Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:27, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты государственной помощи, на примерах рассмотреть особенности ее учета и особенности отражения в бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность государственной помощи и дать определения основных понятий
- дать сравнительную характеристику МСФО №20 и ПБУ №13
- определить способы учета государственной помощи
- определить способы отражения государственной помощи в бухгалтерской отчетности.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы государственной помощи………..…………………...5
Понятие и виды государственной помощи…………………………….…5
1.2.МСФО №20 и ПБУ №13:общее и различия…………………… ……..…10
2.Отражение данных о государственной помощи….……..…………………….23
2.1.Учет государственной помощи………………………………………..23
2.2.Отражение в отчетности государственной помощи…………….…...32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Таким образом можно сделать вывод, что ПБУ 13/2000 соответствует международным стандартам финансовой отчетности практически полностью, за исключением некоторых нюансов, вызванных сложившейся исторически практикой ведения бухгалтерского учета в России. [10]
2.Отражение данных о
2.1.Учет государственной
Поступление средств целевого финансирования. ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:
1) при использовании
первого способа учета
2) при втором
способе применение учета
имеется уверенность, что условия предоставления финансовых средств организацией будут выполнены,
имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
В этом случае учет
поступления государственной
Дт счета 51 и др., Кт счета 76 - отражено поступление средств финансирования из бюджета.
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
86 |
Отражено принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств |
50 (51, 52) |
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
Целевое финансирование поступило в организацию в виде денежных средств |
08 (10, 41 …) |
76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» |
Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования |
Расходование средств целевого финансирования. Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи подразделяются на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
В соответствии с ПБУ 13/2000 предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как внереализационные доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств - капитальных и текущих расходов.
Капитальные затраты. При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000. Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются внереализационными доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации.
Пример 1. Коммерческая организация получила субвенцию на приобретение производственного оборудования в размере 7 000 000 рублей. Срок полезного использования оборудования составляет 12 лет. Допустим, оборудование приобретено за 7 000 000 рублей, что соответствует размеру полученной субвенции – в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | ||
76 |
86 |
7 000 000 |
Признание в учете суммы государственной помощи по факту ее утверждения в составе расходов соответствующего уровня бюджета |
51 |
76 |
7 000 000 |
Сумма полученной субвенции |
08 |
60 |
7 000 000 |
Стоимость приобретенного оборудования |
01 |
08 |
7 000 000 |
Ввод в эксплуатацию приобретенного оборудования |
86 |
98 |
7 000 000 |
При вводе оборудования в эксплуатацию суммы государственной помощи признаны в составе доходов будущих периодов |
20, 23, 25, 26 |
02 |
48 611 |
Ежемесячное начисление амортизации по приобретенному оборудованию (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) (7000 000 рублей : 12 лет : 12 месяцев) |
98 |
91 |
48 611 |
С начислением амортизации признаются внереализационные доходы организации по полученным суммам государственной помощи |
Бухгалтерский учет основных
средств, приобретенных за счет целевых
бюджетных поступлений. В бухгалтерском
учете по основным средствам, приобретенным
за счет целевых бюджетных поступлений,
начисляется амортизация. Так сказано
в пункте 8 ПБУ 13/2000. При этом делаются следующие
записи:
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
20 (25, 26, 44) |
02 |
Начислена амортизация |
98 субсчет «Безвозмездные поступления» |
91 субсчет «Прочие доходы» |
Списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации |
То есть в бухгалтерском учете по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета, отражается как внереализационный доход, так и расход по обычным видам деятельности в сумме амортизации.
Текущие затраты. При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов (пункты 8 и 9 ПБУ 13/2000).
Пример 2. Коммерческая организация в сентябре 2003 года получила субвенцию на текущие расходы в размере 4 000 000 рублей, которая предназначена для осуществления целевых работ согласно утвержденной смете. За период до конца года средства государственной помощи направлены на приобретение материалов на сумму 240 000 рублей и оплату труда работников организации в рамках проводимых целевых мероприятий - 50 000 рублей, отчисления на социальное страхование с которых составили 18 550 рублей. За этот же период фактически отпущено в производство материалов на сумму 150 000 рублей.
В учете организации отражаются следующие записи:
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | ||
76 |
86 |
4 000 000 |
Принятие сумм государственной помощи к учету |
51 |
76 |
4 000 000 |
Получены суммы государственной помощи |
10 |
60 |
240 000 |
Стоимость материалов, приобретенных за счет средств государственной помощи |
86 |
98 |
240 000 |
Признание сумм государственной помощи в составе доходов будущих периодов |
20, 23, 25, 26 |
70 |
50 000 |
Начислены суммы оплаты труда |
20, 23, 25, 26 |
69 |
18 550 |
Отчисления с сумм оплаты труда на нужды социального страхования и обеспечения в составе единого социального налога и отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний |
86 |
98 |
68 550 |
Признание сумм государственной помощи в части, направляемой на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов будущих периодов (50 000 рублей + 18 550 рублей) |
98 |
91 |
68 550 |
Признание сумм
государственной помощи в части,
направленной на оплату труда и отчисления
на социальное страхование, в составе
доходов отчетного периода |
20, 23, 25, 26 |
10 |
150 000 |
Стоимость материалов, отпущенных в производство |
98 |
91 |
150 000 |
Суммы государственной помощи в части, направленной на приобретение материалов, признаны в составе доходов отчетного периода организации |
Поступление бюджетных средств
в следующем отчетном году. В соответствии
с пунктом 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства,
предоставленные в установленном порядке
на финансирование расходов, понесенных
организацией в предыдущие отчетные периоды,
отражаются как возникновение задолженности
по таким средствам и увеличение финансового
результата организации как внереализационные
доходы, то есть отражается по кредиту
счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету
счета 86 «Целевое финансирование».
Отражение целевого бюджетного финансирования, полученного на покрытие убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен и тарифов.
Возмещение из бюджета организациям сумм расходов на оплату товаров (работ, услуг) (то есть возмещение разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа) может быть связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательством программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). Если целевое бюджетное финансирование направлено на указанные цели, для отражения в бухгалтерском учете применяются нормы ПБУ 13/2000. В этом случае получение государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета полученного финансирования текущих расходов. Таким образом, полученные бюджетные средства признаются в составе внереализационных доходов (по кредиту счета 91) в части разницы между тарифами за услуги и затратами организации, то есть без отражения сумм полученных на возмещение убытков в составе выручки от реализации.
Исходя из вышеизложенного, операция по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет средств бюджетных дотаций, должна отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
62 |
90 субсчет «Выручка» |
Признание в
бухгалтерском учете суммы |
90 субсчет «Себестоимость продаж» |
41 |
Учетная стоимость реализованных товаров |
90 субсчет «Себестоимость продаж» |
43 |
Списаны издержки обращения, связанные с реализацией товаров |
90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» |
68 субсчет «Расчеты по НДС» |
НДС со стоимости реализованных товаров |
51 |
62 |
Оплата стоимости реализованных товаров покупателями |
99 |
90 субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» |
Ежемесячно выявляется убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам |
76 |
86 |
Отражена задолженность бюджета соответствующего уровня по погашению убытка, связанного с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам (то есть по предоставлению дотаций) |
51 |
76 |
Отражаются полученные суммы дотаций из бюджета |
86 |
98 |
Одновременно с получением дотаций из бюджета они признаются в качестве безвозмездных поступлений |
98 |
91 субсчет «Прочие доходы» |
В рамках погашения образовавшегося за отчетный месяц убытка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам суммы полученных дотаций признаются в качестве внереализационных доходов организации |
91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» |
99 |
Ежемесячно выявляется сальдо в рамках прочих доходов и расходов организации |
В том случае если получаемые суммы дотаций в полной мере покрывают убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам, в бухгалтерском учете по счету 99 убытка не будет. [11]
Организации, получившие
средства целевого финансирования, для
подтверждения факта
2.2.Отражение в отчетности
В Приложении к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса. При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка для средств целевого финансирования. Согласно Приказу № 66н организации могут учитывать эти образцы при разработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих форм бухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.
Порядок отражения средств целевого финансирования в формах бухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческих организаций.
Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13 / 2000, показывают в бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 640 «Доходы будущих периодов» или же их можно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческие организации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные или краткосрочные обязательства.
Некоммерческой
организации нужно
Доходы от использования средств целевого финансирования, признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» в соответствии с настоящим положением, отражаются в составе прочих доходов по строке 2340 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) как активы, полученные безвозмездно.
Суммы средств целевого финансирования, признанные в бухгалтерском учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов по строке 2350 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) и расшифровки отдельных прибылей и убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.