Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать учет основных средств на предприятии, а также выявить пути его совершенствования.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить теоретические основы учета основных средств;
- рассмотреть организационную и экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть учет основных средств на предприятии;
- наметить мероприятия по совершенствованию учета основных средств в ЗАО «Степное».
Введение 3
1 Теоретические основы учета основных средств 5
1.1 Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств 5
1.2 Документальное оформление движения основных средств 10
1.3 Аналитический и синтетический учет основных средств 12
1.4 Учет амортизации основных средств 16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.1 Организационная характеристика 20
2.2 Экономическая характеристика 26
3 Учет основных средств 32
3.1 Состав и классификация основных средств 32
3.2 Первичный учет поступления и выбытия основных средств 33
3.3 Аналитический и синтетический учет основных средств в хозяйстве 36
3.4 Учет амортизации основных средств 40
4 Совершенствование учета основных средств 43
Выводы и предложения 49
Список использованной литературы 51
Данные таблицы 5 показывают, что наибольший удельный вес в составе основных средств в 2011 году занимают машины и оборудование – 66,65%, за ними следуют здания – 16,60%. В динамике за период с 2009 года по 2011 год происходит увеличение количества машин и оборудования на 7464 тыс.р. и снижение удельного веса зданий на 1,26% в составе основных средств. Сумма основных производственных фондов в 2011 году в сравнении с 2009 годом увеличилась на 11185 тыс. р.
3.2 Первичный учет поступления и выбытия основных средств
Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию оформляется следующими документами:
- акт о приеме-передаче
объекта основных средств (
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);
- акт о приеме-передаче
групп объектов основных
Акт о приеме-передаче основных средств составляется комиссией, назначаемой руководителем организации, в комиссию обычно включаются инженер (технолог), техник, рабочие, работник бухгалтерии предприятия, представитель передающей (принимающей) стороны. На каждый объект составляется отдельный акт в одном или в двух экземплярах. В акте указывается его номер и дата составления, наименование организации сдающей или принимающей объект, его заводской номер, инвентарный номер, первоначальная стоимость, год выпуска и дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации, размер отчислений в ремонтный фонд, результаты испытания объекта, номер дебетуемого синтетического и аналитического счета, подписи членов комиссии и лица, ответственного за сохранность поступившего объекта. На поступивший объект открывается инвентарная карточка, о чем также делается отметка в акте. Акт утверждается руководителем предприятия. К акту прилагается техническая документация на принятый объект (паспорт, чертежи). На основании акта приемки-передачи (форма № ОС-1) производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Рассмотрим учет поступления объекта основных средств ЗАО «Степное» на примере следующих документов:
Акт (накладная) №7 приемки-передачи основных средств от 20.09.2011 года. В документе отражено следующее: организация ЗАО «Степное» на основании приказа от 20 сентября 2011 г. получила через подотчет по доверенности № 188 от 15.09.2011 года комбайн РСМ-142 «ACROS-530», первоначальной стоимостью 5520000 р. Датой ввода объекта в эксплуатацию отмечен сентябрь 2011 года. При составлении акта присутствовали члены комиссии в составе главного инженера Миронова В. В. и главного бухгалтера Голосузовой С. В. Объект основных средств принял работник Матвеев Ю. А. Акт составлен главным бухгалтером Голосузовой С. В. и утвержден генеральным директором ЗАО «Степное» Ивахненко П. П. 20 сентября 2011 года (Приложение 1).
На каждый объект основных средств заводится инвентарная карточка (Приложение 2) и заполняется книга учета основных средств.
При внутреннем перемещении объектов ОС составляется накладная на внутреннее перемещение форма № ОС-2 (Приложение 3).
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случае продажи, прекращении использования, вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии, передачи в виде вклада в уставной капитал другой организации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, в иных случаях.
Для списания пришедших в негодность объектов основных средств применяются следующие документы:
- акт о списании
объекта основных средств (
- акт о списании
автотранспортных средств (
- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б).
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным лицом.
В ЗАО «Степное» списание объектов основных средств в 2011 году не происходило, был осуществлен перевод объектов из основных средств в материальные запасы.
3.3 Аналитический и синтетический учет основных средств на предприятии
Учет основных средств осуществляется как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. В этой связи перед бухгалтерскими работниками, отвечающими за правильность ведения учета операций с основными средствами, стоят следующие задачи:
- формирование фактических затрат, связанных с принятием основных средств к бухгалтерскому учету;
- правильное оформление первичных учетных документов и своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
- достоверное определение
результатов от продажи и
- достоверное определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств;
- обеспечение контроля
за сохранностью основных
- получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
Для контроля за наличием объектов основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения аналитический учет ведется в инвентарных карточках учета объекта основных средств, открываемых для каждого инвентарного объекта. В инвентарной карточке отражается прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание.
В целях обеспечения
контроля за сохранностью объектов основных
средств каждому инвентарному объекту
присваивается инвентарный
Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта приемки-передачи основных средств, технических паспортов и др. документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. Так инвентарная карточка может быть заполнена на основе счета-фактуры (Приложение 4) или товарной накладной (Приложение 5). В инвентарной карточке должны быть приведены данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования, способе начисления амортизации, об индивидуальных особенностях объекта.
Рассмотрим учет основных средств по объектам на примере инвентарной карточки (Приложение 2). Инвентарная карточка № 61 учета основных средств составлена на Трактор К-701 1990 года выпуска. Первоначальная стоимость объекта составляет 381000 р. Срок полезного использования объекта 10 лет с нормой амортизации 10 %. Инвентарный номер 50, заводской номер 8918995, сумма начисленной амортизации составляет 381000 р. Карточку составил главный бухгалтер Голосузова С. В. 22 января 2010 г.
Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства». При разработке учетной политики по учету объектов основных средств в рабочем плане счетов целесообразно создать субсчета к счету 01 «Основные средства», которые позволят получить необходимые сведения при заполнении отчетности организации.
К данному счету открывают следующие субсчета:
01-1 «Основные средства производственного назначения»;
01-2 «Основные средства
непроизводственного
01-3 «Основные средства, переданные в аренду».
Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации основных средств организации, оборот по дебету - поступление основных средств, оборот по кредиту - выбытие объектов по различным причинам.
Вся информация о расходах организации, касающаяся объектов основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Рассмотрим схему записи хозяйственных операций по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» за август 2011 года, взятых из журнала-ордера № 13(Приложение 6) в таблице 6.
Таблица 6 - Схема записи хозяйственных операций по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» за август 2011 г.
Дт |
Кт | ||||
Корреспондирующий счет |
Содержание хозяйственной операции |
сумма, р. |
Корреспондирующий счет |
Содержание хозяйственной операции |
сумма, р. |
Сальдо на начало месяца |
28947000 |
Сальдо на начало месяца |
|||
71 |
Приобретена бензопила через подотчетное лицо |
7750 |
|||
71 |
Приобретен табельный телефон через подотчетное лицо |
2785 |
|||
71 |
Приобретен компьютер через подотчетное лицо |
20610 |
|||
Оборот за период |
31145 |
Оборот за период |
|||
Сальдо на конец месяца |
28978145 |
Сальдо на конец месяца |
На основании таблицы 6 можно сделать вывод о том, что в августе 2011 года ЗАО «Степное» приобрело три объекта основных средств. Поступление отражено по Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с сальдо на 01.08.11 равным 28947000 р. Кредитовый оборот по счету отсутствует. Дебетовый оборот составил 31145 р. Сальдо на конец месяца составляет 28978145 р.
При введении основных средств
в эксплуатацию и принятии основных
средств к бухгалтерскому учету
на основании надлежаще
Рассмотрим схему записи хозяйственных операций по счету 01 «Основные средства» в ЗАО «Степное» за август 2011 г., взятых из журнала-ордера №13 (Приложение 7) в таблице 7.
Таблица 7 - Схема записи хозяйственных операций по счету 01 «Основные средства» за август 2011 г.
Дт |
Кт | ||||
Корреспондирующий счет |
Содержание хозяйственной операции |
сумма, р. |
Корреспондирующий счет |
Содержание хозяйственной операции |
сумма, р. |
Сальдо на начало месяца |
26749560 |
Сальдо на начало месяца |
|||
08 |
Принята к учету и введена в эксплуатацию бензопила |
7750 |
|||
08 |
Принят к учету и введен в эксплуатацию табельный телефон |
2785 |
|||
08 |
Принят к учету и введен в эксплуатацию компьютер |
20610 |
|||
Оборот за период |
31145 |
Оборот за период |
|||
Сальдо на конец месяца |
26780705 |
Сальдо на конец месяца |
Данные таблицы 7 показывают, что в августе 2011 года в ЗАО «Степное» к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов было принято и введено в эксплуатацию три объекта основных средств. Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету отражено по Дт счета 01 «Основные средства» с сальдо на 01.08.11 равным 26749560 р. Дебетовый оборот по счету составил 31145 р. Кредитовый оборот отсутствует. Сальдо на конец месяца составляет 26780705 р.
При осуществлении контроля
за сохранностью основных средств в
ЗАО «Степное» применяется
3.4 Учет амортизации основных средств
Процесс возмещения износа основных средств путем перенесения их учетной стоимости на изготавливаемый продукт называется амортизацией. В соответствии с п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств осуществляют с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, происходит это до полного погашения стоимости данного объекта, либо списания его с бухгалтерского баланса. Амортизация составляет обязательный элемент издержек производства. Возмещение износа основных средств происходит путем включения его в себестоимость продукта, составляющую часть цены. В то же время, амортизация служит источником расширенного воспроизводства.
Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации объектов основных средств, которыми организации могут воспользоваться:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости
пропорционально объему
Каждая организация имеет право использовать различные способы амортизации для различных групп однородных объектов основных средств, однако она обязана применять избранный способ начисления амортизации в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. На практике это означает, что предприятие может устанавливать линейный способ амортизации для зданий, способ уменьшаемого остатка для компьютеров, находящихся в бухгалтерии, а для компьютеров, используемых в отделе продаж, линейный способ.
Информация о работе Совершенствование учета основных средств