Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:39, лекция

Краткое описание

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческий учет. Лекции.docx

— 305.19 Кб (Скачать файл)

 

Составление финансового бюджета

Цель финансового бюджета –  разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

 

Бюджет капитальных вложений

Определение направлений капитальных  вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

 

Бюджет  денежных средств

Для этого необходимо проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Условия погашения дебиторской  задолженности: сколько процентов  составляет поступление ДС от общего объема реализации текущего месяца; сколько % ДЗ текущего месяца будет ликвидировано в следующем периоде; куда поступают средства в кассу или на р\с.

Условия погашения  кредиторской задолженности: как часто  производится выплата заработной платы и за какой месяц; возникает ли большая задолженность по заработной плате; как регулярно оплачиваются счета кредиторов; как оплачиваются накладные расходы и т.д.

Необходимо  учесть минимальное сальдо денежных средств на р\с и в кассе  предприятия. Анализируется внешнее  финансирование: размеры необходимых  кредитов для покрытия дефицита оборотных средств. Планируются ли капитальные вложения.

 

Показатели

За год

В том числе по кварталам

1

2

3

4

1.Остаток ДС на начало периода

         

2. Поступление средств от продаж (сумма)

         

3. Всего ДС(сумма)

         

4. Выплаты: за материалы

         

- заработная работа

         

- налог на прибыль

         

- покупка оборудования

         

- другие

         

5.Всего выплат

         

6.Минимальное сальдо

         

7.Потребность в ДС (5+6)

         

8.Избыток (недостаток) ДС(3-5)

         

9.Привлечение заемных средств

         

10.Погашение кредита

         

11.Выплата процентов по кредиту 

         

12.Остаток ДС на конец периода

         

 

Прогнозный  баланс строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений.

 

 

 

Тема  № 8. Учет и отчетность по центрам 
ответственности

 

  1. Учет затрат по центрам ответственности
  2. Учет и отчетность по центрам затрат
  3. Учет и отчетность по центрам прибыли
  4. Учет и отчетность по центрам инвестиций

 

 

1. Учет затрат по центрам ответственности

 

На предприятия  управление затратами осуществляется не только по предприятию в целом, но и более детально – по центрам ответственности. ЦО – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Управление затратами по центрам ответственности осуществляется преимущественно на крупных предприятиях.

Деление предприятия на центры ответственности  позволяет:

  1. использовать специфические методы управления затратами с учетом особенностей деятельности каждого подразделения предприятия;
  2. увязать управление затратами с организационной структурой предприятия;
  3. децентрализовать управление затратами, осуществляя его на всех уровнях управления;
  4. установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.

Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности  заключается в следующем:

  • определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
  • персонализация документов внутренней отчетности;
  • участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов на предстоящий период.

Выбор способа  деления предприятия на центры ответственности  определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

  1. в каждом ЦО должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
  2. во главе ЦО должно быть ответственное лицо – менеджер;
  3. необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого ЦО;
  4. степень детализации информации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
  5. желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр ответственности, для которого данные затраты являются прямыми;
  6. поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Центры ответственности  можно классифицировать по следующим  признакам:

  • функции, выполняемые центром ответственности;
  • объем полномочий и ответственности.

 

ЦО по принципу выполняемых ими  функций делятся на основные и  вспомогательные.

Основные  ЦО непосредственно изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для потребителей. Их затраты на прямую относят на себестоимость продукции (Р, У).

В составе основных ЦО выделяют центры, относящиеся к материальным запасам, участки  и цехи основного производства, управленческие и сбытовые центры. ЦО, относящиеся к материальным запасам, включают снабжение и складское хозяйство. Участки и цехи основного производства охватывают технологический процесс изготовления продукции. К управленческим относятся ЦО, осуществляющие функции управления предприятием, например, администрация, плановый, финансовый отделы. Сбытовые центры ответственности решают задачи маркетинга и сбыта продукции предприятия.

Вспомогательные ЦО участвуют в производстве косвенно, сказывая услуги, выполняя работы или изготавливая продукцию, предназначенную не для потребителя, а для основных ЦО. Затраты вспомогательных ЦО невозможно напрямую отнести на себестоимость, поэтому их сначала распределяют по основным центрам, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость.

В составе вспомогательных ЦО выделяют общезаводские и обслуживающие  процесс производства. Общезаводские  центры обслуживают все подразделения  предприятия (объекты социальной сферы, административно-хозяйственный отдел). Центры, обслуживающие процесс производства, занимаются оказанием услуг только для нужд основного производства (ОТК, ремонтный цех, инструментальная мастерская).

ЦО по принципу объема полномочий делятся на центры затрат, прибыли, инвестиций.

Менеджер  любого центра ответственности для  выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему ЦО, чтобы иметь возможность на основании этой информации принимать соответствующие управленческие решения.

 

 

  1. Учет и отчетность по центрам затрат

 

Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. ЦЗ могут входить в состав других более крупных ЦО. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат.

Для центра регулируемых затрат существует оптимальное соотношение между затратами и выпуском. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции, а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляют при помощи гибких бюджетов. Менеджер центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, так что деятельность его оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу продукции.

Для центра произвольных затрат не существует оптимального соотношения между  затратами и результатами деятельности: фиксированная величина затрат для таких центров устанавливается по решению руководства предприятия в период разработки плана в зависимости от задач, поставленных перед такими центрами на предстоящий период. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, отдел маркетинга. Менеджеры центров произвольных затрат отвечают за соблюдение бюджета, а также за качественные показатели работы.

Центр слабо  регулируемых затрат отличается от центра произвольных затрат тем, что руководство  предприятия практически не может  повлиять на величину затрат таких  центров и принимает ее как  заданную величину. Пример – медпункт на территории предприятия.

Главный инструмент управленческого учета, позволяющий  контролировать деятельность центра затрат – смета. Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых затратах, основанную на планах управления и концепции контролируемых затрат. Определение контролируемых статей – ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по ЦО. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами. Менеджер подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. Широкое распространение получили гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства.

Сравнение фактических  результатов с запланированными показателями отражается в отчете об исполнении сметы. Отчет представляет собой таблицу.

 

Статьи контролируемых затрат

Затраты по смете

Фактические затраты

Отклонения


 

Отчет об исполнении сметы и другие формы внутрифирменной  отчетности базируются на соблюдении двух принципов:

  1. внутрихозяйственная отчетность содержит только те показатели, которые подконтрольны менеджеру данного ЦО и на динамику которых он может оказывать влияние;
  2. отчетность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа в том, что менеджеру более высокого уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности ЦО более низкого уровня.

Большинство руководителей не имеют  времени изучать детализированные бухгалтерские отчеты и искать проблемные области. Поэтому такие отчеты наряду с суммарными величинами должны указывать статьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты (!). Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

На некоторых  предприятиях иногда выделяют еще один вид ЦО – центр выручки. Центр выручки - подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты. Например, отдел сбыта. Взаимосвязи между затратами на функционирование такого центра и значением выручки практически нет, поэтому основным контролируемым показателем является выручка, а также определяющие ее показатели: объем сбыта в натуральном выражении, цены, структура реализации.

 

 

  1. Учет и отчетность по центрам прибыли

 

Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыли. Это предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль. ЦП может состоять из нескольких центров затрат (предприятия, входящие в состав объединения имеют цехи, участки).

Поскольку управляющие  ЦП несут ответственность и обладают полномочиями как в части затрат, так и в части поступлений, то отчеты, используемые в системе учета по ЦО для оценки ЦП, обычно имеют форму отчета о прибыли. Эти отчеты отражают затраты и поступления подразделений вплоть до формирования валовой прибыли от реализации или операционной прибыли.

 

Валовая прибыль  ЦП=Чистая выручка от продаж – Произв. с\с РП

 

Чистая  выручка от продаж=выручка от продаж на сторону + выручка от продаж другим ЦР по трансфертным ценам – скидки и возврат

Производственная  с/с = прямые затраты по оплате труда + прямые материальные затраты + накладные  расходы данного ЦО.

Информация о работе Управленческий учет