Управленческий учёт в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:47, лекция

Краткое описание

1.1. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета.
1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет.docx

— 235.32 Кб (Скачать файл)

В управленческом учете должны быть предусмотрены следующие справочники:

  • Сделки, которые проводит организация. Возможность измерения в физическом и в денежном эквиваленте.
  • Бизнес-подразделения (справочник по финансовой структуре).
  • Справочник договоров.
  • Справочник клиентов.
  • Справочник продуктов.
  • Виды схем расчетов (минимизация налогообложения).

2. Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 Информация по сегментам, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н .

В числе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО № 14 Сегментарная отчетность, которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. По существу — это прародитель ПБУ 12/2000, и цель принятия нового российского стандарта становится яснее, если известна история возникновения МСФО № 14.

Хотя первая редакция стандарта была принята в 1983 г., необходимость его появления возникла намного раньше, в конце 50-х годов, связанных с бурным развитием западных компаний. Можно выделить два основных направления этого развития.

Во-первых, расширялся ассортимент выпускаемых изделий, осуществлялось проникновение в новые сферы деятельности, завоевание новых рынков сбыта. Это свидетельствовало о начале процесса диверсификации производства — перехода от простых монопроизводств к многопрофильнымтехнологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повышала финансовую устойчивость и конкурентоспособностьпредприятий. Появлялась возможность покрывать убытки, полученные в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов продукции (работ, услуг). Во-вторых, в связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах. Таким образом, при подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными включать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическимсегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в состав финансовой отчетности, а с другой - лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Сегментарная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

1) лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;

2) точнее оценить риски и прибыли компании;

3) принимать более обоснованные решения относительно компании в

целом и ее отдельных подразделений.

Многие современные западные компании производят группы товаров (или услуг) или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами на будущее и рисками. В этом случае сегментарная отчетность помогает разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из ее совокупных данных. Таким образом, сегментарная отчетность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Проблемы, отмеченные выше, постепенно становятся актуальными и для отечественного учета. В российской экономике уже существуют предприятия, имеющие сеть филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, осваивающих различные рынки сбыта. Такие предприятия могут быть разбиты на отдельные сегменты, вклад которых в формирование конечного финансового результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость в анализе доходов и расходов каждого сегмента. Решение этой задачи — прерогатива системы бухгалтерского управленческого учета.

В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского уче-

та в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о

деятельности сегментов встречается в 1996 г. В Инструкции о порядке за-

полнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом

Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п. 4.30), сказано, что

в пояснительной записке ≪необходимо привести дополнительные данные об

объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельнос-

ти и географическим регионам≫1.

Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматри-

ваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал-

терской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов

РФ 29 июля 1998 г. № 34н [3]. В соответствии с п. 91 в случае наличия у

организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгал-

терского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бух-

галтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, на-

ходящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же

документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской

отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных

началах (союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными до-

кументами объединений). Однако из сводной отчетности не видны резуль-

таты деятельности отдельных предприятий.Это упущение устраняется

после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Учитывать требования последнего Положения должны организации,

составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъек-

тов малого предпринимательства оно не обязательно.

Положением прежде всего даются рекомендации по распознаванию сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов,

активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления

внешней отчетности понимается «часть деятельности организации в опре-

деленных хозяйственных условиях».

По аналогии с МСФО № 14 выделено два типа сегментов — операцион-

ный и географический. Операционным сегментом названа часть деятель-

ности организации по производству определенного товара, выполнению

определенной работы, оказанию определенной услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей,

отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или

однородным группам товаров, работ, услуг.

Географический сегмент — часть деятельности организации по произ-

водству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном гео-

графическом регионе деятельности организации, которая подвержена рис-

кам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих

место в других географических регионах деятельности организации.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение: в трактовке ПБУ

12/2000: под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юри-

дическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по

отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-

либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном поряд-

ке должно рассматриваться в качестве операционного или географического

сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть раз-

делены на более мелкие.

Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а так-

же реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием

трансфертных цен.

С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты,о ко-

торых идет речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» ви-

дами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сег-

менты обладают собственными активами, с ними отождествляются

обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы,

а следовательно, и определен финансовый результат деятельности.

Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляю-

щих, как:

• доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;

• часть общей выручки организации, которая обоснованно может быть

отнесена на данный сегмент. Для ее определения на практике применяются

косвенные методы расчетов.

Доходы операционного сегмента—это выручка от продажи определен-

ных товаров, от выполнения определенных работ, оказания определенных

услуг. Доходы географического сегмента — это выручка от производства

товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географичес-

ком регионе деятельности.

Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то

для объективной оценки их доходов используются не трансфертные, а вне-

шние цены.

Не являются доходами сегмента:

• проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, кро-

ме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности сегмента;

• чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия

чрезвычайных обстоятельств хозяйствования (стихийного бедствия, пожа-

ра, аварии и т.д.).

Аналогичный подход предполагается и к учету расходов сегментов. Как

и доходы, они состоят из двух слагаемых:

• расходов, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;

• части общих расходов организации, которая обоснованно может быть

отнесена на данный сегмент. Эта составляющая в отличие от первой рас-

считывается косвенными методами.

Не относятся к расходам сегмента:

• расходы по финансовым вложениям, если эти финансовые вложения

не являются предметом деятельности сегмента;

• налог на прибыль;

• чрезвычайные расходы (потери от стихийных бедствий, забастовок, тер-

рористических актов и иных аналогичных событий.

Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток)

определяется как разность между полученными им доходами и понесенны-

ми при этом расходами.

С сегментом идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Большинство активов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежат сегменту, выпускающему и реализующему данную продукцию (работу, услугу).

Если активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то они

распределяются между структурными подразделениями с использованием

косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, должен

быть зафиксирован в учетной политике организации и последовательно при-

меняться от одного отчетного периода к другому.

Вместе с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, гудвил, организационные расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между сегментами и относятся на деятельность компании в целом.

Внешняя задолженность, которая возникла у сегмента в связи с производством и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается

ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отождествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлеченным в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределенными.

Информация о работе Управленческий учёт в системе управления предприятием