В управленческом
учете, как правило, используются
варианты учета и оценки основных
средств, предусмотренные в учетной
политике для целей бухгалтерского
финансового учета. Вместе с
тем можно использовать способы
учета и оценки объектов основных
средств, предусмотренные НК РФ
(например, нелинейный метод начисления
амортизации) или международными
стандартами финансовой отчетности
(МСФО).
Различные
подходы в управленческом учете
могут быть применены при определении
срока службы нематериальных
активов.
Выбранные
варианты учета и оценки по
внеоборотным активам должны быть отражены
в учетной политике для целей управленческого
учета. [15]
1.2.3. Учетная политика в целях налогообложения
В целях
налогообложения под учетной
политикой понимается выбранная
налогоплательщиком совокупность
допускаемых НК РФ способов (методов)
определения доходов и (или)
расходов, их признания, оценки
и распределения, а также учета
иных необходимых для целей
налогообложения показателей финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщика.
[12, c. 90]
При трактовке
налоговой учетной политики будем
пользоваться несколькими статьями
части второй НК РФ. Налоговый
учет, порядок ведения которого устанавливается
в учетной политике для целей налогообложения,
характеризуется следующими посылками.
Во-первых, это система обобщения информации
для определения налоговой базы по налогу
на основе данных первичных документов.
Во-вторых, учет осуществляется в целях
формирования полной и достоверной информации
о порядке учета для целей налогообложения
хозяйственных операций, произведенных
организацией в течение отчетного (налогового)
периода, а также для обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей, для
контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью исчисления
и уплаты налогов в бюджет.
Принятая учетная политика
в целях налогообложения:
- утверждается соответствующим
приказом, распоряжением руководителя
организации;
- применяется с 1 января
года, следующего за годом ее
утверждения приказом, распоряжением
руководителя;
- является обязательной
для всех обособленных подразделений
данной организации;
- для вновь созданных
организаций утверждается не
позднее окончания первого налогового
периода и считается применяемой
со дня создания организации.
Решение о
внесении изменений в учетную
политику для целей налогообложения
принимается в случае изменения:
- положений законодательства
о налогах и сборах - не ранее
момента вступления в силу
изменений в законодательстве;
- применяемых методов
учета - с начала нового налогового
периода.
Утверждение
налоговой учетной политики не
только необходимо для самой
организации-налогоплательщика в
соответствии с требованиями
налогового законодательства, но
и полезно для самой организации,
так как ее отсутствие может
повлечь за собой санкции, а
также упущенные выгоды. С помощью
учетной политики до налоговых органов
доводятся сведения, необходимые для осуществления
налогового контроля за правильностью
исчисления и уплаты налогов. Кроме того,
учетная политика закрепляет в одном документе
все методики, которые организация-налогоплательщик
применяет при исчислении налогов. И, наконец,
учетная политика в целях налогообложения,
являясь действенным инструментом налогового
планирования, позволяет в определенных
размерах корректировать величину налоговых
платежей организации. И хотя правила
ведения налогового учета едины, но в пределах
единых норм существуют возможности для
выбора методов учета, дающих возможность
регулировать финансовые потоки организации.
При разработке
учетной политики в целях налогообложения
необходимо учитывать возможные
трудности, связанные с постановкой
и ведением налогового учета,
зависят от ряда характеристик,
например, таких, как:
- организационно-правовая
форма;
- виды и объемы деятельности;
- отраслевая специфика;
- штат и квалификация
сотрудников финансово-бухгалтерской
службы;
- организация синтетического
и аналитического учета;
- обеспечение учетного
процесса средствами автоматизации.
При разработке
соответствующей учетной политики
необходимо одновременное достижение
двух целей: постановка оптимальной
системы налогового учета и
закрепление в учетной политике
таких элементов, которые бы
не противоречили законодательству
и максимально соответствовали
специфике деятельности организации.
Ключевыми
методами, влияющими на величину
уплачиваемых налогов, являются
распределение доходов и расходов
между отчетными (налоговыми) периодами
и регулирование оценки активов.
Элементы учетной
политики
В рамках, очерченных
НК РФ, организация-налогоплательщик
самостоятельно разрабатывает и
утверждает элементы учетной
политики в целях налогообложения.
Наиболее разумным является группировка
элементов учетной политики по
видам налогов.
Структура
учетной налоговой политики может
быть следующая. Первая часть
- организационная, в ней устанавливаются
правила ведения налогового учета,
ответственные лица, для организаций
со сложной организационной структурой
указываются порядок и сроки
представления документов в головную
организацию. Вторая часть - методологическая,
в ней приводятся конкретные
методики по расчету отдельных
видов налогов. Для наглядности
данную часть можно представить
в форме таблицы, в которой
указываются налоги и применяемые
к их исчислению правила со
ссылкой на конкретную статью
НК РФ.
Для того
чтобы не перегружать учетную
политику, целесообразно включать
в нее только те элементы, которые
организация непосредственно использует
в своей финансово-хозяйственной
деятельности. При необходимости
внесения изменений в отдельные
положения их можно оформлять
дополнениями к учетной политике.
Если НК РФ регламентирована
только одна конкретная методика
исчисления или уплаты налога
и варианты не предусматриваются,
то в учетной политике данные
методики утверждать не следует.
Заметим, что
на управление величиной уплачиваемых
организацией налогов влияет
только методологическая часть
политики, положения, утверждаемые
организационной частью политики,
к величине налогов отношения
не имеют.
В учетной
политике для целей налогообложения
организации необходимо раскрыть:
- методики, по которым
положениями НК РФ предусмотрена
вариантность;
- методику ведения налогового
учета, формы налоговых регистров.
Налоговый
учет осуществляется в целях
формирования полной и достоверной
информации о порядке учета
для целей налогообложения хозяйственных
операций, осуществленных в течение
отчетного (налогового) периода.
Порядок организации
ведения налогового учета организация-налогоплательщик
определяет самостоятельно. При
этом он должен обеспечивать
контроль за правильностью формирования
показателей, учитываемых при определении
налогооблагаемой базы. Данный контроль
может осуществляться как внутри организации,
так и внешними пользователями (например,
налоговыми органами), поэтому налоговый
учет должен быть максимально прозрачным,
начиная с первичных документов, налоговых
регистров и заканчивая налоговой декларацией.
В качестве
приложения к учетной политике
в целях налогообложения должны
прилагаться разработанные организацией
формы налоговых регистров. Организации
разрабатывают формы налоговых
регистров, которые наиболее полно
отражали бы формирование показателей,
учитывающих доходы и расходы
организации, в хронологическом
порядке в течение отчетного
(налогового) периода. Если порядок
оценки и учета объектов и
хозяйственных операций в бухгалтерском
учете соответствуют правилам, установленным
для целей налогообложения, то
организация имеет право использовать
данные бухгалтерских регистров
для исчисления налогов.
В данном
разделе также следует предусмотреть
выбранный организацией способ
ведения регистров налогового
учета: ручной или с применением
автоматизации и программных
продуктов.[12, c. 90]
1.3. Порядок формирования
учетной политики организации
Основными
задачами учетной политики организации
являются формирование набора
четких инструкций, положений и
методов, которые позволят
упорядочить, унифицировать (насколько
это возможно), регламентировать основные
участки учета в организации, создать
единую схему документооборота, систему
оценки активов организации, сформировать
отчетность, верно отражающую имущественное
положение организации. Эти задачи решаются
путем применения множества способов
ведения бухгалтерского учета, к которым
относятся: способы группировки и оценки
фактов хозяйственной деятельности, погашения
стоимости активов, организации документооборота,
инвентаризации, применения счетов бухгалтерского
учета, системы регистров бухгалтерского
учета, способы обработки информации.
Учетная политика
организации формируется главным
бухгалтером (бухгалтером) организации
и утверждается руководителем
организации. Основным требованием,
предъявляемым к принятой в
организации учетной политике, является
то, что она не должна противоречить
принятым нормативным актам Российской
Федерации.
В учетной политике утверждаются:
-выбранные организацией
варианты учета и оценки объектов
учета;
-рабочий план счетов
бухгалтерского учета, содержащий
синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с требованиями своевременности
и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных
документов, применяемых для оформления
фактов хозяйственной деятельности,
по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учетных
документов, а также формы документов
для внутренней бухгалтерской
отчетности;
-порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств организации;
-методы оценки активов
и обязательств;
-правила документооборота
и технология обработки учетной
информации;
- порядок контроля за хозяйственными
операциями;
-другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского
учета.
[11, c. 15-17]
На выбор
способов ведения бухгалтерского
учета влияют:
-правовой и организационно-экономический
статус (форма собственности, отрасль
и вид деятельности, организационно-правовая
форма, размеры организации);
-особенности деятельности
(производственные, коммерческие, финансовые,
управленческие);
-текущие и долгосрочные
цели предпринимательства (привлечение
дополнительных финансовых ресурсов,
осуществление инвестиционных программ,
укрепление конкурентных позиций
на рынке и т.д.);
-хозяйственная ситуация
(развитость инфраструктуры рынка,
состояние законодательства, благоприятность
инвестиционного климата и др.);
-кадровое обеспечение
(уровень квалификации персонала,
степень понимания стоящих перед
ним задач и др.).
При формировании
учетной политики организации
необходимо придерживаться следующих
требований и правил:
1) организация должна
выбрать лишь один способ ведения
учета из нескольких, допускаемых
законодательством и нормативными
актами по бухгалтерскому учету
в Российской Федерации. Если
по конкретному вопросу в нормативных
документах не установлены способы
ведения бухгалтерского учета,
то при формировании учетной
политики организация самостоятельно
разрабатывает соответствующий
способ исходя из положений
по бухгалтерскому учету;
2) выбранный способ ведения
учета должен устанавливаться
организацией во всех его структурных
подразделениях, независимо от места
их расположения и функционирования.
Это означает, что представительства,
отделения, филиалы должны придерживаться
учетной политики, установленной
головной организацией;