Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Вложенные файлы: 1 файл

teoria.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

     Выявленные  по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций излишки относят на увеличение финансирования или фондов).

     Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». 

     1.6. Задачи и источники аудита основных средств 

     Для осуществления своей деятельности хозяйствующие субъекты должны создавать  материально-техническую базу. Основу материально-технической базы составляют основные средства. Согласно стандарту бухгалтерского учета «Учет основных средств» к основным средствам относят материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального, так и в непроизводственной сфере. В частности - это земля, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, прочие виды основных средств в соответствии с их классификацией, незавершенное строительство. Отличительными особенностями основных средств являются:

     - их многократное участие в хозяйственной деятельности

     - сохранение натурально-вещественной формы; 
 - перенесение своей стоимости частями, постепенно на готовую продукцию (работы, услуги) в течение срока службы.

     Последнее происходит путем начисления амортизации основных средств, за исключением таких видов, как земля, незавершенное строительство, объекты находящиеся в резерве, запасе, на консервации. Также не начисляют амортизацию по библиотечному фонду, продуктивному скоту, буйволам, оленям и волам.

     Амортизация - это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы. Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств. [34, с 289]

     В целях налогообложения основными средствами признаются материальные активы сроком службы более одного года, которые подлежат амортизации. По ней основные средства классифицируются в разрезе 9 групп, с нормами амортизации от 7 до 20 процентов от остаточной стоимости основных средств.

     Цель аудита основных средств - проверка правильности состава, полноты и реальности учета движения основных средств и достоверности начисленной амортизации.

     Задачами аудита основных средств являются:

       - ознакомление с учетной политикой субъекта и выписка из нее следующих моментов: как оцениваются основные средства; кто и как устанавливает срок службы и ликвидационную стоимость объектов основных средств; за кем закрепляется материальная ответственность и какова периодичность составления отчета и проведения инвентаризации; каковы методы амортизации по конкретным группам основных средств; 
 - по балансу устанавливаются правильность и тождественность остатков основных средств на начало и конец года, сверяются с данными аналитического учета, Главной книги и соответствующих регистров; 
 - проверяется своевременность и полнота записи в инвентарных карточках, отражение достоверной характеристики основных средств в них (первоначальная стоимость, накопленная и ежемесячная амортизация, срок службы, ликвидационная стоимость). Также, отмечаются ли ремонт, простои в работе основных средств, перевод в запас, на консервацию и т.п.; 
 -  обследуются бланки первичных документов, все ли реквизиты предусмотрены для всестороннего описания движения основных средств; 
 - оценивается целесообразность использования методов амортизации в отношении конкретных объектов основных средств (к примеру, методы ускоренного списания могут быть использованы в отношении активной части основных средств);

      - просматривается ведомость (расчет) начисления амортизации и выборочно пересчитывается амортизация по дорогостоящим объектам основных средств;

       - проверяется правильность исчисления налогов (на имущество, транспортные средства, землю) и их уплаты в бюджет. 
Последовательность аудита основных средств включает следующие процедуры аудита:

       - знакомство с инвентаризационными описями и результатами инвентаризации за предшествующий период, определяется необходимость установления фактического наличия по местам нахождения объектов и намечают инвентаризацию;

       - обследование за прошедший период документов на приобретение и выбытие основных средств.

     Особое  внимание следует обратить на:

     - достоверность первоначальной стоимости, так как не включенные в эту стоимость расходы по приобретению могли быть отнесены на текущие затраты субъекта, как следствие, на вычеты, что приводит не только к искажению статьи баланса, но и сокрытию налогооблагаемого дохода субъекта;

      - обоснование для ликвидации и списания с баланса объектов основных средств;

       - правильность расчетов амортизации основных средств в целях налогообложения, стоимостного баланса группы с учетом расходов на ремонт, переоценку стоимости и т.д.

      

     Информационная база аудита основных средств включает:

     - акт приемки-передачи (перемещения основных средств (форма № ОС-1);

     - акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-2);

     - акт на списание основных средств (форма № ОС-3); акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4);

     - акт технического осмотра зданий и сооружений; инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6);

     - опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10);

     - карточку учета движения основных средств (форма № ОС-12);

     - карточку учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств (форма № ОС-12а);

     - инвентарный список основных средств (форма № ОС-13);

     - журнал-ордер № 12 (при ручном ведении учета) или машинограммы (при компьютеризации).  

     1.7. Порядок проведение и выведение результатов инвентаризации основных средств 

     Для проведения инвентаризации приказом руководителя, назначается комиссия.

     До  начала инвентаризации основных средств  проверяется: 
   - наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;

     - наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

     - наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

     Инвентаризация  основных средств осуществляется в  общеустановленном порядке с учетом их территориального размещения, при этом комиссия производит осмотр объектов в натуральном выражении и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера. Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково - серийной системе.

     Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут вне места нахождения хозяйствующего субъекта (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия, о чем должно быть оговорено в распоряжении о проведении инвентаризации.

     При проведении инвентаризации незавершенного капитального строительства инвентаризационная комиссия проверяет состояние законсервированных объектов и объектов, по которым строительство временно прекращено.

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. 

     1.8.  Основные этапы проведения аудита 

     Аудит проводится на основании договора между аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком. При составлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона об аудиторской деятельности. В договоре должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторской работы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправе обратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но это может вызвать конфликт, чего аудитору (аудиторской организации) следует всячески избегать.

     Рекомендуется предусмотреть возникновение дополнительной работы в двустороннем договоре. Договор  между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условиях соглашения. Аудитор не должен соглашаться на изменение договора, если нет на то достаточного обоснования. Например, неполная или неудовлетворительная информация по банковским или иным счетам не дает повода изменения аудиторской проверки на обзорную. Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает его администрация предприятия, то это незаконно.

     Аудитор и клиент должны согласовывать условия  обязательства в форме договора и письма-обязательства, которому должно предшествовать официальное предложение клиента.

     Письмо-обязательство  аудитора своему клиенту документально подтверждает его согласие с поставленной задачей и масштабом аудита, степень его ответственности перед клиентом и форму представления отчета. Письмо-обязательство должно быть передано аудируемому субъекту до начала аудиторской проверки во избежание неправильного понимания принимаемых обязательств. Договор может составляться на  долгосрочное аудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки. Форма и содержание писем-обязательств могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее:

     -      - вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;
     -      - указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными;
     -      - обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

     Аудитор может также включить в письмо:

            - соглашения, касающиеся планирования аудита;
     -      - просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации;
     -      - просьбу к клиенту подтвердить условия обязательства, с приложением расписки в получении письма-заявки;
     -      - описание каких-либо других писем или отчетов, которые он предполагает составить для клиента;
     -      - условия оплаты и исчисление гонорара.

     Работа  аудитора - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур.

Информация о работе Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств в организациях