассмотреть организацию бухгалтерского учета движения готовой продукции и ее продажи в ОАО «Ника»;
- предложить пути совершенствования учета движения готовой продукции и ее реализации в ОАО «Ника»
Объект исследовании - ОАО «Ника».
Предмет исследования – бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции и ее продажи.
Теоретической базой исследования являются нормативные и законодательные акты, периодические издания, учебная литература по бухгалтерскому учету, бухгалтерскому финансовому учету, бухгалтерской отчетности и др. В работе были использованы труды таких авторов, как А.Ю. Бааев, И.Е. Глушков, В.Р. Захарькин, Л.С. Коваль, В.Г. Макаров, Т.М. Рогуленко, В.В. Семенихин, А.Н. Хорин и Л.З. Шнейдман и др., а также специальная литература по исследуемому предприятию.
В ходе выполнения курсовой работы были использованы такие методы, как монографический, экономический, а также элементы метода бухгалтерского учета.
Источником информации для проведения анализа послужила годовая финансовая отчетность ОАО «Ника» за 2009-2011 гг.
Структура работы обусловлена теми задачами, которые ставились при ее написании, является традиционной и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции и ее реализации
1.1. Понятие и состав готовой продукции
Конечным этапом производственного процесса является выпуск готовой продукции, в результате которого ее стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения.
В соответствии с ПБУ 5/01:
«Готовая продукция
относится к части материально-
Готовая продукция – это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренные в договоре [15].
В состав продукции (работ, услуг) входят:
- готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства;
- работы и услуги промышленного характера,
- работы и услуги непромышленного характера,
- покупные изделия (приобретенные для комплектации);
-строительные, монтажные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и т. п. работы;
- услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей; транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные операции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Продукция, не подвергшаяся
всем предусмотренным
Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.
Незавершенное производство - это продукция, находящаяся на различных стадиях готовности и подлежащая дальнейшей обработке или сборке. В состав НЗП в натуральном или стоимостном выражениях включаются детали, узлы, блоки, агрегаты машин и оборудования. НЗП в натуральном выражении принято называть заделом.
К незавершенному производству относятся: продукция (работы), не прошедшая всех стадий технологического процесса и изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком.
К незавершенному производству также относится полностью укомплектованная продукция, которая не прошла испытаний, предусмотренных технологией [19].
В бухгалтерском учете незавершенное производство может отражаться:
- при единичном производстве - по фактически понесенным затратам,
- при массовом и серийном производстве,
- по фактической производственной себестоимости,
- по плановой производственной себестоимости,
- по прямым статьям затрат,
- по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.
Объем незавершенного производства определяют путем инвентаризации или документальным методом.
Предприятие изготавливает продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству. При этом большое внимание уделяется увеличению ее объема, расширению ассортимента и улучшению качества. Реализованная продукция позволяет возмещать произведенные предприятием затраты, своевременно выплачивать заработную плату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствовать производство [11].
В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам-поставкам как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т. п.
В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.
Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.
Вся готовая продукция, как правило, сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам и поэтому принимаются организациями – заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки [23].
Продукция по видам подразделяется на:
- валовую – полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;
- валовой оборот (валовой выпуск) - стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;
- реализованную (проданную) – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;
- сравнимую – продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчетном периоде;
- несравнимую – продукцию, которая в отчетном периоде производилась впервые;
- товарная – продукция,
предназначенная для
Учет готовой продукции на предприятиях ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно – натуральных и стоимостных показателях.
Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения в основном аналогичен порядку количественного учета материальных запасов. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру – ценник. Кроме того, разрабатываются справочники, в которых содержатся сведения о продукции, облагаемой различными видами налогов, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и д.р.
Таким образом, выпуск и реализация продукции являются основной деятельностью, главным источником дохода организации. Процесс реализации готовой продукции завершает кругооборот хозяйственных средств организации. Финансовые результаты от реализации готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) во многом определяют финансовый результат деятельности организации в отчетном периоде. Запасы готовой продукции входят являются частью материально-производственных запасов в составе оборотных активов организации.
1.2. Принципы оценки и задачи учета готовой продукции
При оценке готовой продукции следует учитывать особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов.
Оценка готовой продукции в настоящее время осуществляется по:
- фактической производственной себестоимости - представляет собой сумму всех затрат, связанных с изготовлением продукции (собирается полностью только на счете 20 «Основное производство»);
- нормативной или плановой производственной себестоимости - определяют и отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости за отчетный месяц от плановой (нормативной) себестоимости (отклонения выявляют на счете 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг);
- учетным ценам (оптовым, договорным и т.д.) – обособлено учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой;
- продажным ценам и тарифам (без НДС и налога с продаж) – имеет самое широкое применение;
- неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ – костинг») – себестоимость готовой продукции определяется по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов [16].
Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости на практике используется сравнительно редко, в основном на мелких предприятиях и предприятиях индивидуального производства с ограниченной номенклатурой продукции.