Организация и учет расчетов, осуществляемых в безналичной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:16, лекция

Краткое описание

Лекция 1 Сущность и основные принципы организации расчетов в безналичной форме. Расчеты посредством кредитового перевода

Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме.
Учет расчетов платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и учет расчетов.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Тема  3 Организация и  учет расчетов, осуществляемых в безналичной  форме

 

Лекция 1 Сущность и основные принципы организации расчетов в безналичной форме. Расчеты посредством кредитового перевода

 

    1. Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме.
    2. Учет расчетов платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

 

1 Сущность  и порядок организации расчетов  в безналичной форме

 

Основная масса  расчетно-платежных операций, осуществляемых банками в рамках посреднических услуг, производится в безналичном порядке, т.е. посредством записей по банковским счетам.

Под расчетами в безналичной  форме понимаются расчеты между  физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо их филиал (отделение) в безналичном порядке.

Организация безналичных  расчетов в Республике Беларусь построена с учетом следующих основных положений:

– основанием для проведения банком расчетов является заключенный между ним и клиентом договор (договор банковского вклада (депозита), договор текущего (расчетного) банковского счета, договор корреспондентского счета или иной договор). На основании договора клиенту в банке открывается соответствующий счет для хранения и перевода средств.

Текущие (расчетные) счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям открываются на основании представляемых ими в банк документов:

а) заявления  на открытие текущего (расчетного) счета;

б) для юридического лица: копии устава (учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;

для индивидуального  предпринимателя: копии свидетельства  о государственной регистрации;

в) карточки с  образцами подписей должностных  лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Специальные счета  для осуществления безналичных  расчетов открываются на основании заявлений клиентов с приложением пакета документов, необходимых для проведения расчетов.

Организации, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания. При этом юридическое лицо и индивидуальный предприниматель вправе открыть в одном из банков один текущий (расчетный) счет в белорусских рублях, один текущий (расчетный) счет в иностранных валютах;

– безналичные  расчеты осуществляются банками  по распоряжению владельца счета  в календарной очередности платежей и в пределах остатка средств  на текущих (расчетных) счетах. Однако в целях нормализации расчетов и укрепления платежной дисциплины в Республике Беларусь установлена следующая очередность платежей:

а) вне очереди производятся платежи:

1) в счет неотложных нужд в  размере до 20 % средств, поступивших на текущие (расчетные) счета за предыдущий месяц (кроме банковских кредитов);

2) погашения задолженности по  выплате заработной платы в  суммах, соответствующих 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок, размера оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – ФСЗН), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;

3) погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;

б) в первоочередном порядке производить платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца; за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резервов;

в) во вторую очередь  осуществлять все остальные платежи;

– расчеты в безналичной форме  между субъектами хозяйствования проводятся в виде банковского перевода (дебетового и кредитового), аккредитива, инкассо. Банк при этом выступает посредником в платежах;

– расчеты в безналичной форме  в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций, выдаваемых посредством:

а) представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения и пр.);

б) использования платежных инструментов (чека, банковской пластиковой карточки и пр.).

Платежные инструкции оформляются  на бумажном носителе либо в электронном виде и представляют собой поручение инициатора платежа банку о переводе в пользу получателя платежа (бенефициара, взыскателя) определенной суммы денежных средств.

Платежные инструкции, поступившие  в банк в электронном виде, представляют собой электронный образ расчетного документа и содержат обязательные реквизиты расчетных документов. Они создаются, заверяются, защищаются, передаются и принимаются с использованием компьютерной техники и средств телекоммуникаций. В подтверждение их подлинности используется электронно-цифровая подпись как замена собственноручной. Банк осуществляет прием платежных инструкций в электронном виде на основании заключенных между банком и его клиентами (иными банками) договоров.

–платежные инструкции клиента подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

 

 

2 Учет расчетов платежными  поручениями и платежными 

требованиями-поручениями

 

Наиболее распространенной формой расчетов является банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

Сторонами по банковскому  переводу являются:

а) плательщик - банк или клиент, за счет денежных средств которого осуществляется банковский перевод;

б) бенефициар - банк или клиент, в  пользу которого осуществляется банковский перевод.

Участниками расчетов посредством банковского перевода являются:

а) банк-отправитель  – банк, обслуживающий плательщика  по банковскому переводу;

б) банк-получатель - банк, обслуживающий бенефициара  по банковскому переводу.

В зависимости от инициатора платежа  банковский перевод может быть дебетовым  или кредитовым.

Кредитовый перевод - банковский  перевод, инициатором  которого является плательщик. Платежные инструкции при осуществлении кредитового перевода могут оформляться платежным поручением, платежным требованием-поручением.

Платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Если счета плательщика  и бенефициара открыты в одном  банке либо если бенефициар не имеет  счета в банке и ему банком-отправителем выдаются наличные денежные средства, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Платежное поручение на бумажном носителе предоставляется в банк-отправитель в количестве не менее двух экземпляров.

При представлении в  банк платежных поручений в электронном  виде банк при необходимости формирует  на бумажном носителе их копии с указанием надписи «Копия».

Платежные поручения  представляются в банк-отправитель  в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Постоянно действующее  платежное поручение клиента  представляет собой платежную инструкцию с указанием всех реквизитов платежного поручения, в соответствии с которой банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу одного или нескольких бенефициаров в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика или в других случаях. Это документ представляется в банк в одном экземпляре и содержит четкие инструкции относительно порядка определения суммы перевода, условий исполнения постоянно действующего платежного поручения и срока его действия.

Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения в случаях наличия в документе исправлений и  подчисток, отсутствия обязательных реквизитов, несоответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам, непредставления необходимых в соответствии с законодательством документов, наличия расхождений данных платежного поручения и предоставленных с ним документов; отсутствия правовых оснований для осуществления кредитового перевода,  затрудненного чтения реквизитов платежного поручения и пр.

Не принятые к исполнению платежные поручения не позднее банковского дня, следующего за днем его поступления в банк, возвращаются плательщику с указанием на оборотной стороне первых экземпляров причины возврата, заверенной подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя, либо банк-отправитель направляет плательщику в электронном виде сообщение о непринятии платежного поручения к исполнению.

При исполнении платежного поручения  в полной сумме в день его поступления  в банк на всех экземплярах платежного поручения проставляются подпись ответственного исполнителя, дата приема и исполнения, штамп банка-отправителя.

После исполнения первый экземпляр платежного поручения  помещается в документы дня банка-отправителя, а второй экземпляр направляется плательщику (если иное не предусмотрено в договоре).

Списание средств со счета плательщика  по постоянно действующему платежному поручению оформляется мемориальным ордером. При этом документы (их копии), оплаченные банком в соответствии с условиями постоянно действующего платежного поручения, помещаются в документы дня вместе с мемориальным ордером.

При исполнении платежного поручения в бухгалтерском учете  банка составляются следующие бухгалтерские  проводки:

– в банке-отправителе:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и  получатель средств обслуживаются  в одном банке, операция в учете  отражается:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счете плательщика платежное поручение возвращается банком-отправителем плательщику как не принятое к исполнению.

При наличии договора банка с клиентом на прием к  исполнению платежных поручений (и в других случаях, определенным законодательством) при отсутствии (недостаточности) средств на текущем счете плательщика платежные поручения, оплачиваемые вне очереди и в первую очередь, в неоплаченной сумме приходуются по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и помещается в картотеку к данному счету.

При этом сумма, в которой  поручение приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров  платежного поручения и заверяется подписью ответственного исполнителя.

При частичной оплате платежного поручения оформляется  мемориальный ордер. При этом составляются балансовые проводки, аналогичные приведенным выше.

Порядок расчетов платежными поручениями приведен на рисунке 1.

 



    2        6


      4


           


                                                                 

Рисунок 1 –  Примерная схема документооборота при осуществлении кредитовых переводов в форме платежных поручений

 

Платежные поручения оформляются  плательщиком по форме, установленной законодательством (1), и представляются в банк-отправитель (2). После проверки правильности оформления документов и правомерности совершения операции банк-отправитель принимает к исполнению платежное поручение, списывая его сумму со счета плательщика (3) и перечисляя на счет банка-получателя (4), который производит зачисление средств на счет бенефициара (5) и направляет  уведомление бенефициару о зачислении средств на его счет (6).

Информация о работе Организация и учет расчетов, осуществляемых в безналичной форме