Сущность аудита расчетов с бюджетом по НДС и их нормативно – правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Цели, задачи, информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Нормативно-правовое обеспечение аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Основные этапы аудита расчетов по НДС.

Вложенные файлы: 1 файл

8тема аудит.docx

— 73.25 Кб (Скачать файл)

По строке 020 в графе 4 показывается общая стоимость товаров, отгруженных ООО «Оазис» в декабре 2006 года, - 1780000 руб. В графе 6 той же строки отражается сумма НДС, исчисленная со стоимости товаров, - 356400 руб. (1980000 руб. х 18%).

По строке 180 приводится сумма значений строк 010-060 и 080-150. Поскольку в декларации была заполнена только строка 020, в строку 160 вносится также данная сумма.

По строке 210 выводится итог по первой части раздела 2.1. Для этого суммируются значения строк 160 и 170. Поскольку строка 170 в декларации за декабрь 2006 года не заполняется, в строку 180 вносятся данные строки 160, то есть 356400 руб.

Во второй части раздела 2.1 указываются налоговые вычеты, на сумму которых уменьшается НДС, подлежащий уплате в бюджет за декабрь 2006 года.

По строке 220 приводится сумма НДС, которая была предъявлена ООО «Оазис» при приобретении на территории РФ товаров, принятых на учет в декабре 2006 года. В данном случае эта величина равняется 346536 руб. (заполняется на основании бухгалтерской справки в приложении 7).

По строке 340 показывается общая сумма НДС, принимаемая к вычету – также 346536 руб.

По строкам 350 и 360 отражается сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по операциям, связанным с реализацией товаров на внутреннем рынке, за отчетный налоговый период. По строке 350 записывается сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по строке 360 отражается сумма налога к уменьшению. ООО «Оазис» заполняет строку 350, в которой указывается сумма налога в размере 9864 руб. (35640 руб. - 346546 руб.). Эта сумма переносится в раздел 1.1 декларации.

 

Рассмотрим порядок заполнения в декларации данных о НДС по ставке 0%. Заполнение этой части декларации начинается с раздела 5. Показатели раздела 5впоследствии переносятся в раздел 1. В разделе 5 виды реализации зашифрованы кодами, каждой операции присвоен свой код. Их расшифровка приведена в приложении 1 к порядку заполнения декларации. ООО «Оазис» указывает код 1010401 – Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (не указанных в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ). По строке 010 по данному коду операции ООО «Оазис» указывает:

- в графе 2 - налоговые  базы за истекший налоговый  период по операциям реализации  товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ), по которым  обоснованность применения нулевой  налоговой ставки подтверждена. ООО «Оазис» в данной графе по коду 1010101 отражает реализацию товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта на Украину и в Германию в сумме 2180000 руб. (заполняется на основании бухгалтерской справки в приложении 7).

- в графе 5 - сумма налога, уплаченная при приобретении  товаров (работ, услуг), использованных  при реализации товаров, обоснованность  применения налоговой ставки 0% по  которым подтверждена – 318978 руб. (заполняется на основании бухгалтерской  справки в приложении 7).

- в графе 9 - общая сумма  налога, принимаемая к вычету  по операциям реализации товаров, применение налоговой ставки 0% по  которым подтверждено. Для исчисления  данной суммы необходимо по  каждому коду операции из суммы  значений показателей граф 5, 6 и 7 строки 010 вычесть сумму, указанную  в графе 8 строки 010. По данной строке  ООО «Оазис» указывает сумму 318978 руб.

Раздел 01 заполняется на основании данных раздела 5. В строке 010 ООО «Оазис» приводит сумму налога, исчисленную к возмещению из бюджета. В эту строку переносится значение из графы 9 строки 020 раздела 2. ООО «Оазис» в строке 010 раздела 1 записывает сумму 318978 руб.

К декларации по НДС по ставке 0 % для возмещения налога из бюджета ООО «Оазис» прилагает копии следующих документов:

1. Внешнеэкономические контракты  с иностранным партнером на  поставку товаров за пределы  России.

2. Банковские выписки, подтверждающие  поступление в Россию экспортной  валютной выручки.

3. Таможенные декларации.

4. Транспортные и товаросопроводительные  документы.

Кроме того, ООО «Оазис» должно гарантировать, что его поставщики заплатили НДС в бюджет (в соответствии с требованиями постановления Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2005 г. № 10053/05).

2.2. Оценка систем внутреннего  контроля и бухгалтерского учета

Предварительная оценка внутреннего контроля начинается с общего анализа элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели. На данном этапе аудитор руководствуется Правилом (стандартом) № 8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 с изменениями от 7 октября 2004 г.)

По результатам тестирования аудитор намечает для себя объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур, последовательность этапов проведения проверки, конкретные источники получения данных. Если надежность системы внутреннего контроля оценена как низкая, аудитор не может полагаться на эту систему. С целью упорядочения действий аудитором была разработана специальная программа проверки состояния внутреннего контроля в виде таблицы (таблица 2.4).

ООО «Оазис» имеет достаточно устойчивое финансовое положение, о чем свидетельствует удовлетворительная структура баланса, отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженностей и убытков, по итогам работы за 2006 г. предприятие имело балансовую прибыль. Главный бухгалтер предприятия имеет высшее экономическое образование, работает на данном предприятии в данной должности с момента его образования.

    1. Составление общего плана и программы аудита

После завершения анализа рисков аудитор приступил к разработке общего плана аудита расчетов ООО «Оазис» с бюджетом по Налогу на добавленную стоимость, который определяет последовательность действий аудитора (т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.

3.1 сбор аудиторских доказательств  и документооборот

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки и позволяющая ему сделать выводы, выразить своё мнение о достоверности финансовой отчётности. При сборе доказательств аудитор ориентируется на необходимость их достоверности и достаточности. В ходе проверки он должен изучить такой объём информации, который позволил бы ему сделать обоснованные выводы. Достаточность аудиторских доказательств в каждом конкретном случае определяется на основе оценки системы внутреннего контроля и уровня аудиторского риска у данного экономического субъекта. Чем надёжнее система внутреннего контроля или больше запас аудиторского риска по отношению к допустимому его уровню, тем меньше доказательств может позволить себе собрать аудитор.

Качество аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также их характера (визуального, документального или устного). По степени надёжности и достоверности наиболее ценны доказательства, полученные самим аудитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах.

Собирая доказательства для установления достоверности отчётных данных о финансовых результатах, аудитор выполняет ряд процедур. Одной из них является аналитическое исследование – анализ значимых показателей и тенденций, включая вытекающее отсюда исследование колебаний и взаимосвязей, которые не согласуются с другой информацией или отклоняются от прогнозных значений.

Следует отметить, что резкое ухудшение результатов деятельности так же подозрительно, как и их резкое улучшение. Факт появления убытка на фоне ранее стабильно получаемой прибыли необходимо анализировать так же тщательно, как и факт получения прибыли, многократно превышающей прибыль за другие периоды. Аналитические процедуры включают сравнение данных о прибылях и убытках с аналогичной информацией за предшествующие периоды, с ожидаемыми результатами; сопоставление со среднеотраслевыми показателями; рассмотрение динамики показателей рентабельности (в частности рентабельности продаж, рентабельности активов и капитала), фондоотдачи, коэффициентов обеспеченности по кредитам.

Также необходимо проанализировать показатели, между которыми существует достаточно тесная связь: дебиторы – доходы; запасы – поставщики; поставщик – должник; финансовые вложения – доходы от них. В ходе такого анализа могут быть установлены неожиданные отклонения.

Аудиторские доказательства могут быть получены путём запроса и подтверждения. Запрос представляет собой поиск информации у осведомлённых лиц за пределами субъекта (элемент внешних доказательств). Подтверждение – это ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

Также аудитор должен осуществить контроль операций. Необходимо проверить законность операции: не противоречит ли она действующему законодательству, есть ли лицензия или патент, позволяющие её совершить (например, лицензия на изготовление и реализацию медикаментов и химических веществ). Затем осуществляется проверка документального оформления (наличие договора, сопроводительных документов; правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц). После этого операции проверяются на мнимый характер; оценивается внутренний контроль операций и документооборот.

Аудитор осуществляет контроль счетов, при котором, в первую очередь выполняется аналитического плана процедура – сопоставление и анализ оборотов по счетам доходов и расходов. Затем проводится обязательная проверка книг и журналов: счета доходов и расходов являются закрытыми, вследствие чего собранные в течение месяца суммы подлежат полному списанию с дебета и кредита счетов соответственно на финансовый результат; проверяется логика корреспонденции бухгалтерских счетов; выборочными проверками необходимо проверить обороты. Можно также применить метод направленного тестирования: если аудитор тестирует дебет одного счёта на предмет завышения, то одновременно тестируется кредит корреспондирующего счёта на предмет завышения. То есть, целенаправленно проверив дебетовые записи одного счёта, аудитор может сделать вывод о подтверждении (неподтверждении) кредитовых записей по корреспондирующим счетам.

Аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, заносятся в рабочие документы. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объёме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить своё суждение и прийти к определённому выводу.

Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся юридической и организационной структуры объекта; копии важных юридических документов, протоколов; документы, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудиторской проверки; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Также в состав рабочих документов входят таблицы, графики, сделанные на основе анализа существенных коэффициентов и тенденций; таблицы с данными о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей отчётности и учётных регистров; ведомость проверки правильности определения сумм прибылей и убытков; ведомость проверки правильности отражения доходов и расходов от операционной, финансовой, инвестиционной деятельности. В рабочие документы аудитор включает и записи о характере, сроках и объёме выполненных процедур и результатах таких процедур; указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита; копии отчётности и аудиторского заключения.

3.2. Обобщение результатов  проверки и составление аудиторского заключения

Подготовка аудиторского заключения осуществляется в соответствии с требованиями Правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 с изменениями от 7 октября 2004 г.)

Аудит расчетов ООО «Оазис» с бюджетом по Налогу на добавленную стоимость проводился со 2 по 6 декабря 2007 года аудитором Ивановым И.И., имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности № 25, выданную Центральной аттестационно–лицензионной комиссией 17 мая 2005 г.

Аудит проводился соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и действующим законодательством Российской Федерации.

Проверка расчетов ООО «Оазис» с бюджетом по Налогу на добавленную стоимость проводилась выборочным методом. Аудиту были подвергнуты регистры налогового, синтетического и аналитического учета НДС, бухгалтерская отчетность ООО «Оазис» за январь- декабрь 2007 года.

При планировании и проведении аудита расчетов ООО «Оазис» с бюджетом по Налогу на добавленную стоимость для определения объема работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности учета и отчетности, было рассмотрено состояние внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на данном предприятии. В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета в ООО «Оазис» масштабам и характеру его деятельности.

Информация о работе Сущность аудита расчетов с бюджетом по НДС и их нормативно – правовое регулирование