Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
Практика аудита различает этапы:
1. Общее
изучение. Работа аудитора с клиентами
начинается задолго до выполнения собственно
аудита. Так, если договор на аудиторское
обслуживание заключается в начале отчетного
периода (года), то этап аудита приходится
на его окончание и начало следующего
года.
2. Предварительное ознакомление. Оно
предполагает посещение фирмы до начала
работы с ее документацией. Аудитор знакомится
с ходом производства, персоналом, местами
хранения товарно-материальных запасов,
оборудования и обеспечением их охраны,
общей структурой организации (дочерних
предприятий, участков, цехов, отделов),
с состоянием производственной дисциплины.
На этой фазе аудита кроме визуального
наблюдения аудитор использует различные
средства опроса (анкеты, интервью и т.п.).
3. Планирование
аудита. Любая эффективная работа требует
предварительного составления четкого
плана и программы. Планирование аудитором
своей работы по проверке осуществляется
таким образом, чтобы она была эффективна,
качественна и выполнена к намеченному
сроку.
4. Системное изучение. Оно позволяет
определить потоки и объемы информации,
пункт наибольшей загруженности сбором
и обработкой информации и на этой основе
сделать вывод: кому предоставлено право
принятия решения и ответственность за
реализацию этих решений по интересующим
аудитора аспектам деятельности предприятия,
то есть кто является центром ответственности.
Такими центрами в зависимости от существа
рассматриваемого аудитором вопросов
могут быть руководитель предприятия,
его заместители, главный бухгалтер, начальники
отделов и т.п.
5. Выполнение аудита. Этот этап и есть выполнение аудиторских процедур. По каждой теме необходимо составить программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
6. Составление отчета о результатах аудита. Аудитор (аудиторская организация) по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором. Выполнение аудитором (аудиторской организацией) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения.
Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, сроку проведения и объему аудита. Оно необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения. Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых конкретным аудитором.
Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документально оформить программу аудиторской проверки, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, требующихся для того, чтобы выполнить полный план. Она представляет собою серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных в аудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы.
Специфика предприятия, объем и сложность работы по проверке его деятельности каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителем бригады составляется программа аудиторской проверки.
Программа
аудиторской проверки может быть скорректирована
с учетом уровня организации и эффективности
внутреннего контроля.
1.8.1.Аудит
оценки основных средств
Стандартом бухгалтерского учета «Учет основных средств» кроме первоначальной стоимости предусмотрены следующие виды стоимости:
- балансовая стоимость - это разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.
- стоимость реализации - это стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами.
- ликвидационная стоимость - предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы, за вычетом ожидаемых затрат по выбытию. Определяется в момент ввода основных средств в эксплуатацию.
- текущая стоимость - это стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату. Достигается путем переоценки (дооценки, уценки) объектов основных средств. При этом сумма дооценки в пределах коэффициента инфляции не является налогооблагаемым доходом субъекта, а уценка может производится в пределах сумм предыдущей дооценки этого конкретного вида основных средств. [33, с 146]
Превышение этих пределов может быть отражено следующим образом: при дооценке - увеличивает налогооблагаемый доход, при уценке - за счет нераспределенного дохода, одновременно восстанавливается налог на добавленную стоимость, принятый к зачету по данному конкретному виду основных средств.
Хозяйствующий
субъект вправе в современных
условиях самостоятельно принимать решение
о проведении переоценки основных средств.
В процессе бухгалтерского учета основных
средств возникает амортизируемая стоимость
(в стандарте бухгалтерского учета «Учет
основных средств» ее нет), которая рассчитывается
как разница между первоначальной и ликвидационной
стоимостью основных средств. Эта стоимость
информирует собственника о том, какую
сумму он может вернуть через амортизацию
в течение полезного срока службы, так
как амортизация по существу - это возврат
чистых доходов субъекта, использованных
когда-то на приобретение (строительство)
объектов основных средств.
Ликвидационная
стоимость в результате ликвидации
основных средств сверяется с
фактической суммой доходов от ликвидации
и дает информацию о том, на сколько правильно
была рассчитана эта стоимость в момент
ввода в эксплуатацию и каковы чистые
убытки субъекта от этой операции.
Следовательно, все виды стоимости должны
быть определены объективно и достоверно.
1.8.2.
Аудит движения основных средств
Для проверки операции по приобретению основных средств аудитору необходимо изучить оборотные ведомости по счетам подраздела 12 «Основные средства», где наглядно отражаются операции по приобретению и выбытию объектов основных средств. На некоторых предприятиях могут вести только инвентарные карточки. Обязательным условием при организации аналитического учета основных средств (в ведомости или карточках) является полнота характеристики объектов: наименование, инвентарный номер, местонахождение (адрес), дата приобретения, описание технического состояния, первоначальная стоимость, сумма накопленной амортизации, норма амортизационных отчислений и ежегодная сумма амортизации, дата и причины консервации, перевода объектов в запас и другие изменения в процессе эксплуатации. При небольшом объеме этих операций целесообразно провести сплошную проверку документов и сопоставлять их данные с бухгалтерскими записями.
В ходе аудиторской проверки аудитор обращает внимание на следующие моменты:
-
правильность отнесения
-
определение принадлежности
-
устанавливает, действительно
-
закреплены ли объекты
-
когда проведена последняя
-
правильность оприходования
Обращает особое внимание на формирование первоначальной стоимости основных средств, которая складывается из стоимости и расходов на приобретение, а также расходов, связанных с приведением данного объекта в рабочее состояние и другие специфические расходы (налоги и сборы, процент за кредит и др.). При оприходовании основных средств, бывших в употреблении, необходимо довести их стоимость до первоначальной. В бухгалтерском учете в этом случае записи должны производиться по дебету счетов подраздела 12 «Основные средства» и кредиту счета 71 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость приобретения; по дебету счетов подраздела 12 «Основные средства» и кредиту счетов подраздела 13 «Износ основных средств» - на сумму накопленной амортизации у продавца на момент передачи основных средств (отражается в акте приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1).
Отсутствие второй записи в учете искажает статью бухгалтерского баланса «Основные средства», чем вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности. Анализируя данную статью, они могут заключить, что на предприятии имеются основные средства только новые, так как коэффициент износа будет низким. Кроме того, срок службы, нормы амортизации и ликвидационная стоимость таких объектов должны определяться с учетом фактического их износа;
-
не завышена ли первоначальная
(оценочная) стоимость
-
проверяется состояние учета
арендованных основных средств
(договор на аренду, расчет арендной платы,
порядок и соблюдение сроков расчета).
Особо аудитором проверяются:
- причины ликвидации основных средств (полный износ, стихийное бедствие, аварийные ситуации и др.), которые должны быть подтверждены документально (справки и заключения уполномоченных органов);
-
полноту оприходования
-
способы утилизации и
-
бухгалтерские записи на
- отражение в налоговом учете процесса ликвидации, расчет стоимостного баланса группы основных средств и признание доходов по этой операции;
-
перерасчет налогов (на имущество, транспортные
средства, землю) с учетом даты выбытия
основных средств.
1.8.3.
Аудит износа основных средств
В
бухгалтерском учете
При этом должны быть учтены их особенности (активная или пассивная часть основных средств).
Равномерное списание стоимости (прямолинейный метод) предполагает списание амортизируемой стоимости равными долями ежемесячно в течение полезного срока службы.
Производственный
метод предполагает списание амортизируемой
стоимости основных средств пропорционально
объему выполненных работ.
Методы ускоренного списания:
- кумулятивный метод (метод суммы чисел лет) предполагает списание амортизируемой стоимости в значительно большей сумме в начале срока полезной службы, чем в последующие годы. Он также основан на суждении, что новое оборудование более производительнее и требует меньших затрат на техническое обслуживание, ремонт, чем старое;
- регрессивный метод предполагает списание первоначальной стоимости основных средств по норме амортизации от балансовой стоимости;
Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях