Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:35, контрольная работа
Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.
1. Анализ ресурсного потенциала организации 3 - 20
2. Анализ производства и объема продаж 21 - 28
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 28 - 39
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 39 - 51
5. Анализ финансового положения организации 52 - 73
6. Комплексная оценка деятельности организации. 73 - 78
Список используемой литературы.
Т.е. в результате планируемая прибыль составила бы 1 042,5 млн. руб., тогда как, вследствие ограничения выпуска изделия «Е», потеря составит:
1 042,5 – 734,5 = 308 млн. руб.
Задача№8.
На основании данных выписки из Отчета о прибылях и убытках, Справки №2 и результатов анализа по предыдущему вопросу задания определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. Результаты расчетов оформите в табл. 6 «Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом». Сделайте выводы на основании результатов проведенных расчетов. Анализируя полученные результаты, следует учесть, что нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 60-70% объема продаж.
Решение.
Таблица 8
Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
№ п/п | Показатель | За отчетный год | На планируемый период, обеспеченный спросом |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
1 | Выручка от продаж, тыс. руб. | 6 240 000 | 8 321 000 |
2 | Переменные затраты, тыс. руб. | (4 182 379) | (6 090 479) |
3 | Постоянные затраты, тыс. руб. | (1 496 021) | (1 496 021) |
4 | Прибыль от продаж, тыс. руб. | 561 600 | 734 500 |
5 | Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. | 2 057 621 | 2 230 521 |
6 | Доля маржинального дохода в выручке от продаж | 33,0% | 26,8% |
7 | «Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. | 4 536 876 | 5 580 934 |
8 | Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 1 703 124 | 2 740 066 |
9 | Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % | 27,3% | 32,9% |
Исходные данные (выручка, постоянные и переменные затраты) берутся из Формы №2 и Справки №2. Маржинальный доход есть выручка за минусом переменных расходов. Интерес в данных расчётах представляет лишь нахождение «критической точки» объёма продаж, т.е. точки безубыточности. Объём продукции в точке безубыточности можно найти по формуле:
,
где QK – объём продукции в критической точке,
FC (fixed cost) – совокупные постоянные расходы,
MPУ (marginal profit) – удельная маржинальная прибыль.
К сожалению, найти объём продукции в точке безубыточности не представляется возможным, т.к. отсутствуют сведения по распределению себестоимости (конкретно, постоянных и переменных затрат) по видам продукции за отчётный год и на планируемый период. Но объём продаж в точке безубыточности можно найти другим способом. Прибегнем к математической хитрости: дополним левую и правую части множителем
P – цена единицы продукции, а правую часть умножим на дробь Q/Q,
где Q – количество проданной продукции (всего, а не «критический» объём). Тогда:
.
Не трудно видеть, что в результате этих алгебраических действий левая часть представляет собой не что иное, как объём продаж в критической точке, а в правой части в числителе получаем выручку, в знаменателе – совокупную маржинальную прибыль:
Запас финансовой прочности есть разность между выручкой за весь объём продукции и объёмом продаж в «критической точке». Уровень запаса финансовой прочности есть отношение запаса финансовой прочности и выручки от продаж. У рассматриваемого предприятия прогнозируется небольшой рост этого показателя, но в целом и в текущем году и в плановом он в два раза ниже нормативного, который составляет 60%-70%.
3. Анализ затрат и себестоимости продукции.
Задача №9.
Рассмотрев данные формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», дайте характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат, объясните возможные причины ее изменения в зависимости от трансформации производственной программы. подготовку информации, необходимой для выводов целесообразно обобщить в табл. 7 «Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы».
Решение.
Таблица 9
Расходы по обычным видам деятельности (поэлементно) за прошлый и отчетный годы
№ п/п | Элементы затрат по обычным видам деятельности | Прошлый год | Отчетный год | Изменение, (+, –) | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Материальные затраты | 2 878 150 | 60,2% | 3 566 212 | 74,5% | 688 062 | 14,4% |
2 | Затраты на оплату труда | 1 027 800 | 21,5% | 1 135 680 | 23,7% | 107 880 | 2,3% |
3 | Отчисления на социальные нужды | 259 048 | 5,4% | 295 277 | 6,2% | 36 229 | 0,8% |
4 | Амортизация | 445 292 | 9,3% | 506 003 | 10,6% | 60 711 | 1,3% |
5 | Прочие затраты | 173 710 | 3,6% | 175 228 | 3,7% | 1 518 | 0,0% |
6 | Итого | 4 784 000 | 100,0% | 5 678 400 | 118,7% | 894 400 | 18,7% |
Анализ расходов по обычным видам деятельности показывает, что предприятие выпускает весьма материалоёмкую продукцию, более того, рост материальных затрат в отчётном году составил 14,4% (на 688,1 млн. руб.) и теперь доля МЗ в совокупных расходах составляет 74,5% (3 566,2 млн. руб.). Второе место по затратоёмкости составляет заработная плата персоналу организации и хоть рост был небольшой, всего 2,3%, доля затрат на оплату труда в отчётном году составляет 23,7% (1 135,7 млн. руб.). Амортизационные отчисления в отчётном году выросли на 1,3% (на 60,7 млн. руб.) и составили в отчётном году 506 млн. руб. Остальные расходы, отчисления на социальные нужды и прочие расходы, в совокупности составляют менее 10% от суммарных расходов, а их совместный рост не дотягивает и до одного процента. Совокупный темп роста расходов по обычным видам деятельности составил 118,7%, что меньше темпа роста выручки (120%).
Задача №10.
Охарактеризуйте динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявите влияние на изменение данного показателя структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен, используя данные, приведенные в Приложении «Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж», и результат дополнительно произведенных показателей, необходимых для выявления влияния указанных факторов.
Решение.
Таблица 10
Анализ затрат на 1 рубль продаж
№ п/п | Показатель | Усл. об. | Изделие А | Изделие В | Изделие С | Итого | ||||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Количество, шт. | Q | 8 000 | 9 000 | 4 000 | 4 000 | 6 000 | 6 800 | 18 000 | 19 800 |
2 | Цена, тыс. руб. | Z | 200 | 210 | 300 | 407,8 | 400 | 400 | Х | Х |
3 | Стоимость, тыс. руб. | QZ | 1 600 000 | 1 890 000 | 1 200 000 | 1 630 000 | 2 400 000 | 2 720 000 | 5 200 000 | 6 240 000 |
4 | Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. | Р | 160 | 205 | 284 | 401 | 395 | 328 | Х | Х |
5 | Себестоимость продукции, тыс. руб. | QР | 1 280 000 | 1 845 000 | 1 134 000 | 1 603 000 | 2 370 000 | 2 230 400 | 4 784 000 | 5 678 400 |
6 | Себестоимость продаж отчетного года при себестоимости прошлого, тыс. руб. | Q1P0 | Х | 1 440 000 | Х | 1 134 000 | Х | 2 686 000 | Х | 5 260 000 |
7 | Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, тыс. руб. | Q1Z0 | Х | 1 800 000 | Х | 1 200 000 | Х | 2 720 000 | Х | 5 720 000 |
В анализе затрат на 1 рубль продаж нам поможет индексный метод факторного анализа. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенных товаров оказывают 3 важнейших фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
изменение структуры произведенных товаров;
изменение уровня затрат на производство отдельных товаров;
изменение оптовых цен на произведенные товары.
Для исследуемой организации общее изменение затрат на 1 рубль произведённых товаров можно охарактеризовать выражением:
Влияние структурных сдвигов в составе товаров определяется по следующей формуле:
Т.е. изменение ассортимента выпущенных изделий привело к снижению затрат на рубль произведённой продукции на 0,0004 коп.
Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе выпущенных товаров определяют по формуле:
Полученное увеличение затрат есть результат либо нерационального использования материалов, либо результат повышения закупочных цен, впрочем, об этом уже писалось выше.
Влияние изменения оптовых цен определяется следующим образом:
Полученное отклонение свидетельствует прежде всего о снижении затрат вследствие повышения организацией отпускных цен на свою продукцию. Проверкой правильности вышеприведённых расчётов будет служить сумма всех трёх факторов. Не трудно догадаться, что эта сумма должна равняться общему изменению затрат на 1 рубль произведённой продукции:
Подводя итог в анализе затрат, можно сказать, что за счёт изменения структуры реализуемой продукции удалось достичь крохотной экономии, а вот рост цен на эту продукцию отразился весьма значительно, и позволил сэкономить более восьми копеек в рубле выручки. Однако, все эти достижения практически нивелируются ростом более, чем на семь копеек уровня затрат, в результате чего, суммарно за год удалось достичь снижения общих затрат всего на одну копейку в рубле выручки.
Задача №11.
Определите степень влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производстве материалов, а также резервы ее снижения. Для проведения анализа используйте информацию, предложенную в Приложении 3 «Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат». Расчет представьте по каждому виду материала и каждому влияющему фактору.
Решение:
Таблица 11
Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат
№ п/п | Наименование материала | Количество, т. | Цена, тыс. руб. | Стоимость материала, тыс. руб. | |||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Материал вида Х | 1 510 | 2 230 | 480 | 510 | 724 800 | 1 137 300 |
2 | Материал вида Y | 1 610 | 1 360 | 195 | 270 | 313 950 | 367 200 |
3 | Материал вида Z | 863 | 1 288 | 600 | 720 | 517 800 | 927 360 |
4 | Материал вида W | 2 240 | 2 287 | 590 | 496 | 1 321 600 | 1 134 352 |
| Итого | 6 223 | 7 165 | 463 | 498 | 2 878 150 | 3 566 212 |