Сущность аудита расчетов с бюджетом по НДС и их нормативно – правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Цели, задачи, информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Нормативно-правовое обеспечение аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Основные этапы аудита расчетов по НДС.

Вложенные файлы: 1 файл

8тема аудит.docx

— 73.25 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность аудита расчетов с бюджетом по ндс и их нормативно – правовое регулирование
    1. Цели, задачи, информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС

Целью проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности расчета налога на добавленную стоимость, полноты и своевременности его перечисления в бюджет.

Источники информации:

- счета-фактуры, выставленные  покупателям за товар (работы, услуги);

- счета-фактуры, полученные  от поставщиков за товар (работы, услуги);

- первичные документы  по движению товарно-материальных  ценностей и другого имущества  и денежных средств;

- журнал учета выставленных  и полученных счетов-фактур;

- книга продаж;

- книга покупок;

- декларации по НДС.

В ходе аудиторской проверки аудиторы должны проверить:

- правильность исчисления  налогооблагаемой базы;

- правильность применения  налоговых ставок;

- правомерность применения  льгот при расчете и уплате  налогов;

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления  налоговых платежей;

- правильность ведения  аналитического и синтетического  учета по счетам № 19 и 68;

- правильность составления  налоговой декларации.

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

Проверка проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. До начала проверки целесообразно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС, с целью оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. После оценки уровня системы контроля определяется необходимый объем аудиторских процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. нормативно-правовое обеспечение аудита расчетов с бюджетом по НДС

. Нормативная база (с учетом изменений и дополнений):

- Налоговый кодекс РФ, часть вторая;

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

- Методические рекомендации  по применению главы 21 "Налог  на добавленную стоимость" Налогового  кодекса РФ, утв. Приказом МНС  России от 01.01.2006

- Постановление Правительства  РФ от 02.12.2000 N 914 "Правила ведения  журналов учета полученных и  выставленных счетов-фактур, книг  покупок и книг продаж при  расчетах по налогу на добавленную  стоимость";

- Правила (стандарты) аудиторской  деятельности и другие.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются предприятия, организации, имеющие статус юридического лица и индивидуальные предприниматели при наличии объектов налогообложения. Если их выручка от реализации товаров не превышает сумму 2 миллиона рублей выручки без учета НДС за три последовательных месяца, установленную НК РФ, то в соответствии со ст. 145 НК РФ они имеют право на освобождение от уплаты налога.

НДС взимается с выручки от реализации товаров, материальных ценностей, работ и услуг, в налогооблагаемую базу включаются также суммы авансов и предоплаты на поставку товаров, оказания услуг. Начисление налога производится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае передачи имущества безвозмездно уплата налога производится передающей стороной. Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.

В соответствии со ст.164 налоговыми ставками по НДС является 0%, 10%, 18%.

Не подлежит налогообложению предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) медицинских товаров  отечественного и зарубежного  производства по перечню, утверждаемому  Правительством Российской Федерации:

2) медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися  частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных  и санитарно-эпидемиологических  услуг. Ограничение, установленное  настоящим подпунктом, не распространяется  на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические  услуги, финансируемые из бюджета.

3) услуг по уходу за  больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными  и муниципальными учреждениями  социальной защиты лицам, необходимость  ухода за которыми подтверждена  соответствующими заключениями  органов здравоохранения и органов  социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию  детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними  детьми в кружках, секциях (включая  спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно  произведенных студенческими и  школьными столовыми, столовыми  других учебных заведений, столовыми  медицинских организаций, детских  дошкольных учреждений и реализуемых  ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно  произведенных организациями общественного  питания и реализуемых ими  указанным столовым или указанным  учреждениям.

6) услуг по сохранению, Оазисованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке  пассажиров.

Полный перечень операций приведен в ст.149 НК РФ. Налоговая база (ст.153) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Учет налога на добавленную стоимость, начисляемый от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитывается на счете 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по Кт 68 счета с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Дт 90,91- Кт 68.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражается по Дт счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», а затем после оприходования товарно-материальных ценностей списывается в уменьшение задолженности перед бюджетом Дт 68 - Кт 19.

Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). С 2012 г. вычетам подлежат суммы НДС, только предъявленные продавцом налогоплательщику, без условий оплаты упомянутого НДС. В случае использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету. Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж» утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Статьей 169 Налогового кодекса РФ определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги - на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету - на основе книги покупок.

Таким образом, необходимо проверить правильность отражения в учете сумм НДС, полученных (начисленных) с оборотов по реализации и других объектов налогообложения, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам ТМЦ.

 

 

    1. Основные этапы аудита расчетов по НДС
  1. Ознакомительный этап проверки

На данном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского  и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных  факторов, влияющих на налоговые  показатели;

- анализ организации документооборота  и изучение функций и полномочий  служб, ответственных за исчисление  и уплату налогов.

На данном этапе составляется план и программа аудиторской проверки.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Документы необходимые для проведения аудита:

а) при проверке полноты определения налоговой базы:

Перечень вопросов, подлежащих проверке

Источники информации

1

2

1.Момент определения налоговой  базы

Приказ об учетной политике

2. Проверка сопоставимости  данных бухгалтерского учета, налоговой отчетности и книги продаж

Налоговые декларации, Бухгалтерские регистры по счетам 68/ндс, 62/авансы полученные, 62/расчеты с покупателями и заказчиками, главная книга, книга продаж

3. Проверка ведения журнала  учета выставленных счетов-фактур  и книги продаж, своевременности  выставления и правильности оформления  счетов-фактур

Журнал учета выставленных счетов-фактур, счета-фактуры, книга продаж

4. Выделение операций, не  подлежащих налогообложению в  соответствии со ст.149 НК РФ  с целью подтверждения правомерности  невключения их в налогооблагаемую  базу.

Налоговая декларация Регистры аналитического учета по балансовым счетам: "90/1", "62/авансы полученные", "62/расчеты с покупателями и заказчиками" и пр.

5. Проверка порядка формирования  налоговой базы при реализации  товаров (работ, услуг)

5.1. Товарообменные (бартерные) операции 

5.2. Реализация на безвозмездной  основе 

5.3. Передача права собственности  на предметы залога 

5.4. Передача товаров при  оплате труда в натуральной  форме 

5.5. Реализация с учетом  субсидий и льгот, предоставляемых  в соответствии с федеральным  законодательством 

5.6. Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости  с учетом НДС 

5.7. Реализация с/х продукции  и продуктов ее переработки, закупленной  у физических лиц (не являющихся  налогоплательщиками)

5.8.Реализация в многооборотной  таре 

5.9. Реализация услуг на  основе договоров комиссии, поручения  и агентских договоров

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам: "90/1", "91/1", "62/расчеты с покупателями и заказчиками", "68/ндс", договоры с покупателями, отчеты посредников по совершенным сделкам, акты выполненных работ. Налоговая декларация (строки 1.1-1.9).

6. Проверка момента определения  налоговой базы (с учетом отдельных  особенностей)

6.1. При оплате путем  зачета взаимных требований 

6.2. При погашении задолженности  векселями 

6.3. По истечении срока  исковой давности 

6.4. При уступке права  требования

Регистры синтетического и аналитического учета по счету "62/расчеты с покупателями и заказчиками", акты взаимозачета, акты приема-передачи векселей, книга учета ценных бумаг, акты инвентаризации дебиторской задолженности, акты списания дебиторской задолженности

7. Проверка определения  налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате  товаров (работ, услуг)

7.1. Авансы и иные платежи, связанные с предстоящей поставкой  товаров (выполнением работ, оказанием  услуг)

7.2. Штрафы, пени, неустойки  за нарушение договорных обязательств 

7.3. За реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой  помощи 

7.4. Проценты (дисконты) по  векселям, облигациям, проценты по  товарному кредиту

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам: "62/расчеты по авансам полученным", "50", "51", "52", "91", "76", "60". Налоговая декларация (4.1-4.4)


 

 

б) при проверке правильности формирования налоговых вычетов

 

Перечень вопросов, подлежащих Проверке

Источники информации

1

2

1. Проверка сопоставимости  данных бухгалтерского и налогового  учета

Главная книга, налоговая декларация, книга покупок, журнал учета полученных счетов-фактур

2. Проверка правильности  и своевременности регистрации  счетов-фактур и заполнения налоговых  регистров

Журнал учета полученных счетов-фактур, книга покупок, счета-фактуры

3. Проверка правильности  учета и формирования сумм  НДС, заявленных к вычету:

Данные бухгалтерского учета, налоговая декларация, книга покупок, журнал учета полученных счетов-фактур, документы на оприходование материальных ценностей и их на оплату

- по приобретенным материалам, товарам

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10, 19, 41, 60, 68, 76,. Записи: ( Дебет 10,41 Кредит 60,76 и Дебет 68 Кредит 19)

- работам, услугам

( Дебет 20,26 Кредит 60,76 и Дебет 68 Кредит 19)

- по приобретенным нематериальным  активам

( Дебет 04 Кредит 08 и Дебет 68 Кредит 19)

- по приобретенным основным  средствам, из них: по приобретенным основным средствам, стоимость которых учитывается в затратах по капитальному строительству объектов

( Дебет 01 Кредит 08 и Дебет 68 Кредит 19) Налоговый регистр, в котором содержится информация о дате начисления амортизации

4. Проверка сумм налога, начисленных с авансов и предоплаты, засчитываемых в налоговом периоде  при реализации (при возврате  авансов)

Декларация. Книга продаж. Книга покупок. Регистры синтетического и аналитического учета по счетам 68, 62. Запись: Дебет 68 Кредит 62

5. Проверка учета сумм  налога, уплаченных налогоплательщиком  в бюджет при реализации в  случае возврата этих товаров (отказа от выполнения работ, услуг)

Декларация. Книга продаж. Данные бухгалтерского учета Запись: Дебет 68 Кредит 90/3 Документы, обосновывающие возврат (отказ)

6. Проверка учета сумм  налога, включенных ранее в налоговые  вычеты и подлежащих восстановлению

Декларация. Книга покупок. Данные бухгалтерского учета

7. Проверка учета сумм  налога, предъявленных налогоплательщику  при приобретении товаров (работ, услуг), при осуществлении им деятельности  облагаемой и не облагаемой  налогом

Данные бухгалтерского учета Журнал учета полученных счетов-фактур. Книга покупок Расчет бухгалтерии

Информация о работе Сущность аудита расчетов с бюджетом по НДС и их нормативно – правовое регулирование