Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:45, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является детальное усвоение содержания основных вопросов учета денежных средств, углубление и закрепление полученных знаний, приобретение навыков самостоятельного применения полученных знаний. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- изучение литературных источников, нормативных актов, положений, инструкций;
- анализ основных требований к ведению бухгалтерского учета по расчетному счету и кассе;
- освоение практики постановки учета на примере деятельности строительной организации.
Введение…………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Учет кассовых операций и денежных документов…………….5-20
1.1.1. Общие принципы ведения кассовых операций………………….5-9
1.1.2. Учет денежных средств и денежных документов в кассе……9-18
1.1.3. Инвентаризация кассы с отражением результатов в учете…..18-20
1.2. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банках……………………………………………………………..20-29
1.2.1.Общие принципы расчетных операций в РФ……………………..20-21
1.2.2. Учет операций на расчетном счете……………………………….21-25
1.2.3. Учет операций на специальных счетах…………………………...25-28
1.2.4. Особенности учета операций на валютных счетах………………28-29
1.3. Раскрытие информации в отчете о движении денежных средств……………………………………………………………29-30
Глава2. Практическая часть………………………………………...31-51
Заключение…………………………………………………………….…..52
Список использованной литературы
Результаты инвентаризации оформляется актом. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения (для этого кассир представляет комиссии письменное объяснение). Акт инвентаризации составляется в 2-х экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой – у кассира.
Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию и принимаются к учету в составе внереализационных доходов следующей проводкой:
ДЕБЕТ 50 «Касса» субсчета «Касса организации» или «Денежные документы» – КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».
На сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись:
ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – КРЕДИТ 50 «Касса организации» или «Денежные документы».
При выявлении излишков или недостачи бланков документов строгой отчетности они отражаются соответственно по дебету или кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности» в номинальной оценке.
Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица, то ее сумма списывается следующей проводкой:
ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» – КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы материально ответственного лица, что отражается следующей проводкой:
ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – КРЕДИТ счета 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете отражается проводка:
ДЕБЕТ 50 «Касса организации» – КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
При отсутствии виновного
лица сумма недостачи денежных
средств списывается
ДЕБЕТ 91 «Прочие расходы» – КРЕДИТ 94
1.2.1.Общие принципы
Расчетные операции в РФ организуются на основе определенных принципов.
Первый принцип безналичных расчетов – правовой режим осуществления расчетов и платежей. К главным законодательным источникам регулирования безналичных расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Положение о безналичных расчетах в РФ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Главным регулирующим органом платежной системы является Центральный банк РФ. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. основная задача Банка России – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Второй принцип безналичных расчетов – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Безналичные расчеты ведутся через банк, в котором открыт счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двусторонний гражданско-правовой договор.
Третий принцип – обеспеченность платежа, поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Этот принцип предполагает наличие денежных средств или договоренности на получение кредита.
Четвертый принцип – периодическая очередность платежей. Очередность может быть хронологическая, целевая, законодательная. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов5.
Пятый принцип – согласие (акцепт) плательщика на платеж реализуется путем применения соответствующего платежного документа, свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств, – платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей.
Шестой принцип – срочность платежа. Расчеты должны осуществляться строго в установленные сроки.
Седьмой принцип – контроль всеми участниками правильности совершения расчетов, соблюдения установленных положений о порядке их проведения.
Восьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий, т. е. нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
1.2.2. Учет операций на расчетном счете.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия. Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной ГК РФ Российской Федерации (ст. 855):
1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
4) по платежным документам, предусматривающим платежи во внебюджетные фонды;
5) по исполнительным документам,
предусматривающим
6) по другим платежным
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
При взносе наличных денег на расчетный счет выписывается объявление на взнос наличными. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Первичными документами, на основе которых производится списание денежных средств с расчетного счета, являются6:
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Счет 51 "Расчетные счета" корреспондирует со счетами7:
По дебету: 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 79, 80, 86, 90, 91, 98, 99.
По кредиту: 04, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75,76, 79, 80, 81, 84, 96, 99.
1.2.3. Учет операций на специальных счетах
Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
Счет 55 корреспондирует со счетами:
По дебету: 50, 51, 52, 60, 62, 66, 67, 68, 71, 75, 76, 79, 80, 86, 91, 98, 99.
По кредиту: 04, 50, 51, 52, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 79, 80, 81, 84.
К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:
55-1 "Аккредитивы";
55-2 "Чековые книжки";
55-3 "Депозитные счета" и др.
На субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.
Принятые на учет по счету 55 "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
На субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках"; сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".