Учет движения основных средств (на примере ООО «Карьер Краснолесье»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по бухучету(главный итог).doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

В актах на списание указывают  данные, характеризующие объекты  основных средств: год изготовления или постройки, дату поступления  на предприятие, время ввода в  эксплуатацию, первоначальную стоимость (для переоцененных – восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объектов основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов16.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывают пробег автомобиля, дают техническую характеристику его агрегатов, деталей и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки. При списании с балансов предприятий основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают копию акта об аварии, а также поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении виновных лиц. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов на списание не допускается.

  1. Ликвидация основных средств.

Списание основных средств  в результате ликвидации может происходить  по разным причинам: в связи с  негодностью в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и др., физическим износом и моральным устареванием. Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты. Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 1999 г. нового Положения по бухгалтерскому учету и отчетности материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 54 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности).

При отражении в бухгалтерском  учете списания объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы). Списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

При отражении операций по ликвидации основных средств предприятие  обязано выявить и списать  финансовый результат (прибыль или  убыток) от ликвидации. С этой целью все расходы по ликвидации основных средств, пришедших в негодность, предприятие относит в дебет счета 47 (кредит счетов 23, 60, 67, 69, 70, 71, 76), а полученные при разборке товарно-материальные ценности приходует (дебет счета 10, кредит счета 47). Превышение кредитового оборота по счету 47 над дебетовым означает, что получена прибыль от ликвидации основных средств (дебет счета 47, кредит субсчета 80/2). В противном случае, когда дебетовый оборот по счету 47 превысит кредитовый оборот по этому счету, будет иметь место убыток (дебет субсчета 80-2, кредит счета 47). Финансовый результат выявляют отдельно по каждому ликвидируемому объекту основных средств.

Если основные средства выбывают из хозяйственного оборота  из-за неудовлетворительного физического состояния до момента полного списания НДС, уплаченного при их приобретении (возведении), который учтен на дебете субсчета 19/1, разницу между суммой уплаченного налога и суммой, зачтенной при определении НДС, подлежащего внесению в бюджет, списывают за счет собственных источников предприятия (дебет субсчетов 81-2, 87-2, 88-1, кредит субсчета 19-1). Бухгалтерские проводки по ликвидации основных средств отражены в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6- Ликвидация основных средств

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость  ликвидируемого ОС

47

01/1

Списана сумма амортизации, начисленная  к моменту выбытия ОС

02/1

47

Оприходованы материалы и запасные части по рыночной цене на дату списания ОС

10/1

80/2

Списаны расходы, понесенные организацией при ликвидации ОС

47

20, 26, 70, 69, 76,...

Отражены суммы ранее произведенных  дооценок ОС при его списании

87/1

47

Финансовый результат (убыток) от списания ликвидируемого ОС

80/2

47


 

В целях налогообложения  на всю сумму убытка организация должна увеличить налогооблагаемую прибыль.

  1. Списание основных средств при их передаче в аренду.

При передаче основных средств в  долгосрочную аренду другому предприятию на основании договора аренды их выбытие отражается обычным порядком на счете 47. Вместе с тем, предприятие-арендодатель должно отразить сумму обязательств арендатора по выкупу основных средств в течение срока аренды на счете 09 "Арендные обязательства к поступлению" (дебет счета 09, кредит счета 47). Платежи, поступающие от арендатора (дебет счета 51, кредит счета 09), будут уменьшать сумму долга, пока полностью не погасят ее. К окончанию срока аренды при прочих равных условиях остатка на счете 09 не будет. Основные средства, сданные в долгосрочную аренду, считаются выкупленными арендатором полностью, и к нему переходит право собственности.

На счете 09 предприятие-арендодатель в течение всего срока аренды учитывает также суммы процентов, причитающиеся к получению за сданные в долгосрочную аренду основные средства (дебет счета 09, кредит субсчета 80-3), если их получение предусмотрено условиями договора.

Ежегодно перед составлением годового отчета предприятия-арендодатели должны выверить свои расчеты по арендным поступлениям. С этой целью арендодатели посылают арендаторам заказные письма с уведомлением о вручении. В письмах содержится просьба подтвердить числящуюся за арендаторами по счету 09 задолженность. У арендатора она числится на счете 97. Остатки по счетам 09 (у арендатора) и 97 (у арендодателя) должны совпадать. Если ответ на запрос не поступил, то исходя из принципа "молчание - знак согласия" можно считать, что остаток по счету 09 признан арендатором и подтвержден им.

Копию письма-запроса  и почтовую квитанцию с уведомлением о вручении необходимо хранить в  течение всего времени долгосрочной аренды на случай непредвиденных обстоятельств. Если на письмо-запрос поступило письменное подтверждение арендатора о сумме долга, то процедура последующих взаимоотношений упрощается.

Передача основных средств  на условиях текущей аренды. Такие основные средства не выбывают и продолжают числиться на баланс предприятия. Предприятие-арендодатель на условиях договора текущей аренды передает, как правило, отдельные объекты основных средств (например, автомашину, строительные механизмы, часть производственных помещений и др.). Износ по таким объектам арендодатель не вправе включать в издержки своего производства, а должен относить его на внереализационные потери (дебет субсчета 80-3, кредит счета 02), которые покрываются получаемой с арендатора арендной платой. Эту плату включают в состав внереализационных доходов (прибыли) предприятия (дебет субсчета 76-3, кредит субсчета 80-3).

Арендодатель по просьбе  арендатора выдает ему копию инвентарной  карточки на объект, переданный в текущую  аренду. В свою очередь предприятие-арендатор, приняв объект в эксплуатацию на условиях текущей аренды, высылает арендодателю акт формы № ОС-1 на этот объект. В договоре текущей аренды обуславливаются размер и сроки внесения арендной платы, проценты за нарушение установленных сроков платежей, порядок регулирования взаимных претензий и др.

По окончании срока  текущей аренды основные средства арендатор  в рабочем состоянии возвращает арендодателю. Расходы по капитальному ремонту основных средств, сданных  в текущую аренду, предусматриваются  условиями договора аренды: за счет кого он производится – арендатора или арендодателя17.

1.4  Основные нормативные документы и международные стандарты учета основных средств

 

 

К основным нормативным документам учета движения основных средств  относятся:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г.  № 129-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Глава 21 НК РФ (с изменениями и дополнениями на 01.01.2005г).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г.  № 94-н.
  6. ПБУ 1/1 «Учетная политика организации» от 9.12. 1998 г. № 60-н(Письмо Минфина России от 20.10.2005 N 07-05-06/274)
  7. ПБУ№4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ Минфина РФ от 6.07. 1999 г. № 43-н.
  8. ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. №26-н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45-н, от 12.12.2005 N 147-н).
  9. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Приказ Минфина РФ №107-н от 30.12.99г.
  10. Общероссийский классификатор основных фондов. Утверждён постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г.  № 359 (с изм. и доп. 1/98).
  11. Приказ МинФина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67-н.
  12. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91-н.
  13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г.  № 49-н.
  14. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.  Приказ Минфина РФ от 28.06. 2000 г. № 60-н.
  15. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Приказ Минфина РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г.  № БГ-3-03/447.
  16. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» (подакцизные товары) части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 18.12.2000 г.  № БГ-3-03/440.
  17. Указания о порядке отражения в бухгалтерском учёте и отчётности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г. Утверждены приказом Минфина РФ от 19.12.95 г.  № 130.
  18. Инструкция  «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Минфина РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 г.  № 62-н.
  19. Постановление Правительства РФ «Об уточнении порядка расчёта амортизационных отчислений и переоценки основных фондов» от  24.06.98 г.  № 627.
  20. Постановление Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств от 21.01.2003г. № 7.
  21. Письмо «О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 г.». Письмо Минфина РФ от 22.09.98 г.  № ВГ-1-23/3747.

Последние годы отмечены усилением  внимания к проблеме международной  унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в  сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств. Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО) носят лишь рекомендательный характер, то есть не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

В МСФО к основным средствам относится МСБУ 16 «Недвижимость, здания и оборудование».

Согласно МСБУ 16 основные средства — это материальные активы, которыми предприятие владеет с целью их использования в процессе производства или поставки товаров и оказания услуг, сдачи в аренду прочим лицам, или для целей управления, и которые, как предполагается, будут использоваться в течение более одного отчетного периода. МСБУ 16 распространяется на все виды активов, которые соответствуют данному определению, кроме лесов и подобных воспроизводимых природных ресурсов.

МСБУ не применяются к несущественным статьям (суммам). В связи с этим в МСБУ не встречается понятие "малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Объекты, соответствующие определению основных средств, но имеющие незначительную стоимость, обычно списываются на расходы в момент их приобретения. При этом решение относительно границы существенности стоимости для предприятия принимает его руководство.

МСБУ 16 не содержит требования относительно классификации основных средств, но предусматривает их распределение на классы. Класс основных средств — это группа объектов, одинаковых по характеру и способу использования в деятельности предприятия. Примерами отдельных классов основных средств являются следующие: земля, здания, машины и оборудование, корабли, самолеты, автотранспорт, мебель и приспособления, офисное оборудование.

Все изменения бухгалтерского законодательства последних лет направлены именно на сближение отечественной учетной  практики с международной. Последнее  крупное новшество касается основных средств (ОС). Приказ Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01» (далее – Приказ № 147н) существенно поменял порядок учета ОС. Проанализируем различия между двумя стандартами до изменений и выясним, какие из них устранил Приказ № 147н.

Информация о работе Учет движения основных средств (на примере ООО «Карьер Краснолесье»)