Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:47, лекция
1.1. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета.
1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.
В управленческом учете должны быть
предусмотрены следующие
2. Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 Информация по сегментам, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н .
В числе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО № 14 Сегментарная отчетность, которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. По существу — это прародитель ПБУ 12/2000, и цель принятия нового российского стандарта становится яснее, если известна история возникновения МСФО № 14.
Хотя первая редакция стандарта была принята в 1983 г., необходимость его появления возникла намного раньше, в конце 50-х годов, связанных с бурным развитием западных компаний. Можно выделить два основных направления этого развития.
Во-первых, расширялся ассортимент выпускаемых
изделий, осуществлялось проникновение
в новые сферы деятельности, завоевание
новых рынков сбыта. Это свидетельствовало
о начале процесса диверсификации производства
— перехода от простых монопроизводств
к многопрофильнымтехнологиям с широкой
номенклатурой выпускаемых изделий. Такая
перестройка повышала финансовую устойчивость
и конкурентоспособностьпредприят
Сегментарная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО № 14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:
1) лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
2) точнее оценить риски и прибыли компании;
3) принимать более обоснованные решения относительно компании в
целом и ее отдельных подразделений.
Многие современные западные компании производят группы товаров (или услуг) или работают в географических регионах с разными нормами рентабельности, возможностями развития, перспективами на будущее и рисками. В этом случае сегментарная отчетность помогает разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из ее совокупных данных. Таким образом, сегментарная отчетность наряду с прочей финансовой информацией рассматривается международными стандартами как необходимая для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Проблемы, отмеченные выше, постепенно становятся актуальными и для отечественного учета. В российской экономике уже существуют предприятия, имеющие сеть филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, осваивающих различные рынки сбыта. Такие предприятия могут быть разбиты на отдельные сегменты, вклад которых в формирование конечного финансового результата организации неодинаков. Следовательно, появляется необходимость в анализе доходов и расходов каждого сегмента. Решение этой задачи — прерогатива системы бухгалтерского управленческого учета.
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского уче-
та в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о
деятельности сегментов встречается в 1996 г. В Инструкции о порядке за-
полнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом
Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п. 4.30), сказано, что
в пояснительной записке ≪необходимо привести дополнительные данные об
объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельнос-
ти и географическим регионам≫1.
Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматри-
ваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал-
терской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов
РФ 29 июля 1998 г. № 34н [3]. В соответствии с п. 91 в случае наличия у
организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгал-
терского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бух-
галтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, на-
ходящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же
документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской
отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных
началах (союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными до-
кументами объединений). Однако из сводной отчетности не видны резуль-
таты деятельности отдельных предприятий.Это упущение устраняется
после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Учитывать требования последнего Положения должны организации,
составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъек-
тов малого предпринимательства оно не обязательно.
Положением прежде всего даются рекомендации по распознаванию сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов,
активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления
внешней отчетности понимается «часть деятельности организации в опре-
деленных хозяйственных условиях».
По аналогии с МСФО № 14 выделено два типа сегментов — операцион-
ный и географический. Операционным сегментом названа часть деятель-
ности организации по производству определенного товара, выполнению
определенной работы, оказанию определенной услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей,
отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или
однородным группам товаров, работ, услуг.
Географический сегмент — часть деятельности организации по произ-
водству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном гео-
графическом регионе деятельности организации, которая подвержена рис-
кам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих
место в других географических регионах деятельности организации.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение: в трактовке ПБУ
12/2000: под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юри-
дическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по
отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-
либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном поряд-
ке должно рассматриваться в качестве операционного или географического
сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть раз-
делены на более мелкие.
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а так-
же реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием
трансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты,о ко-
торых идет речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» ви-
дами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сег-
менты обладают собственными активами, с ними отождествляются
обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы,
а следовательно, и определен финансовый результат деятельности.
Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляю-
щих, как:
• доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;
• часть общей выручки организации, которая обоснованно может быть
отнесена на данный сегмент. Для ее определения на практике применяются
косвенные методы расчетов.
Доходы операционного сегмента—это выручка от продажи определен-
ных товаров, от выполнения определенных работ, оказания определенных
услуг. Доходы географического сегмента — это выручка от производства
товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географичес-
ком регионе деятельности.
Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то
для объективной оценки их доходов используются не трансфертные, а вне-
шние цены.
Не являются доходами сегмента:
• проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, кро-
ме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности сегмента;
• чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия
чрезвычайных обстоятельств хозяйствования (стихийного бедствия, пожа-
ра, аварии и т.д.).
Аналогичный подход предполагается и к учету расходов сегментов. Как
и доходы, они состоят из двух слагаемых:
• расходов, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;
• части общих расходов организации, которая обоснованно может быть
отнесена на данный сегмент. Эта составляющая в отличие от первой рас-
считывается косвенными методами.
Не относятся к расходам сегмента:
• расходы по финансовым вложениям, если эти финансовые вложения
не являются предметом деятельности сегмента;
• налог на прибыль;
• чрезвычайные расходы (потери от стихийных бедствий, забастовок, тер-
рористических актов и иных аналогичных событий.
Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток)
определяется как разность между полученными им доходами и понесенны-
ми при этом расходами.
С сегментом идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Большинство активов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежат сегменту, выпускающему и реализующему данную продукцию (работу, услугу).
Если активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то они
распределяются между структурными подразделениями с использованием
косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, должен
быть зафиксирован в учетной политике организации и последовательно при-
меняться от одного отчетного периода к другому.
Вместе с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, гудвил, организационные расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между сегментами и относятся на деятельность компании в целом.
Внешняя задолженность, которая возникла у сегмента в связи с производством и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается
ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отождествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлеченным в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределенными.
Информация о работе Управленческий учёт в системе управления предприятием