Управленческий учёт в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:47, лекция

Краткое описание

1.1. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета.
1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет.docx

— 235.32 Кб (Скачать файл)

 

 

                                       

. Концепции и терминология классификации издержек

 

  1. . Затраты и их классификация
  2. Произв. мощности, линейная зависимость и релевантные уровни.
  3. Сегментирование в управленческом учете. Понятия: места возникновения затрат, носитель затрат, объект затрат, центр затрат.
  4. . Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.

 

    1. Затраты возникающие в ходе текущей производственной деятельности предприятия, являются одним из основных объектов управленческого учёта. Основная цель управления производственными затратами заключается в установлении рациональных, оптимальных сумм и уровня затрат, обеспечивающего достижение предусмотренного объёма прибыли. Формирование информации о производственных затратах в управленческом учёте основано на разработке их классификации,  анализе поведения затрат, их контроле и определении способов их снижения. При этом основополагающим принципом служит разграничение понятий издержки, затраты и расходы. В своей основе все эти понятия означают затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.

Издержки  – суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они делятся на явные  ( бухгалтерские, расчетные) и вмененные (альтернативные).

Явные ( бухгалтерские, расчетные) издержки – выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки – упущенная  выгода предприятия, которую оно  получило бы при выборе альтернативного  товара для производства, по альтернативной цене и т.д.

Затраты –  явные издержки предприятия.

Расходы –  уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь  в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы.

 Расходы  – это стоимость использованных  ресурсов, которые полностью израсходованы  в течение определенного периода  для получения дохода. Затраты  – это денежная оплата приобретённых  товаров или услуг, которая  со временем будет вычтена   из прибыли (списана в расходы), т. е. расходы - это часть  затрат, понесённая предприятием  в связи с получением дохода.

Такой подход обусловлен ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» и стандартом 18 МСФО «Выручка». В соответствии с  указанными документами расходы, как  правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках  на основании непосредственной связи  между понесенными затратами  и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием доходов и расходов. Исходя из этого в бухгалтерском  учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми  расходами. С точки зрения техники учета, это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах «Материалы», «Амортизация основных средств», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д., затем на счетах «Основное производство», «Готовая продукция» и не списываться на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции, работ или услуг.

К основным элементам производственных затрат относят следующие:

1. прямые  затраты на материалы – сырье  и материалы, используемые в  производственном процессе. Физически  они включаются в готовый продукт.

2. прямые  затраты на заработную плату  – основная заработная плата,  дополнительные выплаты и отчисления  в фонды социального страхования  от заработной платы основных  производственных рабочих.

 

Производственные  накладные расходы:

1. косвенные  затраты на материалы – затраты  на материалы, которые требуются  для производственного процесса, но не становятся составной  частью готового продукта;

2. косвенные  затраты на труд;

3. расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования, общепроизводственные  расходы, в частности амортизация  производственных помещений и  оборудования, коммунальные услуги, затраты подразделений, обслуживающих  основное производство.

 Общехозяйственные  расходы не связаны непосредственно  с производственным процессом. 

 

В управленческом учете данные расходы называют расходами  отчетного периода. Они не относятся  к определенному объему производства, не накапливаются в незавершенном  производстве, их не учитывают при  определении себестоимости производства единицы продукции. Они всегда относятся  на тот период, в течение которого были произведены. Они не проходят стадию запасов, а сразу оказывают влияние  на исчисление прибыли. В отчете о  прибылях и убытках расходы периода  вычитаются из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании. Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности с расходами отчетного периода составляют полную себестоимость продукции (работ,услуг).

Для эффективной  организации управленческого учета  необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат. 

Рассмотрим  классификацию затрат по трем основным признакам.

Классификация затрат

Признак классификации

Виды затрат

1. Экономическая роль в процессе производства

а) основные затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства;

б) накладные затраты, образующиеся в связи с организацией, обслуживанием и управлением производством.

2. Способ включения в себестоимость продукции

а) прямые, определяемые непосредственно для единицы продукции;

б) косвенные, общий объем которых распределяется по видам продукции пропорционально выбранной базе.

3. Отношение к объему производства

а) условно-переменные, изменяющиеся пропорционально объему производства;

б) условно-постоянные, не зависящие от объема производства.


Переменные  затраты в сумме изменяются в  прямой пропорции к изменению  объему производства, но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными (затраты на сырье и материалы, зарплату рабочих и т.д.). Например, чем больше на швейной фабрике произведено костюмов, тем больше затрачено материалов, а расход материала на один костюм остается неизменным.

Постоянные  затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня производства. Если швейная фабрика для реализации своей продукции арендует небольшой магазин, то ежемесячная арендная плата за него — величина постоянная, а сумма арендной платы, приходящейся на один проданный костюм, есть величина переменная, которая будет тем меньше, чем больше продано костюмов.

Изменения переменных и постоянных затрат в  зависимости от изменения

Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Они могут быть определены как  полупеременные. Полупеременные затраты  имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров.

 

2. Под производственной мощностью понимают максимально возможный объем производства продукции при существующем объеме производственных ресурсов.

Различают три вида мощности:

а) теоретическая или идеальная мощность – максимальный выпуск продукции, которого может достичь организация, если все оборудование будет работать в оптимальном режиме без простоев;

б) практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев;

в) нормальная мощность – среднегодовой уровень производства, необходимый для удовлетворения потребностей ожидаемых продаж (план производства).

Затраты на единицу выпуска продукции  всегда связаны с уровнем загрузки производственных мощностей. При неизменности прочих условий деятельности минимальными они будут тогда, когда производственные мощности будут использоваться полностью. Здесь необходимо помнить, что производственные мощности предприятия – не однородная, а гомогенная величина, состоящая  из производственных мощностей отдельных  подразделений предприятия. Эти  мощности в силу разных, в том  числе объективных причин, не полностью  сопряжены друг с другом, например из-за разной производительности станков, машин и другого оборудования. Поэтому затраты материальных и  трудовых ресурсов должны учитываться  исходя из определенного уровня использования  производственных мощностей, как правило, меньшего, чем 100%.

Недоиспользованные  мощности означают недоиспользованные возможности предприятия, поэтому  постоянные расходы предприятия  следует подразделить на две части: обусловленную фактической загрузкой  и приходящуюся на незагруженные  мощности. Непроизводительную часть  постоянных расходов или величину резерва  снижения себестоимости можно определить по формуле:

 

Р=(хмахiпостмах,

где хмах и хi – соответственно максимально возможная и фактическая загрузка производственных мощностей в единицах продукции;

      Зпост – постоянные расходы предприятия, д.е.;

     Р – резерв снижения себестоимости, д.е.

Выделение непроизводительной части постоянных расходов весьма важно для управления техническим развитием предприятия, обеспечения сбалансированности в  составе машин и оборудования.

 

 Большая  часть затрат зависит от объема  производства нелинейно. Такую  зависимость сложно анализировать  и прогнозировать. Для превращения переменных затрат с нелинейными зависимостями в линейные применяют метод линейной аппроксимации.

Этот метод опирается на понятие  уровней объема производства, с которыми предприятие предполагает работать.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Объектом управленческого учета выступают прошлые и будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Сегмент – основная информационная единица управленческого учета, выделяемая для получения отчетности и прогнозной информации.

Сегментация бизнеса прежде всего должна создать предпосылки для реализации в системе управления организацией двух важнейших функций – планово-аналитической и контрольно-мотивационной.  Это требует позиционирования отдельных слагаемых предпринимательской деятельности в качестве информационных и организационных сегментов бизнеса.

Информационные  сегменты бизнеса отличаются чрезвычайным разнообразием, их природа определяется индивидуальными особенностями и стратегией организации.

Таблица 2

Возможные подходы к  сегментации бизнеса

Информационный аспект

Выделяемые сегменты

Организационный аспект

Особенности технологического процесса

Передел 1, передел 2 и т.д.

Заказ 1, заказ 2 и т.д.

Проект 1, проект 2 и т.д.

Вид деятельности 1, вид деятельности 2 и т.д.

Центры затрат

 

 

 

 

Центры доходов

Центры прибыли

 

 

Центры инвестиций

Класс покупателей

Бедный, средний, богатый

Каналы реализации

Опт, розница, дистрибьюторская сеть

Рынки сбыта (региональный признак)

Восточные регионы России, центральные  регионы России, страны СНГ, Европы и т.д.

Группы покупателей

Частные предприниматели, юридические  лица, население


 

 

Так, в отраслях с поточным производством  информационными сегментами могут  стать переделы (нпр., в металлургическом производстве – производство чугуна, стали и т.д.; в текстильной промышленности – ткачество, прядение, отделка). На промышленных предприятиях с серийным производством в этой роли могут выступать заказы (в полиграфической, обувной, швейной промышленности). Отдельные проекты могут являться сегментами для научно-исследовательских организаций, проектных учреждений.

Информация о работе Управленческий учёт в системе управления предприятием