Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Вложенные файлы: 1 файл

teoria.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

     - из ожидаемого срока использования  этого объекта в соответствии  с ожидаемой производительностью  или мощностью применения;

     - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово предупредительных видов ремонта;

     - нормативно-правовых и других  ограничений использования объекта  (например, срок аренды).[12, с 156]

     В течение срока полезного использования  объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.

     По  жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и др.), продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, амортизация не начисляется.

     По  указанным объектам основных средств  и объектам основных средств некоммерческих организаций износ начисляется  в конце отчетного года по установленным  нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным  объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

     По  объектам жилищного фонда, которые  используются организацией для извлечения дохода и учитываются на счете  учета доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется  в общеустановленном порядке.

     Не  подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

     Годовая сумма начисления амортизационных  отчислений определяется:

     - при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

     - при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

     - при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

     - при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

     В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

     В сезонных производствах годовая  сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

     Амортизационные отчисления по объекту основных средств  начинаются с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

     Если  по объектам недвижимости полностью  закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и объекты начали фактически эксплуатироваться, то по ним разрешается начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию (т.е. до принятия объекта к учету). После принятия объекта к бухгалтерскому учету уточняется ранее начисленная сумма амортизации. Допускается также принимать указанные объекты недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

     В отечественной практике до утверждения  Положения по учету основных средств применялся в основном линейный способ начисления амортизации. По некоторым объектам (автотранспорту) применялся также и способ списания стоимости основных средств пропорционально объему продукции (работ).

     Налогоплательщик начисляет амортизацию одним из следующих методов:

     - линейный;

     - нелинейный.

     При линейном методе сумма амортизации  за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном - умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта.

     Линейный  метод начисления амортизации применяют  по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам. К остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации. 

     1.5.Синтетический учет наличия и движения основных средств 

     Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

     - 01«Основные средства» (активный);

     - 02«Амортизация основных средств» (пассивный);

     - 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

     Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

     Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

     - Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»)

     - Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

     - Дебет счета 01 «Основные средства»

     - Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

     Основные  средства, приобретенные за плату  у других организаций и лиц, а  также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные  средства» и кредиту счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы».

     Безвозмездно  принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам  составляются следующие бухгалтерские записи:

     - Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на первоначальную, Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» - стоимость

     - Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.) ежемесячно, Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - на сумму амортизации

     - Дебет счета 98«Доходы будущих периодов» ежемесячно, Кредит счета 91 « Прочие доходы и расходы» - на сумму амортизации

     При выбытии основных средств накопленная  амортизация по объекту списывается  в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

     При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

     Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

     Бухгалтерские записи по списанию основных средств:

     - Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» на сумму, Кредит счета 01 «основные средства» амортизации объекта

     - Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» на остаточную, Кредит  счета 01 «Основные средства» стоимость  объекта

     - Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» на расходы, Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труде по демонтажу

     - Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» объекта, Кредит других счетов на стоимость

     - Дебет счета 10 «Материалы». Кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы» списания объекта материалов

     - Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» на сумму, Кредит  счета 99 «Прибыли и убытки»  прибыли от списания объекта

     - Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»  на сумму, Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» убытка от списания объекта

     При продаже основных средств их продажную  стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства» и др.

     При безвозмездной передаче основных средств  их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

     Основные  средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций  и в счет вклада в общее имущество  по договору простого товарищества, списывают  по остаточной стоимости в дебет  счета 58 «Финансовые вложения» с  кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

     Разница между согласованной оценкой  вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

     Вместо  двух записей по списанию остаточной стоимости основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал  других организаций, можно составить  одну запись:

     - Д-т счета 58 - на согласованную стоимость, К-т счета 01 - на остаточную стоимость;

     - К-т счета 91 - на превышение согласованной стоимости над остаточной, Д-т счета 91 - на превышение остаточной стоимости над согласованной.

     Основные  средства, внесенные по договору простого товарищества, оценивают по балансовой стоимости на дату вступления договора в силу.

     По  окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 91 и кредиту счета 99.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях