Организация подготовки аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:28, диссертация

Краткое описание

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), учреждения и т.д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки. Исключение составляют случаи, установленные в законе №307 ФЗ, ст.5 и 3 п.4

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_IV.docx

— 84.17 Кб (Скачать файл)

Применение полученных знаний. Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору:

  • оценивать риски и выявлять проблемные области;
  • эффективно планировать и проводить аудит;
  • оценивать аудиторские доказательства;
  • обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов аудитора.
  • Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:
  • оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;
  • рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;
  • разработке общего плана аудита и программы аудита;
  • определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;
  • сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;
  • определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;
  • выявлении аффилированных лиц и операций с ними;
  • выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);
  • обнаружении необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативно-правовых актов);
  • подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;
  • анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу. Кроме того, эти сотрудники должны при необходимости запрашивать дополнительную информацию и делиться этой информацией с аудитором и другими членами группы аудиторов.

Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.

Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица (объекты познания бизнеса)

1. Общие экономические факторы:

  • общий уровень экономической деятельности (например, спад, рост);
  • процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства (денежная, фискальная, налоговая, корпоративная, тарифы, торговые ограничения, финансовые льготы и программы правительственной помощи);
  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого 
лица:

  • рынок и конкуренция;
  • цикличная или сезонная деятельность;
  • изменения в технологии производства;
  • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);
  • сокращение или расширение деятельности;
  • неблагоприятные условия (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);
  • базовые экономические показатели;
  • проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;
  • экологические требования и проблемы;
  • требования нормативно-правовых актов;
  • доступность и стоимость энергоресурсов;
  • специфические особенности деятельности (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования, методов ведения бухгалтерского учета).
  1. Управление и структура собственности аудируемого лица:
  • корпоративная структура — частная, общественная, государствен- 
    ная (включая любые недавние или запланированные изменения);
  • собственники и аффилированные лица (местные, иностранные, деловая репутация и опыт);
  • структура капитала (включая любые недавние или запланированные изменения);
  • организационная структура;
  • цели, принципы, стратегические планы руководства;
  • приобретения компаний, их слияние или ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно произошедшие);
  • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
  • совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, независимость от управляющих и контроль за их деятельностью, периодичность заседаний, наличие комитета по аудиту и масштаб его деятельности, наличие политики корпоративного поведения, факты замены профессиональных консультантов, например юристов);
  • руководители (опыт и репутация; текучесть кадров; основной финансовый персонал и его статус в организации; укомплектованность бухгалтерии кадрами; планы стимулирования или премирования как элемента вознаграждения, например в зависимости от прибыли; использование прогнозов и смет; давление на руководство, например перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованно жесткие сроки объявления результатов; наличие и качество управленческих информационных систем);
  • наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;
  • отношение к среде внутреннего контроля.

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производствен- 
ная деятельность аудируемого лица:

  • характер хозяйственной деятельности (например, производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/ экспорт);
  • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
  • характеристика наемного персонала (например, по месту нахождения, уровню заработной платы, особенности деятельности профессиональных союзов, особенности социального обеспечения, специфическое государственное регулирование);
  • продукция или услуги и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии, портфель заказов, тенденции, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
  • важные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, условия оплаты, импорт, способы поставки, например на условиях «точно в срок»);
  • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
  • франшизы, лицензии, патенты;
  • важные категории расходов;
  • исследования и разработки;
  • активы, обязательства и операции в иностранной валюте — по типам валюты, хеджирование;
  • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • действующие информационные системы; планы по внесению изменений;
  • особенности полученных займов.

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению и доход- 
ности аудируемого лица:

  • основные финансовые показатели; тенденции их изменения.

6. Условия, в которых подготавливается отчетность аудируе- 
мого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воз- 
действие на руководство в процессе подготовки финансовой 
(бухгалтерской) отчетности.

7. Особенности законодательства:

  • среда регулирования и нормативные требования; налогообложение;
  • особенности требований по раскрытию информации, характерные для данного вида деятельности;
  • требования к аудиторскому заключению;
  • возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Письмо о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта - клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письму, как правило, должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведении аудита и (или) оказание аудиторских услуг. Оно направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

 Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

 Порядок составления и представления письма определяет Федеральный стандарт аудита №12 «Согласование условий проведения аудита». Условия направления письма-обязательства

Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом действует следующий порядок. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Если между сторонами заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство может не составляться, либо его содержание должно предоставлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Форма и содержание письма-обязательства аудиторской организации определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:

  • по условиям аудиторской проверки;
  • по обязательствам аудиторской организации;
  • по обязательствам экономического субъекта.

По условиям аудиторской проверки письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

  • об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;
  • должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний:

о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

  • По обязательствам аудиторской организации письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:

о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

о соблюдении аудиторской организацией коммерческой тайны;

о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

  • По обязательствам экономического субъекта письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:
    • об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма-обязательства:

  • общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;
  • примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;
  • общую характеристику применяемых методов проведения проверки;
  • условия оплаты аудита;
  • предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;
  • согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации;
  • описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;
  • рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;
  • предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

Информация о работе Организация подготовки аудиторской проверки