Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа
Большинство расчетов по сделкам осуществляется посредством перечисления денежных средств с использованием банковских счетов. На сегодняшний день банки предоставляют своим клиентам возможности осуществлять разные банковские операции. В зависимости от специфики конкретной операции она совершается посредством использования банковского счета. Наряду с расчетными счетами предприятия могут иметь иные специальные счета для учета денежных средств, как правило, целевого использования.
Введение…………………………………………………………………..
3
1
Сущность и формы безналичных расчетов…………………………….
5
2
Учет денежных средств на специальных счетах в банке……………...
8
2.1
Учет операций по аккредитивной форме ………………………………
10
2.2
Учет операций по расчетам чеками и чековыми книжками…………..
15
2.3
Учет операций по депозитным счетам………………………………….
19
2.4
Учет операций по расчетам корпоративными банковскими картами...
20
Заключение……………………………………………………………….
32
Список литературы…………………………………………
2.1 Учет операций по аккредитивной форме расчетов
Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании инструкций клиента (приказодателя аккредитива), обязуется произвести платеж в пользу получателя средств (бенефициара) по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такой платеж [19].
В аккредитиве изложены все требования покупателя к товару и к оформлению документов на товар, при выполнении которых банк, исполняющий аккредитив, вправе перевести деньги продавцу с аккредитивного счета покупателя. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Все аккредитивы должны ясно указывать, каким путем они используются:
- путем платежа по предъявлению,
- платежа с рассрочкой,
- акцепта или негоциации (с выплатой денежных средств получателю или третьим лицам) [7].
В России аккредитивная форма расчетов не очень распространена, но в международных расчетах используется часто. В основном аккредитивы применяются в международной торговой практике при осуществлении экспортно-импортных операций.
В расчетах по аккредитиву принимают участие:
- покупатель (плательщик);
- банк-эмитент (банк
- продавец (получатель денег);
- исполняющий банк (банк продавца) - исполняет аккредитив. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.
Расчеты по аккредитиву можно изобразить в виде схемы.
Рисунок 1 - Схема расчетов по аккредитиву
Шаг 1. Плательщик заполняет заявление на открытие аккредитива в банке-эмитенте (форма № 0401063) (приложение 1). Заявление заполняется в двух экземплярах по форме, разработанной в банке. В заявлении приводятся такие сведения как: наименование товара, для оплаты которого открывается аккредитив, срок отгрузки товаров, грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза, вид аккредитива.
Шаг 2. Банк-эмитент перечисляет сумму покрытого аккредитива в исполняющий банк.
Шаг 3. Исполняющий банк извещает продавца о поступлении денежных средств (открытии аккредитива).
Шаг 4. Продавец исполняет свои обязательства по договору (отгружает покупателю товары, выполняет работы или оказывает услуги).
Шаг 5. Продавец представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение обязанностей по договору. Банк осуществляет экспертизу этих документов и проверяет соблюдение всех условий аккредитива.
Шаг 6. При положительных результатах экспертизы исполняющий банк зачисляет сумму аккредитива на расчетный счет продавца [14].
На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление средств отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы»
Кредит сч.51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
По мере использования этих средств (согласно выпискам банка) производится запись:
Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».
Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления банка на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются так:
Дебет сч.51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
Кредит сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-1 «Аккредитивы».
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому отдельно выставленному аккредитиву.
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы» [16].
Закрытие аккредитива производится в следующих случаях:
1) при полном использовании средств или по истечении срока аккредитива, о чем банк-исполнитель сообщает банку-эмитенту;
2) по заявлению
поставщика об отказе
3) по заявлению
покупателя об отзыве
Аккредитивная форма расчетов обладает определенными преимуществами. Во-первых, подобная форма расчетов гарантирует поставку необходимого количества продукции в сроки, указанные в аккредитиве. Если же сделка сорвется и поставка продукции не состоится либо состоится не в полном объеме, то аккредитив гарантирует возвращение средств покупателю на сумму непоставленного или недопоставленного товара. Во-вторых, использование аккредитивной формы расчетов обеспечивает гарантию всем участникам того, что банк-эмитент выполнит свои платежные обязательства при выполнении всех условий аккредитива.
К недостаткам же аккредитивной формы расчетов можно отнести, во-первых, то, что из оборота покупателя товаров выводится часть денежных средств, так как для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров необходим резерв определенной суммы денежных средства. Во-вторых, на оформление аккредитива затрачивается много времени, и, в-третьих, стоимость аккредитива достаточно высока.
Таблица 2 - Типовые операции при аккредитивной форме расчетов
Содержание операции |
Дебет счета |
Кредит счета |
Выставлен аккредитив с расчетного счета |
55-1 |
51 |
Выставлен аккредитив за счет краткосрочного кредита банка |
55-1 |
66 |
Списано с расчетного счета за услуги банка по выставлению аккредитива |
91-2 |
51 |
Списано с аккредитива в порядке оплаты документов поставщика |
60 |
55-1 |
Остаток аккредитива вернулся в банк-эмитент и зачислен на расчетный счет |
51 |
55-1 |
Остаток аккредитива вернулся в банк-эмитент и зачислен на ссудный счет |
66 |
55 -1 |
Пример:
Организация приобрела материальные ресурсы с использованием аккредитива.
Таблица 3 – Приобретение материальных ресурсов с использованием аккредитива
Операция |
Дебет |
Кредит |
Основание |
Сумма |
Открытие аккредитива |
55/1 |
51 |
Счёт банка |
600 000 |
Оплачены услуги банка |
76 |
51 |
Счёт-фактура поставщика |
10 000 |
Списаны услуги банка |
10(16) |
76 |
Счёт-фактура поставщика |
10 000 |
Выделен НДС |
19 |
60 |
Счёт-фактура поставщика |
90 000 |
Отражены затраты на приобретение материалов |
10 |
60 |
Счёт фактура поставщика (после оприходования) |
500 000 |
НДС по материалам принят к возмещению из бюджета |
68/НДС |
19 |
Счёт фактура поставщика |
90 000 |
Оплачен счёт поставщиков путём раскрытия аккредитива |
60 |
55/1 |
Счёт-фактура поставщика (с учётом НДС) |
590 000 |
2.2 Учет операций по расчетам чеками и чековыми книжками
В России расчеты чеками между юридическими лицами применяются довольно редко. Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке. Денежные средства, предназначенные для расчетов чеками, депонируются на специальном счете в банке, при этом банк списывает часть денежных средств с расчетного счета организации на специальный счет (или оформляет краткосрочный кредит банка).
Для снятия наличных денежных средств с расчетного счета (на выплату заработной платы работникам, выдачу средств под отчет, и пр.) банк, как правило, выдает организации чековую книжку. Для того чтобы снять наличные деньги со своего счета, организация выписывает чек, заверяет его подписями уполномоченных лиц и печатью организации и представляет в банк. Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-П (в ред. от 11.06.2004 г.) установлены определенные требования к расчетам чеками, действующие в Российской Федерации.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Поясним некоторые понятия действующие в чековом обращении:
Чек должен содержать: наименование «чек», включенное в текст документа на том языке, на котором этот документ составлен; поручение плательщику выплатить конкретную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека [24].
Заполнение чека допускается как от руки, так и с использованием технических средств. Использование факсимиле при подписании чеков не допускается. На чеке, выданном от имени юридического лица, должен быть оттиск его печати.
Чек имеет хождение только на территории Российской Федерации.
Чеки подразделяются на именные (выписываются на имя определенного лица), предъявительские (выписываются на предъявителя) и ордерные (выписываются по приказу определенного лица и передается посредством именной или бланковой передаточной надписи на обороте).
Кроме того, чеки подразделяются на денежные (для получения наличных денег) и расчетные (для безналичных расчетов).
Вид чека определяет способ передачи прав по нему. Не подлежит передаче именной чек. Чек без указания наименования чекодержателя рассматривается как чек на предъявителя.
Платеж по чеку может быть обеспечен полностью или в части чековой суммы посредством аваля банка.
Аваль — поручительство (обязательство поручителя отвечать перед кредитором должника за исполнение последним его основного обязательства полностью или частично) по векселю или чеку; допускается для любого лица, кроме плательщика [13].
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается бухгалтерской записью:
Дебет сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки»
Кредит сч.51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Суммы, полученные в банке по чековым книжкам, списываются по мере оплаты выданных организацией чеков (согласно выпискам банка):
Дебет сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки».
Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке банка.
Суммы по возвращенным в банк чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются следующей записью:
Дебет сч.51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
Кредит сч.55 «Специальные счета в банках», субсчет 55-2 «Чековые книжки».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.
Поставщик |
4) |
Покупатель | ||||
3) | ||||||
6) |
5) |
7) |
2) |
1) | ||
Банк-поставщик |
6) |
Банк-покупатель | ||||
Рисунок 2 – Схема расчетов чеками
1. заявление на покупку чековой книжки (Приложение 2);
Информация о работе Учет денежных средств на специальных счетах