Сущность кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Кредит происходит от латинского "kreditum" (ссуда, долг). В то же время "kreditum" переводится как "верую", "доверяю". В широком смысле слова — и с юридической, и с экономической точек зрения — кредит — это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе, или ссуде. Кредит - это движение капитала на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Кредит появился вслед за деньгами и выражал функции денег как средство платежа, но с отсрочкой платежа. Порядок и условия кредитования в Российской Федерации регулируются главой 42 <Заем и кредит> Гражданского кодекса РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность кредита.docx

— 204.73 Кб (Скачать файл)
t:14pt">Главный отличительный при знак потребительского кредита -- целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной -- в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа. Максимальный срок потребительского кредита три года. В Рос сии только получает распространение, ограниченно используется при кредитовании под залог недвижимости (чаще всего -- жилья). В зарубежной же практике потребительский кредит охватывает все слои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитных карточек.

«В условиях современного рынка России сложилась непростая  ситуация с потребительскими кредитами, связанная в основном с недобросовестностью  банков, предоставляющих подобный вид  кредитования. Сколько же переплачивает  потребитель по подобным кредитам? В таблице1 предоставлены некоторые данные по наиболее известным российским банкам.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Таблица 1

 

Сколько мы переплачиваем?

 

Банк

Заявленный %

Дополнительные %

Итог %

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ

       

Русский стандарт

23

59,5

82,5

 

Хоум Кредит энд Финанс

28

45,2

73,2

 

Росбанк

22

12,4

34,4

 

АВТОКРЕДИТ

       

Международный Московский

9-11,5

18,5-21

30

 

МДМ-Банк

9-11

20,4-22,4

31,4

 

Росбанк

9,9

27,7

37,6

 

ИППОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ

       

ВТБ-24

9,8-12

11,1-13,3

23,1

 

Дельтакредит

9,5-11,5

11,1-13,1

22,6

 

Уралсиб

10-11,5

12,6-11,1

22,6

 

% ставки рассчитаны в  долларах США.

Доп. % включает в себя: оплату за ведение ссудного счета, % за снятие наличных,

ОСАГО + КАСКО (для автокредитов) и др. компенсации.

Информация предоставлена  кредитным брокером «Кредитконсалтинг»

       
         

С 1 июля 2007 г. менеджеры всех коммерческих финансовых структур по настоянию Центробанка будут  обязаны назвать нам конечную сумму за купленный в кредит товар, которую надо будет внести в кассу.

В ЦБ подсчитали, что при заявленных 29% по потребительским кредитам людям реально приходится выплачивать от 90 до 124% годовых. При автокредитовании порядка 25%, при заявленных 13%. «Поступало множество жалоб от людей с тем, что настоящую стоимость кредита прятали в деталях, - рассказывает начальник управления по контролю и надзору на рынках финансовых услуг ФАС Ю. Бондарева. - Теперь люди будут переориентироваться на более добросовестные банки. На, увы, всегда находится тот, кто законным (или незаконным) путем пытается обойти невыгодное для него обязательство». «Требование ЦБ РФ не позволит банкам вводить своих клиентов в заблуждение, и люди смогут более взвешенно подходить к оценкам своих возможностей по возврату выданного кредита», - считает аналитик АКБ «Промсвязьбанк» О. Максимович. Аналитики не исключают, что первое время люди будут в шоке от того, что они планировали купить шкаф в кредит за 9%, а теперь им предлагают 20%. И вряд ли обычный покупатель поверит, что настоящая цена не изменится. «Но потом люди увидят, что у всех банков проценты по кредитам практически идентичны. А если какие-то банки и завышали, то теперь им, скорее всего, придется их снизить, иначе они станут неконкурентоспособными», прогнозирует главный юрисконсульт Delta Credit С. Аюшева. Эксперты считают, что нововведение уменьшит количество случаев не возврата кредитов».

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная форма кредитных  отношений, когда государство выступает  в качестве заемщика средств. Если государство  выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к  их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в  государственных гарантиях. Они  в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков  и соответственно влекут за собой  рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита. В качестве звена финансовой он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита  государственный кредит имеет ряд  особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов:

1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов.

2) если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

 

 

 

Особенности государственного кредита

1) Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незаверщенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 - 1 от 13 ноября 1992г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцать лет.

Функции государственного кредита

Государственный кредит как  финансовая категория выполняет  три функции:

1.Распределительную

2. Регулирующую

3. Контрольную.

1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности  не одного поколения, поскольку служат тридцать - пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет  за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет восполь их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования  средств. В случае производительного  вложения мобилизованных капиталов  построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени  в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые  займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями  государства, зависит от их срока  и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую  часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем  больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2) Регулирующая  функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Информация о работе Сущность кредита