Теоретические и организационно-методические основы бухгалтерского учета кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Нормативно-правовое регулирование и организация кассовых операций
1.2 Особенности учета кассовых операций при работе с контрольно-кассовой техникой
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств
2.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций, отражение на счетах бухгалтерского учета
2.3Обеспечение контроля за сохранностью денежных средств в кассе
2.4 Особенности налогового учета кассовых операций
3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Цель, задачи и планирование аудита кассовых операций
3.2 Источники информации для проведения аудита кассы
3.3 Нормативно-методическая и законодательная база аудита кассовых операций
3.4 Методика аудита кассовых операций
3.5 Результаты аудиторской проверки учета денежных средств в кассе фирмы ООО «Ремстройтек» за 2 квартал 2008 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ремстрой.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при проведении инвентаризации наличных денежных средств  проводится сплошная проверка состояния  расчетов с материально ответственными лицами по выданным подотчетным суммам. Проверяется правомерность выдачи подотчетных сумм (лицам, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, а также лицам, направляемым в служебные или производственные командировки), правильность определения сумм, выдаваемых под отчет (на хозяйственные нужды - в соответствии с нормами, установленными отдельным распорядительным документом руководителя организации, на приобретение имущества - в пределах действительной потребности, при служебных командировках - в соответствии с проведенным расчетом), своевременность погашения подотчетных сумм (представления авансового отчета и сдачи неиспользованного остатка).

Также целесообразно  проверить соблюдение требований Правил ведения кассовых операций в части  обеспечения сохранности денежных средств при их транспортировке  и хранении.

Для оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации, к ним относятся:

ИНВ – 15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» (приложение 15);

ИНВ – 16 «Инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков  до- кументов строгой отчетности» (приложение 16);

КМ – 9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Результаты инвентаризации в ООО «РЕМСТРОЙТЕК» оформляются  Актом инвентаризации наличных денежных средств. Эта же форма акта применяется  для отражения результатов инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах  и подписываются всеми членами  комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

В организации могут  также проводиться внезапные  ревизии кассы. Такая ревизия  возможна:

- по инициативе руководителя  организации;

- по требованию налоговой  инспекции.

Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).

Ревизия проводятся в  сроки, установленные руководителем  предприятия, а также при смене  кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей  в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

Результаты ревизии  отражаются в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма №  КМ – 9).

Разновидностью инвентаризации кассы можно назвать ежедневную сверку данных фактического наличия  денежных средств и данных учета, проводимую самим бухгалтером – кассиром. Сверку целесообразно осуществлять до выведения итогов по кассовой книге.

Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

1. Обнаружены излишки  денежных средств:

Дебет 50 « Касса »

Кредит 91« Прочие доходы и расходы » - субсчет 1 «Прочие  доходы»;

2. Обнаруженные в результате  инвентаризации недостачи взыскиваются  с кассиров:

Списание недостающих  денег в кассе:

Дебет 94 « Недостачи  и потери от порчи ценностей »

Кредит 50 «Касса»;

Предъявление иска кассиру:

Дебет счета 73 «Расчетов  с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 « Недостач и  потерь от порчи ценностей »;

3. По мере взноса  кассира в возмещении недостач делаются записи:

Дебет 50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

70 «Расчеты с персоналом  по оплате труда»

Кредит счета 73 «Расчетов  с персоналом по прочим операциям» - субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба».

Последний раз инвентаризация кассы в ООО «РЕМСТРОЙТЕК» проводилась перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2008 года по инициативе руководителя. Инвентаризацию проводила комиссия, назначенная приказом руководителя № 22 от 18 декабря 2007 года.

В состав комиссии были включены представители администрации предприятия, работники бухгалтерии.

Перед началом инвентаризации кассир дал расписку в том, что  все поступившие деньги и ценности оприходованы, выбывшие – списаны  в расход. Расходные и приходные  документы на денежные средства сданы в бухгалтерию.

 Во время ревизии никакие операции, связанные с приемом или выдачей ценностей из кассы, не проводились.

При проведении инвентаризации комиссия проверила достоверность  бухгалтерского учета и фактическое  наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимались  к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производилась по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Остаток денежной наличности в кассе сверялся с данными учета по кассовой книге.

Результат инвентаризации был оформлен актом. Недостачи или  излишка ценностей в кассе  комиссией не обнаружено, что и  отражено в акте.

Акт инвентаризации был  составлен в 2-х экземплярах: один остался в делах бухгалтерии, другой – у кассира.

В акте комиссия указала, сколько наличных денег находилось в кассе в момент проверки. Акт  подписали все члены комиссии и кассир.

Акт должен хранится в  архиве организации 5 лет.

 

2.4 Особенности  налогового учета кассовых операций

 

Общие требования по организации  налогового учета установлены статьей 313 главы 25 части второй НК РФ. Этой статьей, в частности, установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Первичные учетные документы  и аналитические регистры налогового учета ведутся по формам, разработанным  в организации и закрепленным в учетной политике организации  для целей налогообложения. При этом предполагается, что исходная информация, необходимая для оформления аналитических регистров и осуществления расчетов налоговой базы формируется на конкретных рабочих местах.

Организация должна самостоятельно разработать формы первичных учетных документов — в том случае, если унифицированные формы или формы, разработанные организацией для целей бухгалтерского учета, не обеспечивают группировку данных, необходимых для определения налоговой базы, а также формы аналитических регистров бухгалтерского учета.

Одновременное использование  первичных документов для целей  бухгалтерского учета и для целей  налогообложения, в принципе, возможно, но на практике вряд ли может быть реализовано. Это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жестко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и действующим законодательством (Законом о бухгалтерском учете). В отношении же первичных документов налогового учета НК РФ ограничивается, чаще всего только общими рекомендациями.

Таким образом, в качестве первичных учетных документов в  налоговом учете могут выступать  копии соответствующих первичных (так называемых «оправдательных») документов, используемых в бухгалтерском  учете. Однако, по нашему мнению, более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок. Это позволит минимизировать затраты по составлению аналитических регистров и расчету налоговой базы.

При разработке аналитических  регистров налогового учета следует  основываться на общих требованиях, которые установлены статьями 313 и 314 НК РФ.

Формы аналитических  регистров налогового учета для  определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность  отражения в хронологическом  порядке объектов учета для целей  налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета  для отражения в расчете налоговой  базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При разработке форм первичного налогового учета (бухгалтерских справок), следует исходить из того, что в  них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и  к налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Хотя НК РФ и предложено дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами — в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, на практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы — вне зависимости от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере.

Таким образом, при организации  налогового учета на том рабочем  месте, где учитываются кассовые операции (это может быть как сам кассир, так и другой работник), целесообразно составление бухгалтерских справок по следующим объектам бухгалтерского наблюдения:

Доходы, принимаемые для  целей налогообложения:

В соответствии с НК РФ все доходы, учитываемые для целей  налогообложения, подразделяются на две группы — доходы от реализации и внереализационные доходы.

При отражении кассовых операций в качестве доходов от реализации могут иметь место поступления  наличными деньгами за отгруженную  продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Причем, для целей налогообложения учет таких операций имеет значение только тогда, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации и формирования финансового результата. В общем случае все доходы, связанные с реализацией продукции, работ или услуг принимаются к налоговому учету в полном размере, или, другими словами, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете.

Таким образом, бухгалтерская  справка по таким поступлениям может  иметь вид:

 

Бухгалтерская справка  № 1/1/5*

за май месяц 2008 года

о сумме поступивших  наличных денежных средств

в оплату продукции (работ, услуг) по основной деятельности организации

п/п

Плательщик

Номер и дата договора

Сумма

Номер и дата приходного кассового ордера

1

Организация № 1

122/1 от 20.12.07

5 500

234 от 07.05.08

2.

Организация № 1

122/1 от 20.12.07

7 200

248 от 11.05.08

3.

Организация № 1

125/1 от 25.12.07

2 000

277 от 27.05.08

 

 

…**

 

 

 

 

 

 

4.

Организация № 2

12/3 от 11.03.08

22 378

251 от 11.05.08

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого за месяц

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Теоретические и организационно-методические основы бухгалтерского учета кассовых операций