Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:39, лекция
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет.
Б В
А
А – производственный учет
Б – финансовый учет для внутреннего пользования
В – финансовый учет в узком смысле для внешних пользователей
Г – налоговые расчеты на базе финансового учета (налоговый учет).
Выделяют два подхода к
Первый связан с management accounting, второй – с европейским «контроллинг» (Германия).
В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе УУ – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием УУ рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.
В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.
В российской практике чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Предметом УУ является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (ЦО).
Объектами УУ являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Различные сочетания
экономических, юридических, организационных
и технико-технологических
Признаки классификации
Подсистема управленческого
Виды подсистем
Форма связи управленческой и финансовой бухгалтерии
Интегрированная
(монистическая)
Автономная
Учет прошлых (фактических) затрат
Оперативность учета
затрат
Нормативный метод
(стандарт-кост)
Полнота учитываемых
затрат
Учет полной
себестоимости
Учет сокращенной себестоимости (директ-костинг)
В практике управленческого учета на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.
Методы, используемые в УУ, разнообразны:
Цели УУ:
2. Информация в системе управленческого учета
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Цель УУ – обеспечить менеджеров информацией. К информации такого рода предъявляются иные требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей.
В УУ может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и неучетной, т.е. документально обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.
3.Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в ФУ и УУ используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета.
Данные и ФУ и УУ используются для принятия решений.
Область сравнения |
Финансовый учет |
Управленческий учет |
ведения |
Обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой точностью как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет |
Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние органы и организации не имеют права указывать, что нужно и ненужно делать. Нет смысла в сборе и обработке ненужной информации |
2. Цель ведения учета |
Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены – цель достигнута. |
УУ – средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс непрерывный). |
3. Пользователи информации |
Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и т.д. |
Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации |
4. Базисная структура |
Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы=Собственный капитал (капитал учредителей) + Обязательства |
Структура информации зависит от запросов пользователей |
5. Основные правила |
Ведется в соответствии с нормами и правилами БУ. У пользователей должна быть уверенность в правильном понимании данных БУ |
Управленческий аппарат может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности. |
6. Привязка ко времени |
Отражает финансовую историю организации. Проводки делаются после совершения операций. «Как это было». |
Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее. «Как это должно быть». |
7. Тип информации |
Финансовые документы – |
Информация в стоимостном и натуральном выражении |
8. Степень точности информации |
Высокая степень точности |
Могут использоваться приближения и примерные оценки, ради оперативности |
9. Периодичность отчетности |
Полный финансовый отчет – по итогам года и ежеквартально |
Детализированные отчеты в больших организациях – ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно, иногда – немедленно. |
10.Сроки предоставления отчетности |
Т.к. необходимо время для аудиторской проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько недель после окончания отчетного периода |
Обычно составляются и предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного периода; при оперативных отчетах – на следующее утро |
11. Объект отчетности |
В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам. |
Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности |
12. Ответственность за правильность ведения учета |
Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности |
Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных УУ, но не за сами данные УУ |
Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (Р, У) – издержки производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин затраты на производство. В соответствии с международными стандартами расходы – убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия.
Затраты отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно. Принципы формирования себестоимости продукции определяются Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”, а также другими нормативными актами.
В Положении разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет других источников финансирования. Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:
В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.
В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.