Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:53, курсовая работа
В условиях современной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
Цель написания работы - рассмотрение особенностей учета и аудита арендованных основных средств. В курсовой работе подробно изложены особенности различных видов аренды основных средств, рассмотрен порядок организации аналитического и синтетического учета арендованных объектов основных средств, а также изучены различные аспекты аудита операций, связанных с арендой основных средств, в том числе представлен возможный порядок осуществления аудиторской проверки.
ВВЕДЕНИЕ
6
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
7
1.1 Понятие, сущность, виды, формы аренды
7
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета операций по различным видам аренды основных средств
8
1.3 Документальное оформление по различным видам аренды основных средств
9
1.4 Бухгалтерский учет арендных обязательств
11
1.4.1 Аналитический и синтетический учет операций по текущий (обычной) аренде
11
1.4.2 Учет лизинговых операций
15
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
20
2.1 Цели и задачи аудита операций по различным видам аренды основных средств
20
2.2 Оценка системы внутреннего контроля
20
2.3 План и программа аудиторской проверки
22
2.4 Внешние и внутренние источники информации при проведении аудиторской проверки операций по различным видам аренды основных средств
25
2.5 Получение аудиторских доказательств
26
2.6Процедуры проверки операций по различным видам аренды основных средств
29
2.7 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита операций по различным видам аренды основных средств
33
2.7.1 Ошибки в документальном оформлении операций по различным видам аренды основных средств
32
2.7.2 Ошибки в порядке расчета арендных выплат
35
2.7.3 Ошибки в отражении в бухгалтерском учете операций по аренде основных средств
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Начисление амортизации по лизинговому имуществу осуществляют исходя из утвержденных норм амортизации или норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.
При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.
Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или сяета 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использовании собственных источников) и кредит счета 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счета 76, субсчет «Арендные обязательства».
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Цели и задачи аудита операций по различным видам аренды основных средств
Целью проведения аудиторской проверки операций аренды явлется установление соответствия применяемой на предприятии методики учета арендованных основных средств нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ.
Объектами аудиторской проверки данных по арендной плате за имущество является текущая (краткосрочная) и долгосрочная аренде (лизинг).
Задачи аудита операций по видам аренды - установить:
-правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы за имущество
- правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества;
- правильность формирования порядка и структуры арендных платежей;
- правильность отражения основных средств, подлежащих сдаче в аренду на соответствующих счетах бухгалтерского учета арендодателя и арендополучателя;
-правильность отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;
- правильность отражения финансовых результатов от сдачи в аренду;
2.2 Оценка системы внутреннего контроля
Аудиторская проверка организаций, как правило, начинается с ознакомления с ее финансово-хозяйственной деятельностью, изучения учетной политики, регламентирующей порядок организации бухгалтерского учета, оценки систем внутреннего контроля.
На начальном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о проверяемой организации: организационная структура, хозяйственные связи, место среди конкурентов и т.д.
Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной необходимой информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование (таблица 4).
Система внутреннего контроля - совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово- хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. [8]
Реализация подобных тестовых заданий позволяет:
- экономить время аудитора на
поиск и систематизацию
- изучать ключевые моменты
- равномерно
распределить аналитические
Таблица 4 – Вопросник тестов внутреннего контроля операций, связанных с арендой основных средств
Направления и вопросы контроля |
Ответ |
Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств? |
|
Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены? |
|
Подготавливаются ли счета на арендную плату и предложения по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров? |
|
Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица? |
|
Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств? |
|
Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи? |
|
Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?
|
|
Продолжение таблицы 4 | |
Направления и вопросы контроля |
Ответ |
Ведется ли учет сданных в аренду средств на забалансовых счетах? |
|
Проверка правильности начисления арендных платежей. |
|
Проверка правильности расчета остаточной стоимости выбывающих объектов основных средств и проверка правильности сумм начисленной амортизации. |
|
Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике? |
|
Осуществляется ли проверка точности измерения сумм хозяйственных операций по сданным в аренду основным средствам? |
|
Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике? |
|
Соответствуют ли данные регистров учета основных средств данным Главной книги? |
В соответствие с полученной оценкой системы внутреннего контроля определяется объем аудиторской выборки, а также разрабатываются соответствующие аудиторские процедуры.
2.3 План и программа аудиторской проверки
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.
Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения. Аудитор необходимо составляет и документально оформляет общий план аудита, описывая в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки (таблица 5).
Арендные отношения включают совокупность операций по найму имущества, которые законодательно разделены на текущую аренду и финансовую аренду (лизинг). Текущая аренда состоит в сдаче внаем не используемого арендодателем имущества для удовлетворения временных потребностей арендатора. Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа. Эти особенности и определяют аудит этих операций.[9]
Таблица 5 –Общий план аудита операций, связанных с арендой основных средств
Планируемые виды работ |
Период проведения |
1.Проверка оформления |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
2. Проверка правильности |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
3.Проверка учета ввода основных средств |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
4.Проверка учета выбытия с предприятия основных средств |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
5. Проверка учета амортизации основных средств |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
6.Проверка начисления арендных платежей |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
7. Проверка учета доходов и расходов от аренды основных средств |
01.ХХ.201Х-31.0Х.201Х |
Также аудитору следует составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
В программу аудита учета операций по различным видам аренды основных средств включаются также проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на различные процедуры аудита.
Таблица 6 - Программа аудита учета аренды основных средств
Индекс |
Процедура |
Предпосылки, подтверждаемые процедурами |
Отметка о выполнении |
Исполнитель |
1. Подготовка к проведению аудита | ||||
1 |
Формирование запроса для получения необходимых документов для проверки |
|||
2. Аналитические процедуры | ||||
2.1 |
Сверка данных форм отчетности и данных регистров бухгалтерского учета по строкам 120,140,230, 624 Баланса (Форма 1). |
Полнота, представление и раскрытие |
||
Продолжение таблицы 6 | ||||
Индекс |
Процедура |
Предпосылки, подтверждаемые процедурами |
Отметка о выполнении |
Исполнитель |
2.2 |
Сверка данных синтетического учета (данные главной книги, оборотно-сальдовой ведомости) с данными аналитического учета |
Полнота, представление, точное измерение |
||
2.3 |
Проверка соответствия способа начисления амортизации действующей учетной политике |
Существование, представление и раскрытие, полнота |
||
2.4 |
Проверка наличия детализированных регистров для различных видов основных средств? |
Полнота |
||
3. Процедуры по существу (детальные тесты) | ||||
3.1 |
Проведение инвентаризации основных средств. Изучение состава основных средств на балансе арендатора или арендодателя. |
Существование- |
||
3.2 |
Проверка наличие в учете фактов сдачи основных средств в аренду. И проверка правильности ведения учета сданных в аренду средств на забалансовых счетах |
Существование, стоимостная оценка |
||
3.3 |
Проверка наличия и регистрации договоров аренды, заключенных с арендополучателями |
Существование, права и обязанности, представление |
||
3.4 |
Анализ договоров аренды и лизинга |
Существование, права и обязанности, представление и раскрытие |
||
Проверка правильности оформления и отражение в учете операций поступления и выбытия основных средств |
Представление и раскрытие , точное измерение |
|||
3.5 |
Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам |
Точность, полнота, представление |
||
3.6 |
Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств |
Представление и раскрытие |
||
3.7 |
Проверка правильности начисления арендных платежей. |
Стоимостная оценка точное измерение |
|
|
3.8 |
Проверка соблюдения налогового законодательства при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль |
Точное измерение, полнота |
||
Продолжение таблицы 6 | ||||
Индекс |
Процедура |
Предпосылки, подтверждаемые процедурами |
Отметка о выполнении |
Исполнитель |
3.9 |
Проверка наличия (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике |
Точное измерение |
||
3.10 |
Выявление некорректных проводок |
Представление, полнота и стоимостная оценка |
||
4. Итоговые выводы по | ||||
4.1 |
Меморандум по результатам аудита учета аренды основных средств |
- |
Программа аудиторской проверки составляется
в соответствии с федеральным правилом (стандартом) по аудиторской
деятельности
2.4 Внешние и внутренние
Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизингу).
При проведении проверки необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы за имущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.
Данного рода информацию, а также многую другую можно получить с помощью внутренних источников информации организации, а именно: руководство фирмы; отдел бухгалтерии и в частности главный бухгалтер; юридический отдел. К документальным доказательствам относятся: первичные документы экономического субъекта; регистры бухгалтерского учета экономического субъекта; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; бухгалтерская отчетность; результаты инвентаризации имущества экономического субъекта
К внешним источникам информации относятся контрагенты фирмы: арендополучатели, подрядчики, осуществляющие ремонт и обслуживание сдаваемого в аренду основного средства, налоговые органы – в отношении налогообложения осуществляемой деятельности (аренды, лизинга), органы статистики, кредитные организации и прочее.
При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, который должен их исправить путем внесения соответствующих исправительных записей в регистры бухгалтерского учета.
Аудитору необходимо проверить:
- правильность отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;
- договор аренды, который оформляется приемо-сдаточным актом (при передаче имущества в аренду);
- отражение финансовых
- ведение бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды;
- начисление износа (при долгосрочной аренде);
- отражение капиталовложений в арендованные основные средства;
- учет лизинговых операций
Информация о работе Особенности учета и аудита операций, связанных с арендой основных средств