Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:39, лекция

Краткое описание

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческий учет. Лекции.docx

— 305.19 Кб (Скачать файл)

Классификации затрат для  расчета себестоимости, оценки запасов, незавершенного производства и прибыли.

По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям калькуляции. Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

  • материальных затрат (за вычетом стоимости возвратных отходов),
  • затрат на оплату труда,
  • отчислений на социальные нужды,
  • амортизации основных средств,
  • прочих затрат.

По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Примерные статьи калькуляции, отражающие затраты на производство продукции:

  1. сырье и материалы;
  2. возвратные отходы (вычитаются);
  3. покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;
  4. топливо и энергия на технологические нужды;
  5. основная заработная плата производственных рабочих;
  6. дополнительная заработная плата;
  7. отчисления на социальные нужды;
  8. расходы на подготовку и освоение производства;
  9. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  10. цеховые расходы;
  11. общезаводские;
  12. потери от брака;
  13. прочие производственные расходы.

По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

Для расчета себестоимости единицы  продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

Прямые – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт.

Прямые  материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие.

Материалы могут быть основными  и вспомогательными. Вспомогательные  – гвозди для мебели, болты в  автомобили, клей и т.д. – косвенные  общепроизводственные.

Прямые  трудовые – расходы по оплате труда основных производственных рабочих. Эти затраты можно снизить путем повышения эффективности. Остальные затраты труда, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий – косвенные. Это механики, контролеры и другие вспомогательные рабочие.

Косвенные (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени  и т.п.). Они не зависят от объема производства.

По связи затрат с технологическим  процессом затраты бывают основные и накладные.

Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат. 

Накладные расходы делятся на две группы:

  • накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством;
  • накладные общехозяйственные  – организация и управление предприятием.

Общепроизводственные – 1) РСЭО – амортизация оборудования и транспортные средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергозатраты на оборудование, услуги вспомогательных производств, заработная плата рабочих, износ МБП и пр.; 2) общецеховые – производственное управление, подготовка и организация производства, амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание аппарата управления производственного подразделения и т.д.

Общехозяйственные – административное управление, расходы по техническому, производственному управлению, расходы по управлению снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью; на подготовку, набор, отбор, обучение персонала, оплата услуг внешних организаций (аудиторских) ремонт зданий, сооружений, инвентаря, налоги, сборы, платежи.

По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.

 

Классификации затрат для  планирования, прогнозирования, принятия решений

Одной из функций управления затратами  является планирование расходов. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и непланируемые. Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затрата обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Непланируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.

По отношению к объему производства – переменные и постоянные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т.е. зависят от деловой активности организации. Они характеризуют стоимость собственно продукта (все остальные – стоимость самого предприятия). Переменные затраты на единицу – постоянны. Переменные совокупные затраты имеют линейную зависимость от объема производства (показателя деловой активности).

Переменные  затраты могут носить производственный и непроизводственный характер. Переменные производственные затраты – прямые материальные, трудовые, вспомогательные  материалы, полуфабрикаты. Переменные непроизводственные затраты – расходы  на упаковку готовой продукции для  отгрузки потребителю, транспортные расходы, комиссионные вознаграждения посреднику, зависящие от объема производства.

Затраты, которые  остаются практически неизменными  в течение отчетного периода, не зависят  от деловой активности – постоянные расходы. Это расходы на рекламу, арендная плата, амортизация ОС, нематериальных активов. Постоянные совокупные расходы не изменяются под влиянием изменения объема производства. Постоянные на единицу – наоборот.

 

 

Совокупные


На единицу


Постоянные затраты


Переменные затраты




Совокупные



На единицу





Q


Q




 

В реальной жизни редко можно встретить  издержки, которые являются исключительно  постоянными или переменными. Следовательно  затраты часто являются условно-переменными (условно-постоянными, смешанными). Например,  плата за пользование телефоном, которая состоит их постоянной и переменной частей; ряд налогов (подоходный налог – до определенного предела постоянная ставка, далее – прогрессивная ставка). Аналогично представительские расходы, расходы на рекламу.

При выработке определенных решений  целесообразно выделять затраты принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Это означает, что при принятии определенного управленческого решения целесообразно принимать во внимание не все затраты, а только те, которые имеют отношение к данной хозяйственной ситуации. При принятии управленческих решений из рассмотрения необходимо исключать безвозвратные затраты, потребность в которых уже отпала, и они не могут быть изменены в будущем. В то же время, необходимо учитывать при принятии решений вмененные затраты. Это категория, существующая только в рамках управленческого учета. Руководитель в процессе разработки решения может приписать какие-либо затраты, которые могут в будущем и не состояться. Это упущенная выгода, возможность, которая потеряна в результате выбора альтернативного управленческого решения. При разработке решений по дополнительному выпуску продукции руководитель должен принимать во внимание приростные и предельные затраты, т.е. дополнительные затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии и, соответственно, единицы продукции.

 

Классификации для контроля и регулирования

Процесс регулирования  и контроля предполагает поиск ответов  на вопрос: насколько велики отклонения фактических затрат от плановых; чем  они вызваны; кто отвечает за отклонения; есть ли возможность их корректировки и т.д. Деятельность, направленная на регулирование и контроль затрат требует установить связь между затратами, доходами и действиями конкретных ответственных лиц. Поэтому основу учета затрат для целей регулирования составляет учет по центрам ответственности, т.е. по сегментам внутри предприятия, во главе которых стоит ответственное лицо, принимающее решения. В этой ситуации целесообразно все затраты делить на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемыми являются затраты, зависящие от деятельности центра ответственности, и за эффективность расходования которых несет ответственность руководитель этого центра. Все другие затраты будут являться нерегулируемыми.

 

Тема № 3. Анализ безубыточности

 

Модель безубыточности позволяет  ответить на следующие вопросы:

  • Какое влияние окажет прибыль на изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;
  • Какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности;
  • Каковы оптимальные объем и структура;
  • Как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
  • Какой «запас прочности» есть у предприятия;
  • Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;
  • Какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
  • Какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
  • Как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
  • Производить ли товары самостоятельно или заказывать на стороне;
  • Какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.

Модель безубыточности опирается  на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной – объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они не существенны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Анализ безубыточности проводят в  алгебраической и графической форме:

  1. Математический метод (метод уравнения).

Введем условные обозначения: S – выручка, p – цена, Q – объем реализации; v – переменные затраты на единицу продукции; V – совокупные переменные затраты; F – совокупные постоянные затраты; I – прибыль.

Исходные формулы:

S=p*Q; V=v*Q; F=const

S-V-F=I,

или

p*Q-v*Q-F=I

Г



В



Доходы,


 расходы, руб.


Маржинальный доход



 


А– совокупные постоянные затраты


Б – совокупные переменные затраты 

В – общие затраты

Г – выручка от реализации продукции

ТЗ – точка закрытия

ТБ – точка безубыточности

Б


10000



 

 

 

Масштабная база



А


1000



Зона  прибыли


Зона  убытков




ТБ


ТЗ


Объем реализации Q, шт



 

На основании  этой модели можно рассчитать ряд аналитических показателей, помогающих руководителю в принятии решений: маржинальную прибыль, коэффициент выручки, точку безубыточности, силу операционного рычага, кромку безопасности, запас финансовой прочности.

Маржинальная  прибыль — это разность между выручкой и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия (это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли).

Маржинальная  прибыль рассчитывается по формуле:

М = S - V.

Маржинальную  прибыль можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельную маржинальную прибыль). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

Информация о работе Управленческий учет