Регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:03, реферат

Краткое описание

Органы государственного и негосударственного регулирования и управления
внешнеэкономической деятельностью.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Содержание

1. Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности.
Стр. 2
1.1 Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью. Стр. 2
1.2 Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельностью. Стр. 4
1.3 Экономические методы стимулирования экспортного производства
Стр. 5
2. Виды и формы общения с иностранным контрагентом.
Стр. 7
2.1 Выбор контрагента Стр. 7
2.2 Подготовка коммерческих предложений и запросов Стр. 7
2.3 Особенности проведения деловых переговоров Стр. 8
2.4 Подписание и исполнение контрактов Стр. 11
3. Суть и формы международных расчетов. Стр. 11
3.1 Основные формы международных расчетов Стр.12
4. Мировой рынок рабочей силы. Стр.13
5. Единый таможенный тариф Украины. Стр. 17
5.1 О едином таможенном тарифе Украины
от 11 января 1993г. № 4-93 Стр. 17
6. Международные расчеты по документарному аккредитиву. Стр.18
7. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

государств.регул.эконом.docx

— 83.87 Кб (Скачать файл)

Целью исследования является анализ влияния государственной  внешнеторговой политики на экономическое  развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих  задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную  структуру внешнеторговых отношений;

обосновать формальные и  содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений  и системы их государственного регулирования  в России.

Объект исследования - процесс  воздействия государственной политики внешней торговли на макроэкономическую динамику хозяйства, его обусловленность  характером развития транзитивных экономик.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие  в процессе реализации внешнеторговой политики государства в странах  с трансформируемой хозяйственной  системой.

Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные  концепции и гипотезы, представленные в классических и современных  трудах отечественных и зарубежных ученых.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России

В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:

- "О таможенном тарифе";

- "О мерах по защите  экономических интересов Российской  Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами";

- "О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами";

- "О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации";

- "Об экспортном контроле";

- Таможенный кодекс;

- "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности"; 
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного  дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались  такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные  в рамках ВТО и Международной  таможенной организации.

В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность  за это также предусмотрены специальными разделами.

В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются  такие вопросы, как страна происхождения  товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные  основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается  в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

Участники внешнеторговой деятельности:

- внешнеторговые фирмы  разных форм собственности, которые  выступают главными субъектами  внешнеторговых связей;

- государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;

- участники мелкооптовой  торговли.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

- таможенно-тарифное регулирование;

- методы нетарифного регулирования;

- запреты и ограничения  внешней торговли;

- меры экономического  и административного характера,  способствующие развитию внешнеторговой  деятельности Управление внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов  в России / Под ред. Э.Э. Батизи. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - С. 153.

.

В данном законе зафиксировано  также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее  благоприятный, чем режим, предоставляемый  аналогичным товарам российского  происхождения.

Специально сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

2. Современная внешнеторговая политика России

Реформирование внешней  торговли обычно осуществляется в общем  контексте системных экономических  преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход от централизованно планируемой  к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось  более решительно и последовательно.

Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:

- сокращение научно-технического  потенциала экономики страны;

- сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный вес производства современной наукоемкой продукции);

- недостаточная инвестиционная  активность на внутреннем рынке;

- рост издержек производства  и транспортных издержек;

- слабое развитие сферы  услуг;

- активизация дискриминационных  мер против российских экспортеров.

В результате сохраняются  преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в  товарном и страновом отношении.

Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться  с внутренней экономической политикой  страны, с одной стороны, и с  ее обшей внешней политикой, с  другой. В настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки  зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться  на основе наращивания экспорта главным  образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем  перехода к инновационной модели развития. 
При реформировании своей внешнеторговой политики руководство России должно учитывать следующие обстоятельства:

- несмотря на видимую  самообеспеченность, степень зависимости  России от мирохозяйственных  связей в целом высока;

- перед Россией стоят  общие фундаментальные за задачи  более эффективного включения  в современные мирохозяйственные  связи (с тем, чтобы не оказаться  "сырьевым придатком" по  отношению к группе ведущих  стран);

- решение проблем реализации  эффективной внешнеторговой политики  России тесно связано с решением  задач позитивных изменений в  ее общем экономическом положении;

- внешнеторговая политика  страны объективно является составной  частью общей внешней политики  страны вообще.

Реформирование внешней  торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано  в первую очередь с переходом  к открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением  прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний  рынок были допущены отраслевые, республиканские  и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного  выхода на внешний рынок.

Однако увеличение степени  открытости экономики страны не может  быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот  факт, что современная международная  торговля представляет собой такую  систему отношений, в которой "правила  игры" определяют крупнейшие ТНК.

Формирование внешнеэкономической  политики, законодательной и нормативной  базы осуществляется как составная  часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс  оказали: переход к свободному рыночному  ценообразованию; приватизация; налоговая  и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.

3. Организационные  основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности

Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности.

Понятие организации как процесса означает, с одной стороны, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, а с другой стороны, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

В понятии «организация»  отражаются закономерности системы, относящиеся  к функционированию и взаимодействию ее частей.

Исследуя организацию  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить два  ее аспекта -- упорядоченность и направленность.

Направленность отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, учитывающий  важнейшие факторы, уже не раз упоминавшиеся в настоящем исследовании, -- курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы -- административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.

Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию  в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Исследование организационных  основ государственного регулирования  внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.

Формирование механизма  государственного регулирования -- это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.

За последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход  от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников).

Система органов, участвующих  в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной и определяется конкретно-историческими условиями развития внешней торговли в конкретной стране.

Монополии внешней торговли в СССР соответствовала одна структура управления внешнеторговым комплексом -- строго централизованная, со сравнительно небольшим числом органов управления на общегосударственном уровне (в регионах такие органы вообще отсутствовали). Отмена монополии повлекла за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов, муниципальных образований и непосредственных участников внешнеторговой деятельности, смещения регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой, контролирующей и координирующей функции.

В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.

Основные итоги организационных  преобразований в этой сфере нашли свое отражение в нормативных актах, закрепивших результаты административной и федеративной реформ, а также перестройки самого механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Речь идет в первую очередь об актах, принятых в период 2003--2005 гг.,  -- О Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 N 165-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N116-ФЗ и, наконец, об Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314, в котором были закреплены основные идеи и параметры административной реформы в Российской Федерации Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. - С. 99..

Информация о работе Регулирования внешнеэкономической деятельности