Отчет по практике в ОАО «Марий Эл Дорстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:18, отчет по практике

Краткое описание

За многолетнюю историю аудит как процесс прошел три эволюционные фазы своего развития:
1. Подтверждающий аудит (конец XIXв. -30-е годы XXв.);
2. Системно –ориентированный аудит(40-е – 80-е годы XXв.);
3. Аудит, базирующийся на риске (90-е годы XXв.- начало XXIв. );
В соответствии с ФЗ № 307 от 30.12.2008г. « Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц. Под достоверностью понимается такая степень точности данных бухгалтерской финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 323.31 Кб (Скачать файл)

Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения  предметов к основным средствам.

 

 

 

 

Аудит учета операций по движению объектов основных средств

Учет движения основных средств  на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм.

В ходе аудиторской проверки особое внимание обращается на источники поступления объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Так, например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указана первоначальная стоимость, износ и цена соглашения, по которым их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно на эти объекты основных средств передается вся техническая документация.

При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи  с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При  приобретении объектов основных средств  в комплекте (например, набор офисной  мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета  основных средств обязательно дается расшифровка предметов, входящих в  комплект.

При приобретении объектов основных средств за иностранную  валюту аудитор должен пересчитать  первоначальную стоимость объекта  по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств  аудитор уделяет объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей  и долгосрочной аренды.

При выбытии объектов основных средств особое внимание аудитор  уделяет формам выбытия, так как  в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются.

Например, при продаже  объектов основных средств устанавливается  рыночная стоимость, которая, как правило, не должна быть ниже балансовой стоимости.

При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39 и 149 НК РФ. При  этом плательщиком НДС является передающая сторона.

Для определения непригодности  объектов основных средств или невозможности  и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая  комиссия. Аудитор проверяет наличие  такого приказа, состав комиссии и порядок  списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных  документов.

Если в ходе аудиторской  проверки выяснилось, что на предприятии  произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и  техническим перевооружением действующих  предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в плане расширения, реконструкции  и технического перевооружения предприятия.

Особое внимание аудитор  должен уделить правильности списания и оприходования в бухгалтерском  учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также  других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств.

 

 

 

 

 

 

2. Методика аудита

2.1. План аудита

Планирование аудиторской  деятельности рассмотрено в российском правиле (стандарте) №3 «Планирование  аудита». Планирование состоит в  разработке: общего плана аудита, где  будет указан ожидаемый объем, графики  и сроки проведения аудита; программы  аудита, которая определяет объем, виды и последовательность осуществления  аудиторских процедур. Общий план аудита служит руководством в осуществлении  программы аудита. 

Таблица № 1

Общий план аудита наличия  и движения основных средств

Проверяемая организация 

Период аудита 

Руководитель аудиторской  группы 

Состав аудиторской группы 

Планируемый аудиторский  риск 

Планируемый уровень существенности 

№ п/п

Планируемые виды работ

Источник информации

Процедуры

Примечания

1.

Аудит наличия и аналитического учета основных средств 

Инвентарные карточки, приказы, акты, договоры купли-продажи

Документальная проверка, инвентаризация, изучение документов

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта 

2.

Аудит поступления основных средств 

Акты приема-передачи, смета  на строительство договоры учредителей, Счета-фактуры

Изучение документов, проверка наличия реквизитов

 

3.

Аудит выбытия основных средств 

Договоры учредителей, акты выбытия основных средств ОС4,ОС4а, Журнал-ордер № 13

Документальная проверка правильности оформления бухгалтерских операций

 

 

    1. . Программа аудита

Программа аудита представляет собой развитие общего плана аудита, детальный перечень аудиторских  процедур, которые необходимы для  практической реализации плана аудита. Аудитор составляет и документально  оформляет общий план аудита, описав в нем объем и порядок проведения аудиторской проверки. Вместе с тем  форма и содержание общего плана  аудита могут меняться в зависимости  от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых  аудитором.

Таблица № 2

Программа аудита наличия  и движения основных средств

Проверяемая организация

Период аудита 

Руководитель аудиторской  группы

Состав аудиторской группы 

Планируемый аудиторский  риск 

Планируемый уровень существенности 

Вопросы

Источник информации

Процедуры

Нормативный документ

1

2

3

4

1.Аудит наличия и аналитического  учета основных средств.

1.1.Проверки наличия объектов  основных средств

1.2.Проверка заключенных  договоров о материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств.

1.3.Проверка сроков проведения  инвентаризации

1.4.Проверка ведения инвентарных  карточек по всем объектам  основных средств

1.5.Проверка правильности  отнесения средств к основным  средствам

Инвентарные карточки.

Приказы с материально-ответственными лицами. Список лиц, ответственных за хранение и образцы подписей.

Приказы и инвентарные  ведомости

Инвентарные карточки, акты приема и выбытия, инвентарный список

Акты приема, инвентарные  карточки, договоры купли продажи

Акты приема, инвентарные  карточки, договоры купли продажи

Инвентаризация

Документальная проверка, сверка документов

Изучение документов

Сверка документов, и выборочная сверка наличия с инвентарным списком.

Проверка стоимости и  срока полезного использования

Методические указания по проведению инвентаризации,

Перечень лиц, с которыми можно заключать договора о материальной ответственности

ПБУ 6/ 01

ПБУ 6/01 классификатор ОКПФ

ПБУ 6/01 классификатор ОКПФ

2.Аудит поступления основных  средств

2.1.Проверка документального  оформления по движению основных  средств

2.2.Проверка правильности  формирования первоначальной стоимости объектов

2.3.Проверка правильности  и соблюдения хозяйственного  законодательства по вложению  вкладов в уставный капитал  в виде основных средств

2.4.Проверка соблюдения  законодательства при покупке  основных средств

2.5.Проверка соблюдения  законодательства при безвозмездном  получении основных средств

2.6.Проверка соблюдения  законодательства при вводе в  эксплуатацию основных средств,  законченных строительством

2.7.Проверка соблюдения  законодательства при прочем  поступлении основных средств

Акты приема-передачи, инвентарные  карточки

Договоры, акты приемки, сметы  на строительство

Договоры учредителей. Акты приемки, счета

Акты приемки, счета-фактуры, договоры купли-продажи

Договоры, акты приема-передачи

Сметы на строительство, акты приемки, договоры с подрядными организациями

Договоры, акты приемки, счета

Изучение документов, проверка наличия реквизитов

Прядок формирования первоначальной стоимости в соответствии с нормативными актами

Изучение документов правильности оприходования основных средств

Проверка правильности оприходования, уплаты налогов и достоверность  отчетности

Проверка правильности оприходования, включения в стоимость НДС, достоверность  отчетности

Проверка отражения в  бухгалтерском учете операций по строительству хозяйственным или  подрядным способом

Проверка правильности оприходования  и достоверность отчетности

Постановление Госкомстата  от 21.01.2003

№ 7

ПБУ 6/01, методические указания № 91н

ПБУ 6/01

ПБУ 6/01

ПБУ 6/01

ПБУ 6/01

ПБУ 6/01

3.Аудит выбытия основных  средств

3.1.Аудит выбытия при  взносе в Уставной капитал  других организаций

3.2.Аудит выбытия основных  средств при продаже основных  средств

3.3.Проверка соблюдения  законодательства при ликвидации  основных средств

Договоры учредителей, акты выбытия основных средств ОС4,ОС4а, журнал-ордер № 13

Договоры купли-продажи

Счета-фактуры, акты выбытия, журнал-ордер №13.

Акты ликвидации, журнал-ордер  №13

Документальная проверка правильности оформления

бухгалтерских операций

Проверка наличия разрешения руководителя, правильности отражения  прибыли, достоверности отчетности

Проверка обоснованности ликвидации основных средств правильности определения результатов от ликвидации

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств  № 91н

ПБУ 6/01, методические указания № 91н

ПБУ 6/01, методические указания № 91н


Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой  на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, которые действуют в РФ.

Нормативно - правовыми документами  для проведения аудита основных средств  являются:

· Гражданкой кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ (Ч.1, 2);

· Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402 - ФЗ от 06 декабря 2011г.;

· Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н. (в ред от 30.12.1999);

· Положение по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

( Ред. от 18.05.2002);

· О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002г №1);

· Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989г №241 «Об утверждении  типовых форм учета основных средств» (в ред. постановления Госкомстата  России от 30 октября 1997г № 71а)

 

    1. Методика проведения аудита наличия и движения основных средств

Информация о наличии  и движении основных средств собирается на счете 01 «Основные средства». Аудит  проводится по следующим направлениям:

  1. Проверка наличия и сохранности основных средств. В процессе аудита определяется обеспеченность организации основных средств, размещение объектов основных средств по подразделениям организации, соблюдения действующего порядка их учета.

Аудитору необходимо:

а) убедиться в наличии  инвентарных номеров, присвоенных  к каждому основному средству;

б) установить соблюдение документального  оформления учета основных средств  при их оприходовании, перемещении  и выбытии;

в) определить правильность ведения учета основных средств  по видам;

г) установить условия эксплуатации основных средств и своевременность  проведения ремонта.

При аудите устанавливается  перечень должностных лиц, на которых  возложена ответственность за движение основных средств и наличие договора о материальной ответственности. 

Аудит организации учета  основных средств- предполагает проверку организации бухгалтерского учета  операций с основными средствами по общей и детальной методике. 

Общая методика предусматривает  проверку остатков по счету 01 «Основные  средства» в бухгалтерской отчетности и регистрах бухгалтерского учета. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости, сумма амортизации и первоначальной стоимости приводятся в форме  №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». 

Детальная методика предполагает проверку основных средств введенных  в эксплуатацию ( наличие записи Д 01 К 08). При аудите выбытия основных средств учитываются направления  выбытия. Выбытие оформляется через  счет 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Проверка расходов на ремонт основных средств. Порядок проверки зависит от способа проведения ремонта и отражения в учете произведенных расходов на ремонт основных средств. Выбранный способ учета расходов должен быть прописан в учетной политике организации. Ремонт может проводиться подрядным и хозяйственным способом. 

При проведении ремонта подрядным  способом проверяются договоры с  подрядными ремонтными организациями, должен быть акт выполненных работ. 

При проведении ремонта хозяйственным  способом проверяется формирование затрат по элементам, при этом анализируются  расходные документы, должна быть смета  расходов.

В бухгалтерском учете  выделяют 2 способа учета расходов на ремонт основных средств:

  • расходы на ремонт включаются в состав расходов по обычным видам деятельности того отчетного периода, когда был произведен ремонт;
  • создается резерв на ремонт основных средств. В нормативных документах по бухгалтерскому учету имеется методика создания данного резерва, поэтому аудитор проверяет целесообразность данного резерва и соблюдения методики его создания и использования.
  1. Аудит начисления амортизации основных средств. Аудитор выясняет способ начисления амортизации, после этого он определяет срок полезного использования при начислении амортизации и осуществляет проверку организации бухгалтерского учета начисления и списания сумм амортизации.
  1. Аудит переоценки основных средств. Проверяется основание переоценки, исследуются документы, связанные с переоценкой, соблюдение методики переоценки.
  2. Аудит операций по аренде основных средств. Проверяются договоры аренды на соответствие Гражданского Кодекса РФ. В деятельности предприятия чаще всего встречается текущая аренда, сторонами которой является арендодатель и арендатор. Если проверяемая организация является арендатором, то проверяется наличие счета 001 «Арендованные основные средства», порядок учета расходов по арендной плате и т.п. Если проверяемая организация является арендодателем, то проверяется порядок учета доходов в виде арендной платы. Они могут учитываться либо по кредиту счета 90 «Продажи», либо по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Все зависит от того на сколько данные доходы существенны для организации.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Марий Эл Дорстрой»