Принципы организации учета материальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ организации учета материальных затрат, а так же рассмотрение на конкретном предприятии. Для достижения указанной цели в работе ставились следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект учета материальных затрат
- проанализировать организацию учета прямых затрат на практике конкретного предприятия, выявить недостатки и трудности учета;
- предложить собственные пути совершенствования организации учета прямых затрат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО: ИХ СУЩНОСТЬ, СОСТАВ
1.1. Состав материальных затрат на производство, их классификация…5
1.2.Нормативное регулирование учета затрат…………………………...10
1.3.Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………23
2.2. Принципы учета материальных затрат………………………………28
2.3. Бухгалтерский учет материальных затрат………………………….34
2.4. Совершенствование учета материальных затрат…………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ямидановой 3.4В-ФК.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Построение  учета затрат в соответствии с  организационной структурой позволяет  связать деятельность работы всего  предприятия.

      

  2.2. Принципы учета материальных затрат

 

Первичные документы  по поступлению производственных запасов  являются основой организации материального  учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий  и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

Первичные документы  по движению материалов должны тщательно  оформляться, обязательно содержать  все подписи лиц, совершивших  ту или иную операцию, и коды соответствующих  объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

Для выполнения производственной программы организация  определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывших основных средств.

На поставку материалов организация заключает  договоры с поставщиками, в которых  определяются права, обязанности и  ответственность сторон.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в  ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т.д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Порядок оформления поступления на предприятие материалов: получение любых материальных ценностей представителем организации осуществляется при предъявлении им соответствующей доверенности [2]. В бухгалтерии филиала на основании накладной, выписанной поставщиком при передаче материальных ценностей, выписывается приходная накладная [3]. Приходная накладная выписывается на фактически принятое количество ценностей. При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии филиала делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Одновременно делается проводка: Д-т 19 К-т 60 – отражена сумма НДС по приобретению материальных ценностей, затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51.

Расчетные и  другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения  производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В  результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходной накладной или акта о приемке запроса на розыск груза, в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Экспедитор  принимает у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий.

Принятые грузы  экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующим складом, который  проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета  поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материалов, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.

Если перевозку  материалов осуществляют автомобильным  транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-троанспортную накладную [5], которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основание для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств  и т.п., оформляют однострочными  или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов [4]. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные  ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

Если количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт  о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Запасы, не принадлежащие  организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

Движение материалов внутри организации оформляется  при помощи:

- лимитно-заборной карты;

- требование–накладной.

Лимитно-заборные карты используются для систематического отпуска материалов со склада, при  этом делается проводка Д-т 20 К-т 10 –  списаны в производство материальные ценности. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем, чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы. По окончании месяца лимитно-забарные карты сдаются складом в бухгалтерию. На основании карты составляется требование-накладная. Требование-накладная выписывается в двух экземплярах: один оприходования ценностей, если меняется материально-ответственное лицо.

Отпуск материальных ценностей сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону. При предъявлении получателем доверенности на получение ценностей кладовщик один экземпляр накладной передает получателю материалов, а другой остается на складе как основание для отпуска материалов.

Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно-сальдовой ведомости.

Расчет фактической  себестоимости списываемых на производство материалов производится по методу фактической себестоимости каждого вида материалов. То есть, например, предприятием в августе было приобретено 100 кг мяса по цене 23 рубля за 1 кг и остаток на конец месяца составил 5 кг, а в сентябре 130 л бензина приобретено по цене уже 6,80 рублей за литр, то на себестоимость в сентябре спишется 5 кг * 23 руб. + 130 л * 6,80 руб.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в  себестоимость продукции, исключается  стоимость возвратных отходов.

Под возвратными  отходами производства понимаются остатки  сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью  или частично потребительское качество исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению. Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг). Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция, перечень которой устанавливается в отраслевых методических рекомендациях (инструкциях) по вопросам планирования учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Возвратные  отходы оцениваются в следующем  порядке: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону; по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса. Возвратные отходы оформляются следующей записью: Д-т 10 «Материалы» К-т 20 «Основное производство».

 

         2.3. Бухгалтерский учет материальных  затрат

 

В 1 главе были рассмотрены теоретические основы учета прямых затрат. Рассмотрим как  организован учет прямых затрат на ОАО «Мясокомбинат».

Поступающий на мясокомбинат скот подвергается ветеринарному  осмотру и взвешиванию. Принимают  скот по живой фактической массе  со скидкой 3% живой массы на содержание желудочно-кишечного тракта. На убой скот передают по количеству голов, массе, упитанности, установленным при приемке.

Транспортно-заготовительные  расходы состоят из:

- затрат на  содержание приемных пунктов;

- расходов на  содержание скота на приемных  пунктах (стоимость кормов, падеж  животных, потеря массы и упитанности и т.д.);

- расход на  транспортировку скота на мясокомбинат;

- сумм, выплачиваемых  сдатчикам скота на мясокомбинат, в возмещение транспортных расходов  по доставке скота на мясокомбинат;

- расходов по  предубойному содержанию скота  (стоимость кормов, подстилки, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды обслуживающего персонала, и т.д.).

Из цеха переработки  скота и обработки субпродуктов получают мясо на костях, другие сопутствующие  виды продукции (субпродукты, шкуры, жир-сырец) и отходы (кишечное сырье), которые взвешиваются и передаются в холодильник или в другие цеха для дальнейшей переработки.

Жир-сырец, кости, поступающие в цех пищевых  и топленых жиров, подвергаются переработке, в результате чего получают жир-топец. В этом цехе на первое число каждого месяца может быть незавершенное производство – топленый жир в отстойниках или бочках, по которому еще не определена сортность.

В кишечном цехе получают кишечные полуфабрикаты.

В колбасном  производстве выделяют два передела:

1) подготовка  сырья. Это обвалка и жиловка мяса на костях, посол жилованного мяса и сырья для копченостей, измельчение шпика, разбор субпродуктов и т.д.

2) изготовление  колбасных изделий и копченостей.  Это приготовление фарша, набивка  его в оболочку, осадка, обжарка,  варка, копчение и остывание колбас.

Транспортно-заготовительные  расходы учитываются в составе  счета 15 « Заготовление и приобретение материальных ценностей». Стоимость  скота отпущенного в переработку, отражается записью Д-т 20 К-т 15.

Для учета затрат основного производства предназначен счет 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета по видам основного производства.

Информация о работе Принципы организации учета материальных затрат