Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка» (пищеблок) и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»;
разработать направления повышения прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка».

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Прибыль производственного предприятия

Понятие, значение, виды и функции прибыли

1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли

1.2. Рентабельность производственного предприятия

1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность

1.2.2. Показатели рентабельности

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»

Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)

Анализ прибыли предприятия общественного питания

Анализ валовой прибыли предприятия

2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции

2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия

2.4. Анализ рентабельности предприятия

2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции

2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов

2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения

Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия

ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

3.1.Повышение производительности труда работников предприятия

3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

- коэффициент текучести  кадров;

- уровень производительности  труда;

- уровень квалификации  и образования работников;

- динамика этих коэффициентов.

Если уровень средств, направленности на потребление, сопровождается ростом производительности труда, снижением  коэффициента текучести кадров, повышением уровня квалификации работников, то использование прибыли на потребление является экономически эффективным.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая  идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия, самофинансирование предприятия, фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.

Важной задачей анализа  является изучение вопросов использования  средств накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое  назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое  перевооружение, внедрение новых  технологий и т.д.

Фонд потребления может  использоваться на коллективные нужды  и индивидуальные.

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Рентабельность  производственного предприятия

 

1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность

 

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7].

Рентабельным считается  предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [8].

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение  балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [9].

Каждое предприятие  самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности.

Предприятие имеет  определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления  об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

По абсолютной сумме  прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного  информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о  работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Основными функциями  рентабельности являются [43, с.215]:

    • учетная;
    • оценочная;
    • стимулирующая.

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл  имеют признаки рентабельности, которые  характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические  интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [17, с.52].

1.2.2. Показатели рентабельности

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [45, с.333].

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • Рентабельность продукции

Рентабельность продукции  можно выразить двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [32, с.313]:

Рпрод = П / С*100                                                             (1.2.2.1.)

Роль этого показателя состоит в том, что с его  помощью дается оценка затрат предприятия  на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость издержек.

Второй способ расчета  показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [32, с.314]:

Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100                        (1.2.2.2.)

где: Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал;

       ВК  – вложенный в данное производство капитал;

       УД  в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

        Сед - себестоимость единицы продукции;

        ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

  • Рентабельность продаж

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле [33, с.297]:

ROS = Пп / В*100                                                             (1.2.2.3.)

где: ROS – рентабельность продаж,

        Пп – прибыль от продаж,

        В – выручка от продаж.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

  • Рентабельность активов (или доходов от инвестиций) [33, с.610]:

ROА = П / Аср*100                                                           (1.2.2.4.)

где: ROА – рентабельность активов;

       П – прибыль  предприятия;

       Аср – средняя  величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может  встречаться под названием ROI - рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность  вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.

Существует взаимосвязь  между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью продаж, которую можно представить в следующем виде [33, с.315]:

ROА = ROS*Коб.акт. = (П/В)*(В  / Аср) = П / Аср        (1.2.2.5.)

Иначе говоря, прибыль  предприятия, полученная с каждого  рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета).

Связь между тремя ключевыми  индикаторами представлена в следующей  схеме:

 

Рис. 7. Факторная модель рентабельности активов

Обычно при анализе  рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, так как  их влияние на этот показатель значительно  зависит от состояния и организации  оборотных средств. Расчет ведется  по следующей формуле [33, с.423]:

Ро.а. = ЧП / А*100                                                            (1.2.2.6.)

где: Ро.а. – рентабельность оборотных активов;

       ЧП – чистая  прибыль предприятия;

        А – средняя величина оборотных активов.

Предприятие может аналогичным  образом рассчитывать рентабельность внеоборотных активов.

  • Рентабельность акционерного, или собственного капитала

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, собственных средств [33, с.423]:

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)