Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа
В условиях современной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
Цель написания работы - рассмотрение особенностей учета и аудита арендованных основных средств. В курсовой работе подробно изложены особенности различных видов аренды основных средств, рассмотрен порядок организации аналитического и синтетического учета арендованных объектов основных средств, а также изучены различные аспекты аудита операций, связанных с арендой основных средств, в том числе представлен возможный порядок осуществления аудиторской проверки.
ВВЕДЕНИЕ
6
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
7
1.1 Понятие, сущность, виды, формы аренды
7
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета операций по различным видам аренды основных средств
8
1.3 Документальное оформление по различным видам аренды основных средств
9
1.4 Бухгалтерский учет арендных обязательств
11
1.4.1 Аналитический и синтетический учет операций по текущий (обычной) аренде
11
1.4.2 Учет лизинговых операций
15
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
20
2.1 Цели и задачи аудита операций по различным видам аренды основных средств
20
2.2 Оценка системы внутреннего контроля
20
2.3 План и программа аудиторской проверки
22
2.4 Внешние и внутренние источники информации при проведении аудиторской проверки операций по различным видам аренды основных средств
25
2.5 Получение аудиторских доказательств
26
2.6Процедуры проверки операций по различным видам аренды основных средств
29
2.7 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита операций по различным видам аренды основных средств
33
2.7.1 Ошибки в документальном оформлении операций по различным видам аренды основных средств
32
2.7.2 Ошибки в порядке расчета арендных выплат
35
2.7.3 Ошибки в отражении в бухгалтерском учете операций по аренде основных средств
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В этом договоре отражается наименование имущества, передаваемого в аренду, его стоимость, срок аренды, размер и порядок внесения арендной платы, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата и пр. Как правило, арендная плата устанавливается в виде твердой суммы платежей или путем предоставления доли продукции, услуг или доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.
Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя. В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в арену могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.
Вариант I — аренда является предметом деятельности арендодателя. В учете арендодателя сумма причитающейся арендной платы входит в объем реализации и отражается в составе доходов по обычным видам деятельности. Таким образом, на сумму начисленной платы за предоставление услуг по передаче в аренду объектов основных средств делается запись:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по арендной плате»
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Все затраты, связанные с оказанием услуг по передаче в аренду основных средств и начисленным по ним амортизационным отчислениям, аккумулируются на калькуляционном счете 20 «Основное производство»:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.
В конце месяца все накопленные затраты списываются:
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кредит 20 «Основное производство».
Кроме того, в дебете счета 90 «Продажи» отражается и начисление к перечислению НДС по оказанной услуге:
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
При сопоставлении двух сторон счета 90 «Продажи» выявляется финансовый результат от оказания арендных услуг и делаются бухгалтерские записи:
Дебет 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж»
Кредит 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» — на полученный убыток.
Получение арендной платы от арендатора отражается по дебету счетов денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по арендной плате».
Вариант II передача объектов основных средств не является предметом деятельности арендодателя, то его доходы и расходы по аренде включаются в состав операционных доходов и расходов.
В этом случае при начислении причитающейся арендной платы делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Амортизационные отчисления начисляет собственник объектов основных средств:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Кроме того, на дебете счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» собираются в течение месяца все затраты, связанные с оказанием арендных услуг.
На счете 91 «Прочие доходы и расходы» накапливается вся необходимая информация для определения финансового результата от оказания арендных услуг и отражается:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки» —полученная прибыль;
Дебет 99 «Прибыли и убытки»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» — полученный убыток.
Поступление от арендатора арендных платежей отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и дебету счетов денежных средств
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).
Порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора. Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям. Порядок учета арендованного имущества на балансе арендатора представлен в таблице 2.
Таблица 1 – Порядок отражения аренды основных средств у арендатора
Содержание операций |
Корреспонденция счетов |
Первичные документы | |
Дебет |
Кредит | ||
Поступили арендованные основные средства в оценке, указанной в договоре. |
001 |
прочерк |
№ ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" |
Отражена задолженность по арендной плате, начисленная арендодатору в соответствии с условиями договора. |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
76 |
Договор аренды, Акт приемки-сдачи выполненных работ |
Перечислена арендная плата |
76 |
51 |
Выписка банка по расчетному счету |
Начислена арендная плата за будущие периоды |
97 |
76 |
Договор аренды |
Списаны текущие начисления арендной платы |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
97 |
Бухгалтерская справка |
В свою очередь арендатор обязан своевременно и полностью вносить арендную плату (ст. 614 ГК РФ).
Арендная плата включает в себя: амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, размер которых определяется в договоре; средства передаваемые арендатором арендодателю для ремонта объектов по истечении срока их аренды; часть прибыли (дохода), которая может быть получена от общественно-необходимого использования взятого в аренду имущества (арендный процент), устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента.
Сроки и условия перечисления арендной платы устанавливаются договором. Размер арендной платы допускается пересматривать досрочно по требованию одной из сторон в случаях изменения устанавливаемых централизованно цен и тарифов и в других случаях, регламентированных законодательными актами.
1.4.2 Учет лизинговых операций
Лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Обязательным условием договора лизинга является использование арендуемого имущества в предпринимательских целях. [4]
Учет у лизингодателя.
Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств». Оприходование лизингового имущества лизингополучателю отражается записями:
Дебет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03«Доходные вложения в материальные ценности».
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона № 164-ФЗ предмет лизинга учитывается у одной из сторон сделки (лизингодателя либо лизингополучателя) согласно договору.
Амортизационные отчисления производит и отражает в бухгалтерском учете та сторона договора лизинга, на балансе которой числится имущество, являющееся предметом лизинга (ст. 31 Закона № 164-ФЗ).
Приобретение предмета лизинга отражается в учете лизингодателя записями:
Дебет счета 08, Кредит счета 60 — отражена сумма задолженности перед поставщиком за приобретенный у него предмет лизинга (без НДС);
Дебет счета 19, Кредит счета 60 — отражена сумма НДС;
Дебет счета 03, Кредит счета 08 — приобретенное имущество принято в состав доходных вложений в материальные ценности;
Дебет счета 60, Кредит счета 51 — перечислена задолженность поставщику за приобретенный у него предмет лизинга;
Дебет счета 68, Кредит счета 19 — предъявлен к возмещению входной НДС после постановки на учет приобретенного для сдачи в лизинг имущества и его оплаты поставщику.
Лизингодатель вправе принять входной НДС к вычету в общеустановленном порядке при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ:
-использование имущества в деятельности, облагаемой НДС;
-наличие счета-фактуры, выставленного
лизингодателю продавцом
-наличие документов, подтверждающих фактическую оплату сумм НДС поставщику предмета лизинга;
-принятие на учет
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91.
Таблица 2 – Отражение операций по учету предмета лизинга у лизингодателя.
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
Первичный документ | |
Дебет |
Кредит | ||
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя | |||
Отражена стоимость переданного в лизинг имущества |
03/ «имущество, передан-ное в лизинг» |
03/ «имущество для сдачи в лизинг» |
Договор лизинга, акт приема-передачи в лизинг объекта основных средств |
Начислена амортизация на переданное в лизинг имущество и прочие затраты |
20 |
02,10,70,69 |
Бухгалтерская справка-расчет и прочие |
Начислены лизинговые платежи |
76(62) |
90-1 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Списаны затраты по договору лизинга (ежемесячно) |
90-2 |
20 |
Бухгалтерская справка |
Начислен НДС к уплате в бюджет |
90-3 |
68 |
Бухгалтерская справка |
Поступили лизинговые платежи по договору |
51 |
76 (62) |
Выписка банка по расчетному счету |
Списана сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу |
02 |
03 / «Выбытие материальных ценностей» |
Бухгалтерская справка |
Списана первоначальная стоимость объекта лизинга |
03/ «имущество, для сдачи в лизинг» |
03/ "имущество, переданое в лизинг» |
Бухгалтерская справка |
Списана остаточная стоимость объекта лизинга |
91 |
03 «Выбытие материальных ценностей» |
Бухгалтерская справка |
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя | |||
Отражена задолженность лизингополучателя по лизинговым платежам (на дату передачи имущества лизингополучателю) |
76(62) |
91-1 |
Договор лизинга, бухгалтерская справка |
Продолжение таблицы 2 | |||
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
Первичный документ | |
Дебет |
Кредит | ||
Списана стоимость предмета лизинга |
91-2 |
03 |
Бухгалтерская справка |
Отражена разница между общей суммой платежей по договору лизинга и стоимостью предмета лизинга |
91-9 |
98/ лизинговые платежи |
Бухгалтерская справка-расчет |
Отражено переданное в лизинг имущество на забалансовом счетемии |
011 |
- |
Договор лизинга, бухгалтерская справка |
Учет у лизингополучателя.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». [6] (Таблица 3)
Таблица 3 - Отражение операций по учету предмета лизинга у лизингополучателя
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
Первичный документ | |
Дебет |
Кредит | ||
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя | |||
Отражена стоимость имущества, полученного в лизинг |
001 |
- |
Договор лизинга, «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» |
Начисленные лизингодателю лизинговые платежи |
20, 26, 44 |
76 |
Договор лизинга |
Отражен НДС по лизинговым платежам |
19 |
76 |
Счет-фактура |
Перечислен лизинговый платеж |
76 |
51 |
Выписка банка по расчетному счету |
Принят к вычету НДС |
68 |
19 |
Счет-фактура |
Объект лизинга возвращен лизингодателю |
- |
001 |
№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» |
Когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя | |||
Отражена стоимость имущества, полученного по договору лизинга |
08 |
76 |
Договор лизинга |
Отражен НДС со стоимости объекта лизинга |
19 |
76 |
Счет-фактура |
Продолжение таблицы 3 | |||
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
Первичный документ | |
Дебет |
Кредит | ||
Объект лизинга принят на баланс |
01 |
08 |
№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств» |
Отражена сумма лизинговых платежей |
76- субсчет «Арендные обязательства» |
76- субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» |
Бухгалтерская справка |
Начислена амортизация по объекту лизинга |
20, 25, 26, 44 и др. |
02 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Принят к вычету НДС |
68 |
19 |
Счет-фактура |
Списана начисленная амортизация |
02 |
01 |
Инвентарная карточка |
Возвращен предмет лизинга |
01 |
76 |
№ ОС-1 |
Учтена в составе прочих доходовначисленная амортизация по лизинговому имуществу. |
76 |
91-1 |
Бухгалтерская справка |
Информация о работе Особенности учета и аудита операций, связанных с арендой основных средств