Разработка программы аудита расчётов с персоналом по оплате труда.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
 Получение практических навыков разработки программ аудита расчётов с персоналом по оплате труда;
 Проведение аудиторских расчётов в соответствии с заданием.
Для успешного выполнения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита;
- рассмотреть план проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- раскрыть типичные ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРОГРАММА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА……………………………………………………………………………..5
1.1 Цели и задачи аудита, информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………5
1.2 План проведения и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………………………...10
1.2.1 Начисление и выплаты заработной платы……………………...15
1.2.2 Удержания из заработной платы………………………………..15
1.2.3 Аудит выплаты заработной платы……………………………...17
1.2.4 Предоставление отпуска………………………………………...18
1.2.5 Оплата пособий по временной нетрудоспособности………….19
1.2.6 Увольнение сотрудников………………………………………..20
1.3 Аудит соблюдения трудового законодательства……………………...21
1.4 Типичные ошибки……………………………………………………….25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Аудит.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

3) регистры  синтетического и аналитического  учета, которые включают карточки  и сводные ведомости по заработной  плате, журналы-ордера, обороты по  счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

4) бухгалтерская  и налоговая отчетность: бухгалтерский  баланс (форма № 1), отчет о движении  денежных средств (форма №  4), приложение к бухгалтерскому  балансу (форма № 5), налоговые  карточки по учету налога на  доходы физических лиц (форма  № 1-НДФЛ), справки о доходах  физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету  ЕСН и взносов на обязательное  пенсионное страхование;

5) прочая  документация: приказы, распоряжения  руководителя, договоры о материальной  ответственности, договоры займа,  заявления работников, акты проверок  ревизионных и налоговых органов,  аудиторские заключения.

Проверка  расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как  в сплошном, так и в выборочном порядке.

 

    1.  План проведения и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

 

Планирование и разработка программы  аудита играет важную роль в процессе аудита.

При составлении  плана и программы аудита расчетов с персоналом аудитор должен обратить внимание на характер и специфику  деятельности предприятия, и соответствующие законодательные моменты регулирования начислений и удержаний. Основные направления законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • прием на работу;
  • увольнение сотрудников;
  • начисление и выплата заработной платы;
  • депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
  • предоставление отпуска;
  • оплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • прочие вопросы по начислениям и выплатам, приравненным к заработной плате.

Для составления  программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств  целесообразно составить вопросник  аудитора по всем выделенным комплексам задач. Примерная форма вопросника представлена в таблице 1.1.3

 

 

Таблица 1.1

Вопросы для  проверки.

Содержание вопроса

Вариант ответа

Приме

чание

Да

Нет

Нет отве

та

 

 

 

1.

 

1.1

1.2

 

1.3

1.4

I. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям

Применяются ли типовые формы  документов

по учету личного состава:

Личные карточки на работающих (ф. № Т-2)

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6)

Приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5)

Приказ (распоряжение) о прекращении  трудового договора (контракта) (ф. № Т-8)

       

2.

Ведутся ли на работающих трудовые книжки

       

3.

Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании

       

4.

Ведутся ли в цехах (отделах) табели учета  рабочего времени

       

 

 

5.

 

II. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам

Применяются ли на предприятии  утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ

       

6.

Используются ли типовые формы  первичных документов

       

7.

 

Организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов

       

8.

Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда

       

9.

Применяются ли наряды на бригаду

       

 

 

10.

III. Учет и начисление повременных и других видов оплат

Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю учета рабочего времени

       

11.

Проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат

       

12.

Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы

       

 

 

13.

IV.  Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц

Проставлены   ли   в   расчетных   ведомостях (лицевых  счетах)  данные для  правильного исчисления удержаний

       

14.

Налога на доходы физических лиц

       

15.

Удержаний по исполнительным листам

       

16.

Прочих удержаний

       

17.

Применяются ли ПК для расчета удержаний

       

18.

Проверяли ли  органы  фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу с физических лиц

       

 

 

19.

 

20.

V. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний)

Какие ведутся документы  по аналитическому

учету

Расчетно-платежные ведомости

       

21.

Расчетно-платежные    ведомости    и   лицевые счета на работающих

       

22.

Применяются ли ПК для ведения аналитического учета

       

23.

Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими

       

 

 

 

24.

VI, VII. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ

Имеют ли   сквозную  нумерацию  расчетно-платежные ведомости

       

25.

Сопоставляются ли  начисления  на  оплату труда с данными по единому социальному налогу (социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду)

       

26.

Проверяет ли бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях  сумм начислений по оплате труда

       

27.

Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда

       

28.

Имеются  ли  на  предприятии задержки  с расчетами и выплатами по оплате труда

       

 

 

29.

VIII.  Расчеты  по депонированной заработной плате

Ведутся ли   на  предприятии  карточки   по депонированной заработной плате

       

30.

Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» по истечении срока исковой давности

       

31.

Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате

       

 

По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).

Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание нате или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.

Аудиторская организация при планировании должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта»  и «Планирование аудита». В последнем, в п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1.2)4, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения.

 

 

Таблица 1.2

Общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда.

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

1

2

3

Аудит оформления первичных документов

10.01.2009-11.01.2009

Белкин Е.В.

Аудит системы начислений заработной платы

10.01.2009-16.01.2009

Жукова А.И.

Аудит обоснованности льгот и удержаний  из заработной платы

11.01.2009-

13.01.2009

Белкин Е.В.

Аудит тождественности показателей бух. отчётн. и регистров бухгалтерского учета

13.01.2009-

15.01.2009

Белкин Е.В.

Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

16.01.2009-

17.01.2009

Жукова А.И.

     

 

При разработке плана и программы необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;
  • организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.
      1. Начисление и выплата заработной платы

 

Работодатель  имеет право устанавливать различные  системы премирования, стимулирующих  доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников (профсоюз). Указанные системы могут  устанавливаться также коллективным договором5.

На сумму, начисленную в оплату труда, организация  обязана начислить Единый социальный налог на основании п.1 ст.236, п.1 ст.237 НК, а также произвести отчисления на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. №184).

Кроме того, общая сумма затрат на оплату труда  включается в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.2 ст.10 ФЗ от 15.12. 2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).

      1. Удержания из заработной платы

 

Заработная  плата работникам организации считается  объектом налогообложения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на основании  п.1 ст. 209 НК.

Сумма НДФЛ, удержанная при выплате заработной платы, определяется по данным, содержащимся в расчетно-платежной ведомости  либо в налоговых карточках по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма №1 – НДФЛ, утвержденная приказом МНС России от 01.11. 2000 №БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц").

В соответствии с п.6 ст.226 НК организация – налоговый  агент обязана перечислять суммы  исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения  в банке наличных денежных средств  на выплату дохода. В день получения  наличных денежных средств в банке на выплату заработной платы сумма исчисленного НДФЛ удерживается из дохода работников, и у организации возникает задолженность перед бюджетом по уплате сумм НДФЛ.

Кроме удержаний  НДФЛ возможны удержания по решениям суда (алименты), по инициативе администрации  предприятия (возмещение ущерба, за брак, невозвращенные своевременно подотчетные  суммы) и по инициативе работника (перечисления по его заявлениям). Аудитор проверяет  наличие соответствующих распоряжений, постановлений, заявлений на все  эти виды удержаний. Сумма данных удержаний из заработной платы работника  может быть отражена в графе 16 (17, 18) Расчетно-платежной ведомости.

Согласно  ст.137 ТК работодатель вправе принять  решение об удержании из заработной платы сотрудника суммы, излишне  выплаченной ему в результате счетной ошибки, не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленных  выплат и при условий, если работник не оспаривает оснований и размеров удержаний. Размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику6.

Ограничение размера удержаний из заработной платы устанавливается ст.138 ТК, но не распространяется на удержания по инициативе работника по его распоряжению, не уменьшает налоговую базу по НДФЛ (п.1 ст.210 НК).

      1. Аудит выплаты заработной платы

 

Согласно  ст.136 ТК срок выплаты заработной платы  устанавливается правилами внутреннего  трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, но не реже двух раз в месяц.

Выдача  наличных денег из касс предприятий  на выплату заработной платы производится платежным (расчетно-платежным) ведомостям (без составления расходного кассового  ордера на каждого получателя) с  наложением на эти документы штампа с реквизитами расходно-кассового  ордера. Документы на выдачу денег  должны быть подписаны руководителем, гл. бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (п.14 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совет директоров Центрального банка РФ от 22.09. 1993г. №40 (далее – Порядок)).

В соответствии с п.7 Порядка предприятия, имеющие  постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут  расходовать её, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют  права накапливать в своих  кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов для осуществления предстоящих  расходов, в том числе на оплату труда.

По истечении  установленных сроков оплаты труда  кассир закрывает ведомость в  порядке, указанном в п.18 Порядка. В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делается надпись о  фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах (при наличии  таковых), производится сверка их с  общим итогом по платежной ведомости.

Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к  ней платежей, регистрируются бухгалтерией после их выдачи в журнале регистрации  приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08. 1998г. №88) (п.21 Порядка).

Информация о работе Разработка программы аудита расчётов с персоналом по оплате труда.