Распределение производственных накладных расходов по видам продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:53, статья

Краткое описание

Цель этой статьи – помочь понять, каким образом понесенные расходы распределяются по целевым затратам. Прямые издержки могут быть точно отслежены до конкретных целевых затрат, а косвенные – нет. Поэтому косвенные издержки должны распределяться на основе соответствующих баз распределения затрат. Базы распределения бывают причинно-следственными – когда детерминаторы распределяемых затрат являются значимыми, и условными – если детерминаторы затрат на них влияют несильно. Чтобы точно определить затраты ресурсов, истраченных на целевые затраты, следует пользоваться причинно-следственными распределениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Журнал.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

               3.  Распределение затрат подразделе-              7 920             3 960              3 960                   15 840 

                    ния обслуживания 2, сум                             (40%)            (20%)             (20%)    

               4.                                                                         59 520           53 160            39 360                 152 040               

 

               ____________________________________________________________________________________

 

              По данным стр. 2 можно видеть, что накладные расходы на Х (подразделение обслуживания 1) в размере 18 000 сум распределяются в указанном процентном соотношении, то же самое (стр.3) сделано и с накладными расходами подразделения обслуживания размером в 19 800 сум. В результате этого видно, что конечные результаты распределения  в стр.4 совпадают с результатами распределения по предыдущему способу (см. табл.1П.1, стр.8).

 

Специальный метод закрытия учета

 

Если применяется данный метод, то накладные расходы подразделений обслуживания начисляются по производственным подразделениям в определенном порядке. Подразделение обслуживания, которое предоставляет больше всего услуг для других подразделений обслуживания, проводится первым; подразделение обслуживания, доля которого в услугах другим таким же подразделениям по величине вторая, проводится вторым и.т.д. Обратные начисления по подразделениям, накладные расходы котрых уже проведены, не осуществляются. Посмотрим, как работает этот метод применительно к данным примера 3П.1. Результаты этого рассмотрения сведены в табл. 3П.2.

Таблица 3П.2. Специальный метод закрытия учета

 

Строка

Производственные цехи

Подразделения обслуживания

Всего

X

Y

Z

1

2

1.Распределение в результате анализа накладных расходов

48000

42000

30000

14040

18000

152040

2. Распределение затрат обслуживающего центра   МТС

7200

(40%)

3600

(20%)

3600

(20%)

3600

(20%)

(18000)

 

3. Распределение затрат обслуживающего центра   ОЗВЦ

3920
(2/9)

7840

(4/9)

5880

(3/9)

(17640)

-

 

4.

59120

53440

39480

-

 

152040

Первыми распределяются (закрываются) затраты подразделения обслуживания 2 (стр.1), так как 20% его услуг предоставляются подразделению обслуживания 1, в то время как доля услуг подразделения обслуживания 1 подразделению обслуживания 2 равна всего 10%. В стр.3 распределяем затраты подразделения обслуживания 1,  однако без выделения какой-то их части подразделению обслуживания 2. Это означает, что распределяемые здесь затраты изменились на 10% по сравнению с первоначальными, так как на подразделение обслуживания 2 доля не выделяется. Другими словами, на подразделение Х относится 20% из 90% (или 2/9) затрат подразделения обслуживания 1.

Видим, что результирующие данные в стр.4 не совпадают с итоговыми данными, получаемыми при применении методов повторного распределения и совместного использования уравнений. Это объясняется тем, что в рассматриваемом здесь методе точность вычислений приносится в жертву удобству расчетов. Однако если этот метод обеспечивает достаточно близкое приближение с более точными вариантами, то, вероятно, есть все основания им пользоваться.

 

Метод прямого распределения издержек

 

              В этом методе (табл.1П.3) взаимные услуги подразделений обслуживани вообще не учитываются, поэтому затраты этих подразделений сразу распределяются между производственными структурами. Это означает, что распределяемые величины, относящиеся к подразделению обслуживания 1, изменяются, так как их 10% не относятся на подразделение обслуживания 2. Следовательно, на подразделение X относится 20% из 90% (или 2/9) затрат подразделения обслуживания 1,  на подразделение Y – 40% из 90% (или 4/9) и на подразделение Z – соответственно 3/9. Аналогично обстоит дело и с распределением затрат подразделения обслуживания 2 (здесь изменения произошли на 20%) и  поэтому доли этих затрат, приходящиеся на производственные подразделения, таковы: на подразделение X – 40% из 80% (или 4/8) затрат подразделения обслуживания 2, на подразделение Y – 2/8 и на подразделение Z – 2/8. Единственным обоснованием для применения метода прямого распределения издержек является его простота. Его можно рекомендовать в тех случаях, когда взаимные услуги подразделений обслуживания незначительны.

 

                                        Таблица 1П.3. Метод прямого распределения издержек

 

                                                                                                       Производственные          Подразделения

                                                                                                                    цехи                       обслуживания 

                                                                                               _____________________________________________

                                            Строка                                    X              Y             Z              1                2

                 _____________________________________________________________________________________

1.        Распределение в результате

      анализа накладных расходов, сум     48 000      42 000     30 000      14 040      18 000      152 040

2.   Распределение затрат подраз-              3 120        6 240       4 680     (14 040)

      деления обслуживания 1, сум               (2/9)         (4/9)         (3/9)

3.   Распределение затрат подраз-             9 000        4 500        4 500        -            (18 000)

      деления обслуживания 2, сум               (4/8)         (2/8)         (2/8)

4.                                                                 60 120      52 740      39 180 -              -                     152 040                             

__________________________________________________________________________________

 

Использование математических моделей    

 

              На практике проблемы распределения затрат подразделений обслуживания скорее всего намного более сложны, чем в том простом примере, который здесь разобран. Вполне, например, понятно, что в организации может быть не два таких подразделения, а гораздо больше. Однако задачу распределения указанных затрат можно решить, используя определенные вычислительные приемы, в основе которых лежат математические модели. Так, пользуясь приемами матричной алгебры, можно легко решить задачу распределения затрат и при наличии большого числа подразделений обслуживания.

                                                    

Пример двухэтапного процесса для

функциональной системы распределения затрат

 

              В этой главе на рис. 1 показано, чем основные свойства функциональной системы отличаются от традиционных систем калькуляции. Выше уже подчеркнуто, что функциональные системы отличаются от традиционных большим числом центров издержек на первом этапе и большим числом и разнообразием факторов издержек и баз распределения на втором этапе двухэтапного процесса распределения затрат. В этом параграфе рассмотрим функциональные системы более подробно.

              На рис. 1 видно, что еще одним крупным отличием функциональных систем является то, что в них накладные расходы распределяются по основным видам деятельности (по функциям), а не по подразделениям, которые обычно в традиционных системах представляют центры издержек. Виды деятельности состоят из обобщения множества решаемых задач и описываются в терминах, имеющих отношение к целям. Так, типичные вспомогательные виды деятельности включают составление графиков выпуска продукции, перемещение материалов, проверку качества выпускаемой продукции и ведение учета по поставкам. Когда затраты аккумулируются по видам деятельности, последние трактуются как центры издержек по видам деятельности (функциональные центры издержек). Производственные виды деятельности включают обработку и сборку. Таким образом, в рамках производственного процесса функциональные центры издержек часто идентичны с центрами издержек, применяемыми в традиционных системах калькуляции затрат.

              Еще одной отличительной чертой является то, что в традиционных системах затраты на внутренние услуги или на обеспечивающие виды деятельности, как правило, перераспределяются по производственным центрам издержек, поэтому далее они относятся на отдельные виды продукции по ставкам факторов издержек, действующим в таких производственных центрах издержек. И наоборот, в функциональных системах наблюдается тенденция иметь отдельные ставки по факторам издержек и для вспомогательных центров и распределять издержки по вспомогательным видам деятельности непосредственно по целевым затратам без промежуточного перераспределения по производственным центрам.

              Воспользуемся снова примером 1 для фирмы Гулистан, чтобы более подробно показать, как работает функциональная система. Предположим, что функциональные центры издержек для обработки и сборки продукции идентичны производственным центрам издержек, применяемым в традиционных системах. Также предположим, что для каждого вспомогательного вида деятельности выделены три функциональных центра издержек. Это закупка материалов и компонентов, получение материалов и выдача материалов – для подразделения материально-технического снабжения; планирование производственных работ, техническое обеспечение текущей работы оборудования и технический контроль готовой продукции – для общезаводского вспомогательного цеха. На первом этапе двухэтапного процесса распределения и функциональные, и традиционные системы для распределения затрат по центрам издержек применяют один и тот же подход. Обратившись к графе 2 табл. 2, видим, что издержки, отнесенные к производственным видам деятельности, были получены из строки 1 листа анализа накладных расходов табл. 1, использовавшейся при традиционной системе. На этом листе анализа мы только распределяли затраты на закупку материалов и ведение вспомогательных общезаводских функций, но не по видам деятельности внутри этих процессов. Затраты на виды деятельности внутри этих направлений вычисляются аналогично, при этом используется тот же подход, который применялся при составлении табл. 1, но для упрощения распределения затрат по таким видам, как закупка материалов и деятельность общезаводского вспомогательного цеха, не показаны.

             

              Таблица 2. Пример распределения издержек при использовании

                                     функциональной системы распределения затрат

 

                       (1)                                              (2)                              (3)                                    (4)                                        (5)

                        Вид                                         Затраты           Фактор издержек           Количественный                Ставка учета

                деятельности                             на данный         для данного вида            показатель факто-       действия фактора

                                                                        вид дея-              деятельности                     ра издержек                       издержек

                                                                      тельности,                                                                                                      (гр.2/гр.4)

                                                                            сум

Производственные виды деятельности

    Обработка: функциональный центр                               Число часов работы             2 000 000 ч работы

    издержек  Х                                                2 970 000       оборудования                       оборудования                  1,485 сум на час           

    Обработка: функциональный центр                               Число часов работы             1 000 000 ч работы

    издержек  Y                                                2 690 000       оборудования                       оборудования                  2,69  сум на час           

    Сборка                                                        2 480 000       Число часов труда                2 000 000 ч труда

                                                                                                основных работников          основных работников    1,24 сум на час

                                                                         8 140 000                 

Виды деятельности по материально-

техническому снабжению

    Закупка материалов                                      960 000        Число    заказов    на           10 000   заказов   на

                                                                                                  закупку материалов           закупку материалов          96 сум на заказ                                

Информация о работе Распределение производственных накладных расходов по видам продукции